65-летний юбилей отметил А.Н.Руденко, учитель ОБЖ Раменской СОШ №21

Не так давно свой 65-летний юбилей отметил А.Н.Руденко, учитель ОБЖ Раменской СОШ №21. Сегодня «Родник» представляет вниманию читателей интервью с ним, сделанное одной из его учениц.

Разговор с учителем

 

— В первую очередь, позвольте поздравить вас с прошедшим юбилеем! 65 лет — это знаменательная дата. Сколько из них вы преподаете в школе №21?
— Уже двадцать четыре года.
— А сами вы где вы учились?
— Я родом из Волгоградской области. Прекрасное место, оазис. Учился в школе хорошо. Столько лет прошло, а все еще помню свою первую учительницу, Елизавету Васильевну Волкову. И преподавателя русского языка и литературы – Елизавету Васильевну Терновую. Одна научила работать, а вторая – ввела в литературный мир, и до сих пор я люблю читать. Больше всего мне нравится Чехов. У него есть произведения, которые действительно заставляют задуматься. Писал стихи, кстати. Играл в спектаклях.
— Потом вы ведь служили? Получили военное образование?
— После школы хотел поступить в летное училище, но занимался спортом и сломал руку. А в авиацию принимают только без повреждений костей и скелета. Поэтому попал в Горьковское зенитно-ракетное училище. Я хотел летать, а меня учили сбивать самолеты.
Затем поступил в Харьковскую военно-инженерную академию имени маршала Советского Союза Говорова.
— Как получилось, что вы избрали себе военное поприще?
— У нас династия: отец и дядя воевали, и я пошел. В наше время в юношеские годы парни стремились служить.
— В какой полк получили распределение?
— Сначала на остров Сааремаа – это Эстония. На воздушную границу между Швецией и Финляндией. Затем служил на Большой Земле.
— Сколько лет?
— В общем — двадцать три года. Три года училища. Четыре – академии. В должности командира батареи (комбатом) – двенадцать лет. Начальником службы зенитно-ракетной бригады – пять.
— И до какого звания дослужились?
— Майор.
— Насколько военная служба изменила вас как человека?
— Что такое военная служба? Курсантские годы. Там как никогда актуальна проблема дружбы и войскового товарищества. В моей учебной батарее было четыре взвода. В каждом взводе по два отделения. Батарея – сто двадцать человек. Сто двадцать человек – это одна семья. После того, как попал в аварию, мне пришлось демобилизоваться по болезни.
— Авария была случайная или связана со службой?
— Мы возвращались с проверки ракетного дивизиона ночью. Была осень, и дорогу подморозило. Авария произошла на ровном месте. От машины остался один руль. Я пострадал больше всех.
— В 90-е страна погрязла в кризисе. Как на армии и конкретно на вас сказались времена перестройки?
— Я застал те времена, когда Советский Союз еще не распался. Уволился, и он как раз начал разваливаться. Я уже работал в школе, когда это все произошло. И именно на службу в армии распад не повлиял.
— Но вернемся к школьной теме. Что привело вас к мысли о преподавании в школе? Или это было давнее и обдуманное желание?
— Дело в том, что я всю жизнь армейскую работал с молодыми людьми. У меня были солдаты и молодые офицеры в подчинении. Я уважал их, как личностей. Не солдаты они были для меня, это были личности. Каждую личность нужно было уважать. И я горжусь тем, что за свою службу все, кто прошел через мои руки – наверное, больше тысячи – ушли домой, получили специальности, живы-здоровы.
— Не жалеете вы о выборе своей учительской профессии?
— Нет. Если бы я жалел, я бы не проработал здесь двадцать четыре года.
— Учитывая ваше военное прошлое, хотелось бы спросить, вы никогда не сравнивали школу с армией? Есть какое-то сходство или для вас это совершенно разные вещи?
— Дело в том, что в армии все делается четко. Здесь это не так. Поэтому параллель между армией и школой, конечно, проводить нельзя.
— Сказывается ли военная выучка на отношении к ученикам? Как вы их воспринимаете? Кто они для вас: подчиненные, младшие по званию или просто дети?
— Нет. Я бы не сказал, что младшие по званию. Скорее, как к младшим по возрасту, к коллегам.
— Расскажите побольше о своих первых выпусках. Самые запоминающиеся выпускники или смешные моменты из школьной жизни?
— Первый выпуск у меня был запоминающийся. ОБЖ тогда не было, а начальную военную подготовку только решили ввести в десятых и одиннадцатых классах. Ну, и поначалу складывались отношения не очень – в течение двух месяцев притирались друг к другу. Потом они заинтересовались.
Мы начали с проведения конкурса «Строя и песни» с десятыми классами. Представьте себе, выстроилась вся школа, они прошли строевым шагом с песнями. Ребята были в восторге!
Первые выпуски… Чем были они сложны? Как раз Советский Союз был разрушен. Родители были заняты зарабатыванием средств к существованию, и в это время большая часть воспитательной работы легла на школу.
Я был руководителем очень сложного 9-го класса, где собралось много мальчишек. Самым запоминающимся было их выступление на 8 Марта. Гадали: что же они будут делать. А ребята вышли на сцену в противогазах, у каждого – гвоздика в руке. Дружно опустились на одно колено — женщины все поняли без слов! И зал хохотал. Это было лучшее праздничное выступление того года!
— Как родилась идея создания «Призывника»? Откуда возникло название?
Первый выпуск его и создал. Сначала у нас не клуб был, а кружок призывной молодежи. В детях вырабатывались обязательность, дисциплина, трудолюбие, исполнительность – это было главным. А когда стали выступать в районе, занимать ведущие, первые места, ребята решили дать название и родился «Призывник». Название придумывали всем коллективом. У нас — демократия. Перед соревнованиями, на распределении участников по этапам и выбирая капитана, мы всегда советуемся. Сегодня «Призывник» — участник, призер соревнований по военно-прикладным видам спорта, по военно-спортивному многоборью и смотров церемониальных групп.
— Сколько сейчас человек состоит в клубе? Часто ли и почему приходят новые люди?
Двадцать шесть человек: с седьмого по одиннадцатый класс. Это среднее количество в клубе. Пяти- и шестиклассники готовы хоть сейчас, но они слишком маленькие. Я беру учеников с седьмого. Обновление, пополнение клуба происходит ежегодно, потому что ежегодно школу оканчивают призывники. Реклама «Призывнику» не требуется: в школе парней знают все, так как ежегодно в феврале они готовят 5-6-тиклассников к смотру строя и песни. Делают они это хорошо. Малыши их слушаются беспрекословно, относятся к своим наставникам уважительно. Ведь от этого зависит их победа в смотре. А потом перед отрядами 5-6-х классов «Призывник» показывает свою программу марша. Клуб – организатор и участник всех школьных праздников, концертов, соревнований.
— Что бы вы хотели пожелать своим коллегам, ученикам? А себе?
Коллегам я бы хотел пожелать творческих успехов. Работа трудная, ответственная. Особенно сейчас, когда трудишься на выпуск. Терпения я не желаю. Терпеть нельзя. Здоровья. Чтобы в семьях все было хорошо.
А ребятам я бы пожелал больше читать. Причем хорошую литературу, которая учит гордиться Отечеством и защищать его.
Беседовала Карина Осетрова, ученица 10 «А» класса
Анатолий Николаевич Руденко,
• Учитель ОБЖ Раменской СОШ №21
• Майор запаса
• Методист-консультант Раменского Методического Центра «Дом учителя»
Награды
• Орден «Знак Почета»
• Грамота Министерства образования РФ
• Грамота Раменского Комитета по образованию
• Грамота главы Раменского района

 

Поделиться:

Просмотров: 61

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее