20 ноября — Всероссийский день правовой помощи детям

Всемирный день ребенка отмечают 20 ноября. Это еще одна дата наряду с 1 июня, когда проблемам детства уделяется особое внимание.

А что в остальные дни? Кто защищает детей, невзирая на то, какой день в календаре? О правах детей и подростков поговорим с уполномоченным по правам ребенка в Московской области Валерией Андреевой. Это «Интервью 360».
— Мало кто знает, честно признаться, про 20 ноября. В этот же день пройдет Всероссийский день правовой помощи детям. Почему такая несправедливость?
— 20 ноября в 1989 году в ООН принималась конвенция о правах ребенка. Школьники Подмосковья знают конвенцию о правах ребенка и знают, что в этот день объявлен всемирный день защиты ребенка.
— А их родители, бабушки, дедушки? Мне кажется, массово никто об этом не говорит.
— В Московской области этому дню уделяется внимание, а впервые таким образом этот день был проведен, как день защиты прав детей и день оказания правовой помощи, год назад по инициативе правительственной комиссии и уполномоченном при президенте по правам ребенка Павла Астахова. Хочу сказать сразу, что для московских правозащитников этот день защиты прав детей традиционный: на протяжении уже многих лет этот день ознаменовывал начало месячника правовой помощи жителям Подмосковья. Заканчивается месячник Всемирным днем защиты прав человека, приуроченный к декларации защиты прав людей.
— Правильно ли я понимаю, что Вы сейчас говорите об акции Дня открытых дверей? Когда Вы подключаете разные ведомства, структуры, которые будут работать с детьми и их родителями?
— Я бы не назвала это акцией, это День оказания правовой помощи детям. В этом году она проводится второй раз. Однако впервые координирующим органом, который будет обеспечивать проведение этого дня во всей РФ, является Министерство юстиций. Неделю назад управление Министерства провело координационное совещание, на котором были собраны руководители министерств, ведомств и организаций, которые имеют непосредственное отношение к вопросам обеспечения прав детей и бесплатной юридической помощи.
— Бесплатная юридическая помощь — это важно, потому что, действительно, можно говорить о том, что наши граждане неграмотны в правовых аспектах, многие не знают элементарных вещей. Вы с этим согласны? Из-за этого устраиваете такие мероприятия?
— Абсолютно согласна. Собственно говоря, намерения проведения подобных мероприятий направлены, прежде всего, на то, чтобы просветить людей в правовом отношении, чтобы люди знали свои права, основные положения нормативно-правовых актов. Большинство обращений связано с незнанием людей своих прав, и большая часть наших ответов заявителям в наш адрес связано с разъяснением действующего законодательства. Подобные месячники дают возможность тем, кого интересуют те или иные вопросы, проблемы, связанные с реализацией своих прав, принять, объяснить, рассказать, проконсультировать. Было принято решение, что 20 ноября во всех офисах управлений образования, опеки и попечительства, в нотариальных конторах, в адвокатских конторах, в офисах представителей уполномоченного по правам человека в Московской области, во всех образовательных учреждениях этот день объявляется днем открытых дверей для тех, кому необходима юридическая помощь, консультация, совет. Наши граждане должны знать об этом, в этот день они могут получить исчерпывающую информацию.
— Вы как раз коснулись темы обращений, заявлений граждан. У нас так построена государственная система обеспечения прав, как раз на заявительном принципе: пока не попросишь, тебя не услышат. Однако важно и то, насколько власти готовы к диалогу.
— Вот спасибо за этот вопрос! Очень большое количество людей, которые нуждаются в помощи, в поддержке, в мерах социальной защиты порой не знают, на что они имеют право. Вот этот заявительный принцип предполагает как раз фактор получения этой гарантии меры любой социальной поддержки, любой другой гарантии обеспечения прав только при том, когда они заявят в соответствующий орган о своём праве, чтобы его реализовать. До тех пор им никто не предложит и не скажет: «Вы знаете, вы имеете на это право, приходите, получите его». Надо прийти и заявить: «Я имею право на поддержку, окажите мне её».
— Как быстро органы готовы удовлетворить прошение человека?
— Действует законодательство, которое предполагает немедленное реагирование. Если есть нормативные условия для реализации того или иного права, надо немедленно принимать меры по удовлетворению заявления с разъяснениями, если человеку не ясно, что нужно представить, какие документы, почему одни документы являются основанием для того, чтобы удовлетворять то или иное право. Поэтому очень важно, какие люди, чиновники работают в управлении образования, в органах опеки и попечительства, в службе социальной защиты населения. Человеческий фактор имеет огромное значение, потому что людей надо принять таким образом, чтобы им было понятно, почему они имеют на это право, а, если они заблуждаются, объяснить, что это право не имеет возможности быть удовлетворено. Людям надо всё объяснять.
— Если как раз говорить про объяснение людям, гражданам их прав. Образовательное учреждение — одна из самых, на мой взгляд, важных площадок для правового ликбеза. Какие вопросы чаще всего задают школьники, и как с ними общаются?
— Большая часть людей, в том числе и в Подмосковье, так или иначе связаны с образовательным учреждением. Это огромная армия педагогов, детей, родителей, бабушек и дедушек. Поэтому все вопросы, которые возникают, особенно в связи с образованием и воспитанием детей, нужно решать в самой школе. Собственно, как говорится, с этой идеей было связано создание института уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, когда в образовательном учреждении 5 лет назад появился общественный правозащитник, которым мог быть или учитель, или родитель. Это решали в коллективе на основании выборов и представления на эту должность. Эти люди вместе с нами, с государственными правозащитниками решают вопросы и правового просвещения. Какие же чаще всего вопросы задают школьники? Самые различные. Прежде всего, с самых ранних лет они заявляют о том, а на что я имею право? Начинается разговор с конвенции о правах ребенка, где прописаны основные права, и наши школьники находят ответы на эти вопросы. Уже в течение восьми лет по инициативе уполномоченного по правам человека в Московской области Жарова А. Е. проводится конкурс «Права человека глазами ребенка». В этом году он будет 9-й год проходить. Я вот просто предлагаю на одной из наших встреч рассказать об этом конкурсе отдельно и почитать работы ребят, где они сами рассказывают о своих правах и о том, как они реализуются в настоящее время. Очень активные школьники всех возрастов. Мы сохраняем их работы, издаем их, и ребята удовлетворены тем, что их творчество востребовано. В день оказания правовой помощи будут представлены творческие работы ребят с того конкурса, о котором я сказала.
— Какие больше всего вопросы задают школьники? Может быть, за Вашу практику Вы помните случай, когда школьник непосредственно сам подошел и сказал, что я хочу знать это, я хочу понимать это?
— Вопросы самые различные. В последнее время особенно часто возникают вопросы детско-родительских отношений. Конфликты в семье. Раньше это носило локальный характер, невозможно было узнать, почему сегодня ребенок пришел с плохим настроением, почему у него синяк на руке или на лице, в процессе работы с учеником выяснялось, что это в том числе связано и с жестоким обращением в семье. Такого рода, к сожалению, появляются проблемы, которые ребята сейчас пытаются разрешать в школе, имея такого правозащитника. У нас достаточно примеров, когда при таких конфликтных ситуациях удавалось ситуацию взять на самом этапе её возникновения.
— Я понимаю, что Ваша работа это не просто слова, это дело. Расскажите, с какими проблемами Вам приходится сталкиваться?
— Основные проблемы изложены в обращениях граждан, которые поступают в наш адрес. Количество их остается неизменно высоким. Информацию мы уже давали в аппарат уполномоченного по правам человека, в котором работает и уполномоченный по правам ребенка. За год туда попадает около 13 тысяч обращений, 37%-38% из них — это обращения, связанные с нарушением прав детей и их законных представителей. Если квалифицировать эти обращения по тематике, то наибольшее количество связано с нарушением жилищных прав. К сожалению, эта проблема остается преобладающей. Еще одна проблема — это нарушение имущественных прав детей в части выплаты алиментных обязательств со стороны родителей. Конфликты в семье, связанные с распадом семьи, возникает проблема с установлением вопросов о месте проживания ребенка, о вопросах сопровождения ребенка, обеспечения его имущественных, жилищных прав, ребенок становится разменной монетой между бывшими супругами и возникает проблема. В этой ситуации очень важно, чтобы органы профилактики, которые должны выступать в интересах ребенка, сопроводили эту проблему, потому что иногда она заканчивает разрешение только в судебном порядке.
— Из того, что Вы перечислили, я понимаю, что очень большое значение имеет и психологическая помощь. Есть ли психологи, которые работают с детьми?
— Мы очень внимательно следим за ситуацией, связанной с реструктуризацией образовательных учреждений, поэтому очень важно, чтобы в каждом образовательном учреждении были специалисты, которые могут оказывать такую индивидуальную помощь детям, и не только детям, взрослым, педагогам в том числе. Стабильным остается количество психологов, социальных педагогов в образовательных учреждениях, и есть возможность получить профессиональную помощь. Обращаю внимание, что значительная часть из школьных уполномоченных, о которых мы выше говорили, это как раз сотрудники образовательного учреждения из числа социальных педагогов и психологов, поэтому пребывание их в такой вот общественной должности, оно дает дополнительный стимул обеспечения прав образовательного процесса, прежде всего детей.
— На Ваш взгляд, института опеки и попечительства достаточно для защиты прав детей?
— Ограничиваться только управлениями опеки и попечительства не представляется возможным, потому что работает целая правозащитная система, которая обеспечивает права детей, особенно той категории, которая относится к контролируемым органам. Это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. На переднем плане, конечно, остаются органы опеки и попечительства, в компетенции которых правоустанавливающие документы для установления статуса, контроля за замещающими семьями, с тем, чтобы наилучшим образом были обеспечены и защищены права вот этой категории детей.
— Я знаю, что Вы планируете поездку в одну из женских колоний. Расскажите, куда Вы поедете и сколько таких учреждений в Подмосковье?
— Под нашим особым вниманием женские колонии, их две в Московской области. В первую очередь, это Можайская колония. В этой колонии есть Дом ребенка, и очень важно, каким образом обеспечиваются права детей, находящихся там. Казалось бы, приближен ребенок к матери, но мать находится в заключении, неся соответствующее наказание по закону, ребенок при этом находится за той же колючей проволокой. Это вопрос очень проблемный, он сейчас рассматривается на самом высоком уровне. Позиция региональных уполномоченных всей России однозначная: ребенок не должен быть в тюрьме. Два года назад там было массовое заболевание детей, после этого прошел капитальный ремонт, в части дома он продолжается до настоящего времени. В той части, которая хорошо, капитально отремонтирована, созданы все условия, чтобы дети находились там в хороших условиях. Практически у абсолютного большинства женщин, находящихся в заключении, есть дети, которые остались на воле, дома. Часть из них, значительная, находится в учреждениях специальных, поскольку родители ограничены в правах и не могут находиться при детях, часть детей проживает у родственников. Для меня важна встреча с этими женщинами, чтобы понять их намерения на перспективу: у некоторых только начинается срок, у других заканчивается. Важно поговорить, выяснить их намерения, о чем они думают в перспективе, знают ли они о своих детях. На прошлой встрече мне многие показали письма из дома, детские рисунки. В этот раз вместе со мной в эту колонию собираются прокурорские работники, потому что у женщин много вопросов в ходе этих встреч, собираются руководители управления федеральной службы судебных приставов по Московской области. Женщины готовятся к этой встрече, и мы надеемся быть им полезными. Несмотря на то, что они находятся в заключении, каждая из нас связывает эту встречу с будущей социализацией этих женщин, потому что у них есть дети, и хотелось бы, чтобы у каждого ребенка мать вернулась и продолжала нормальный образ жизни.
— Будем надеяться, что вопрос этот скоро решится. Я ознакомилась с форумами, посвященными сиротам, и пришла к выводам, что проблем очень много, начиная от квартирного вопроса, заканчивая льготами. Что происходит у нас в области с соблюдением прав детей-сирот?
— Буквально на днях состоялось заседание комитета по законодательству и государственному строительству в Совете Федерации, где этой проблеме был посвящен специальный вопрос буквально о судебной практике, связанной с обеспечением жилищных прав. Само наименование у этого вопроса, «Судебная практика», свидетельствует о том, что массовые нарушения жилищных прав этой категории детей. Когда я послушала своих коллег со всей России, представителей Федерального собрания, которые работают по законодательству, и когда мне слово предоставили, мне было приятно заявить, что никакой очереди в Московской области в принципе быть не должно. Есть список, и я назвала только две цифры, которые заслуживают самого серьезного внимания и уважения. Вот в этом году 1 миллиард и почти 200 миллионов рублей будет потрачено на то, чтобы обеспечить по списку 534. Задолженности по обеспечению жильем стоящих в очереди нет. Есть проблема другая: к нам обращаются лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищные права которых были нарушены несколько лет тому назад до принятия изменения в законодательство, которое гарантирует жилищное право, если невозможно проживание детей, достигших 18-летия. Реализовать они своё право могут только в судебном порядке, и вот аппарат уполномоченного в этой ситуации существенную поддержку им оказывает, готовим иски. Несмотря на то, что законом не обозначено наше участие в судебных заседаниях, мы просим их заявить нас в качестве третьего лица для того, чтобы защитить их права и отстоять их в судебном порядке.
— Вы сказали, 534 ребенка. Это в Московской области или во всей России?
— Московская область. Большая часть из них уже получили ключи от квартиры, и их право уже обеспечено. До конца года все те, которые в этом списке, должны быть обеспечены жильем. Это гарантия. Я знаю, что наш губернатор Андрей Воробьев внимательным образом не просто следит, а контролирует обеспечение этого права. Я просто абсолютно уверена, что это будет сполна реализовано. Ответственность лежит на главах муниципальных образований, потому что субвенции на то, чтобы это жилье обеспечить детям-сиротам, передаются в муниципалитеты. Учитывая, что у нас два месяца до конца этого года, я думаю, что наше напоминание — это дополнительный стимул, чтобы гарантия права была 100%.
— Расскажите, что представляет собой система школьного омбудсмена. Кто в неё входит?
— Я уже говорила о том, что пять лет назад это предложение было поддержано Министерством образования. С 1 сентября 2009 года у нас в каждом образовательном учреждении стали появляться уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса. Это выборная должность, на которую может быть, в соответствии с положением, назначен или педагог, или родитель. Основанием к такому заявлению является учрежденный смотр-конкурс лучших уполномоченных, который мы просто приняли такое решение проводить, когда познакомились с образчиками опыта работы этой категории школьных сотрудников. Их опыт должен стать достоянием всех. Тем более, что мы только начинали по этому пути работать. Основное назначение этих людей — это правовое просвещение и оказание помощи, если необходимо восстанавливать права или не допускать их нарушения. Когда мы стали знакомиться с опытом работы школьных уполномоченных, мы имели даже доказательства их участия в том числе и в суде. Вот у нас на первом конкурсе победил уполномоченный из Клинского муниципального района. Она сопровождала семью в судебном порядке, и они судебный процесс выиграли. Это такой опыт, как говорится, высший пилотаж.
— Будем надеяться, что Вы будете просвещать детей, они будут защищены, благодарю Вас за беседу!

Представитель Уполномоченного по правам человека в Раменском муниципальном районе и городском округе Бронницы Андреева Елена Анатольевна ведет прием в КДЦ «Сатурн» по адресу: г.Раменское, ул. Михалевича, д.2, к.105, тел. 8-496-46-3-13-43,
по понедельникам с 15:00 до 20:00
по средам с 09:00 до 12:30

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее