А.А. Андреева: «Делюсь богатством лет и радостью труда»

Дорогие читатели! Мы живем в ХХI веке, объявленном ЮНЕСКО веком образования. Это не случайно. Ведь…

А.А. Андреева: «Делюсь богатством лет и радостью труда»

Дорогие читатели!

Мы живем в ХХI веке, объявленном ЮНЕСКО веком образования. Это не случайно. Ведь образование как социальное явление ориентировано на формирование личности и выполняет важнейшие функции социализации и профессионализации человека, интегрируясь с производством и социальными сферами. Именно образование работает на будущее, закладывает основы грядущих изменений в обществе, предопределяет его развитие.

В системе образования трудятся миллионы прекрасных людей: воспитателей, учителей, профессорско-преподавательских кадров… Труд, вложенный в систему образования Аллой Александровной Андреевой, часть общего большого педагогического дела, вклад в дело просвещения и профессиональной подготовки молодежи. Будучи человеком с активной гражданской позицией, знающим корни  народных промыслов, Алла Александровна посвятила почти полвека жизни обучению и становлению молодых специалистов гжельского промысла, созданию системы непрерывного образования. За ее плечами — 75 лет жизни, которая состоялась и прожита вместе со страной в разные периоды истории, вместе с Подмосковьем и нашим замечательным Раменским районом.

Олег Михайлович Борисов,

 первый заместитель главы Администрации Раменского муниципального района

 

А.А. Андреева: «Делюсь богатством лет и радостью труда»

Лауреат Государственной премии  РФ в области образования кандидат педагогических наук  Алла Александровна Андреева 10 августа  2012 г.  будет отмечать 75-летний юбилей. Сорок восемь лет жизни (гжельский период) она посвятила поиску наиболее эффективных путей развития профессионального образования, используя масштабность замыслов, организаторские способности, закалку комсомольского вожака, производственный опыт работы на Сталинградгидрострое, знания, полученные в МИСИ им. В.В.Куйбышева, научную педагогическую школу Российской академии образования.   В России она получила известность как одна из создательниц  общественного фонда  «Дети Великой Отечественной войны», на счету которого немало добрых дел.  И сегодня она сама расскажет о себе и своей работе.

 

Я родом из военного детства

Родилась я 10 августа 1937 г. в Сталинграде  (ныне Волгоград). Семья у нас была простая: отец, Александр Ильич,  — рабочий, мама, Александра Андреевна,  — домохозяйка. У родителей было нас семеро. Я — старшая. Два брата и сестра умерли в годы войны от болезней и голода. Перед началом Сталинградской битвы нас эвакуировали за Волгу в г.Ленинск, где находился филиал завода «Баррикады». Мама взяла только нас, тогда троих, да альбомы с фотографиями, некоторым из которых сегодня исполнилось сто и более лет. А отец, как высококвалифицированный специалист по обработке металла, был эвакуирован с оборонным заводом «Баррикады» в Сибирь (г.Златоуст) для производства  боевой техники фронту.

Помню,  как горел Сталинград: клубы черного дыма были видны за 40 км. Помню, как нас  из Ленинска переправляли в степи, в дом эвакуированных. Помню серо-стальные глаза  немецких летчиков, залетевших в глубь тыла, как тогда называли.

Помню пулеметы, направленные на нас, детей… Но нас не тронули, предполагая, что в степи, в страшную жару, мы вымрем сами. Расстреляли тягловую силу и улетели, а мы пошли пешком…. И сейчас, и всегда в жизни я всматриваюсь в глаза людей: нет ли там этого злого стального блеска.  Вернулись мы домой вскоре, как освободили Сталинград: нас ждали руины дома  и чудом уцелевший сарай, в котором пришлось ютиться до глубокой зимы, пока родители не построили землянку, в которой мы прожили до 1950 года.

Помню, как до самого 1948 г. занимали очередь за пайкой хлеба в 17.00, пересчитывались  в 0.00 и 6.00, являлись на перекличку полной семьей, включая грудничков.

Помню желуди, лебеду, солодку вместо сахара и  ежедневный стакан долгожданного сладкого чая с булочкой на второй перемене в  школе. Поэтому, уже будучи  замдиректора Гжельского силикатно-строительного техникума, ввела порядок обеспечения студентов пирожками, которые  привозили строго по расписанию из столовой завода «Электроизолятор».  Я хорошо знала, что нужно растущему организму…

Школу  окончила в 1955 г. В Сталинградский механический институт не прошла по конкурсу..  Начала настоящую трудовую деятельность  в  СУГС-1 Сталинградгидростроя, пройдя путь от рабочей, освобожденного секретаря комитета комсомола строительного управления до мастера участка, совмещая все с обязанностями внештатного секретаря Волжского ГК ВЛКСМ, учебой в вечернем  Волжском энергостроительном техникуме, после окончания которого поступила в МИСИ им.В.В. Куйбышева (г.Москва).

 

Навстречу профессии

Начался новый этап моей жизни. Уже  тогда государство понимало необходимость связи науки и производства. В эти годы на стройках вообще работал разный контингент –от заключенных, вербованных из колхозов и глухих мест, молодежи, приехавшей по комсомольским путевкам до настоящей  интеллигенции. Со всеми нужно было ладить, а они учили меня тонкостям строительного искусства (чтению сложных чертежей, сборке конструкций, определению «на глаз» со 100% точностью марки раствора или бетона и т.д.) Я благодарна судьбе за жизненную науку того периода, когда свободно могла общаться с людьми, ставшими в последствии  министрами энергетики СССР, министрами строительства РСФСР, поднявшими не одну  зарубежную стройку в соц — и капстранах.

В  МИСИ я попала в свою стихию деловой жизни: училась, работала в лаборатории при кафедре, где создавался проект нового здания института на Ярославском  шоссе. Грезила  новыми типами электростанций, собирая материалы для дипломной работы  на Прибалтийской ГРЭС  и в Германии, куда была направлена на трехмесячную практику. Была зампредседателя студенческого профкома по соцкультбыту, председателем совета  гольяновского общежития (два корпуса по 600 человек каждый). Меня знали — я готова была прийти на помощь каждому. Материально  меня «поддерживала» швейная машинка завода «Подольск», которую подарили мне родители по окончании школы. Этот талисман со мной уже — 57 лет (по сей день).

Учась в институте, в 1963 г. вышла замуж за Бориса Егоровича Андреева — старосту групп,  будущего ядерщика, заядлого волейболиста, КВНщика…

Диплом я защитила на «отлично». Моя дипломная работа — одна из  120 была  представлена на ВДНХ СССР.

Гжель — станция назначения

На преподавательскую работу в Гжельский силикатно-керамический техникум попала по распределению. Наконец-то поняла, что такое Гжель, которую я искала на карте с самого 1957 г., когда, возвращаясь  через Москву из Венгрии (командировка с  делегацией ЦК ВЛКСМ) я накупила сувениров из майолики и фарфора…   На каждом из них стоял штампик «Турыгино» или «Гжель». Тогда мало было известно об этом промысле. Международную значимость ему придал Виктор Михайлович Логинов, с которым мне приходилось «пересекаться» с 1966 года.

Первое, что я сделала, начав работать в Гжели, — стала «бороться» с персональным  распределением, в котором видела только отрицательные стороны, поскольку считала вредным отрыв молодого специалиста от родных корней. Тема малой родины у меня звучит в лекциях постоянно. Народная мудрость «где родился — там пригодился» и легла в основу региональной системы образования Гжели.

Вскоре я была назначена замдиректора по учебной работе. Нужно было подтягивать учебно-методическую базу хотя бы до среднего уровня. Это уже потом техникум станет ведущим в отрасли и получит статус колледжа. А вначале предстояло построить  здание взамен «удобствам во дворе». Здесь нужно выразить вечную благодарность Георгию Александровичу Шмелькину —  директору завода «Электроизолятор». Как человек государственный, он понимал, что техникум должен стать центром поселка и согласился выделить четыре га земли (где сейчас и стоит комплекс) взамен на старую территорию техникума. Не вмешайся я тогда, так и стояло бы новое здание в глубине деревни Турыгино, ведь фундамент был частично уже заложен. Пока директор техникума Иван Пантелеевич Завьялов, фронтовик, ходил по кругу согласований, мы с Александрой Федоровной Зимой подобрали в мастерской Мосгражданпроекта №2  новое здание техникума, при закладке которого присутствовали все студенты строительного отделения, высыпав под углы будущего здания немало мелочи, данной родителями на обед. Но такая уж у строителей традиция! Вот и стоит здание более 30-ти лет без каких-либо проблем.

А потом было строительство дома для преподавателей, организация комсомольско-молодежного соревнования бригад строителей-каменщиков всей Московской области на других объектах комплекса. Одновременно нужно было изучить историческое прошлое, строить планы на будущее. Все отпуска я проводила в архивах района и области — как в главных, так и в филиалах.

Все, что узнала, потом вошло в брошюру из «Глубины веков» (о становлении художественного образования в Гжели), изданной в 2000 г.

 

Региональная система непрерывного образования

Наступала эра созидательной деятельности по профессиональному становлению молодого поколения. Девиз «Образование для производства и производство для образования» входил в жизнь наряду с ранней профессиональной ориентацией начиная с детского сада. Разработанная и внедренная региональная система по непрерывному образованию молодого поколения  в Гжели (авторы А.Андреева, С.Антипова, Н. Бидак,  В.Логинов, В. Шелепов)  была удостоена премии Правительства РФ в области образования за 1996 г. Взаимопроникновение дошкольного, общего, профессионального, послевузовского и дополнительного образования, широкий спектр рабочих навыков позволили выпускникам выжить в современном коллапсе. Они учились по нашим учебным планам, где в обязательном порядке нужно было получить от 4-х до 7-ми рабочих профессий, параллельно предоставлялась возможность учиться на другом отделении.

Нужно было и перешагнуть планку, взятую еще в 1965 г., когда  я сказала своим студентам, среди которых был и Владимир Федорович Демин (ныне глава района), что будет во Гжели институт, и, несмотря ни на что, все годы шла к этой цели. При поддержке Виктора Михайловича Логинова, опираясь на потенциал коллектива колледжа, при содействии В.И.Матвиенко, Е.В. Аксакова, Б.В.Громова, В.М.Филиппова, Г.И.Васина, В.Ф.Демина, В.М.Демина, Г.А.Дрожжина. М.Н.Костиковой и других преобразование колледжа в институт состоялось. Только за последние 20 лет исписана «тонна» бумаги и пройдены сотни кабинетов, пока не вышло долгожданное Распоряжение Правительства РФ № 430-р  от 4.04.2002 г.

 

Часовня в Новохаритонове

Я не могла  оставаться равнодушной и к историческим событиям страны. Так к 60-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне при поддержке организаций и предприятий района и области, коллектива сотрудников и студентов была построена часовня  Иконы Божией Матери «Воспитание». Закладку памятной часовни одобрил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. 7 августа 2003 г. был освящен и заложен первый камень в ее основание (архитектор Т.М.Сибирякова). Тогда я написала строки:

Часовня бело-голубая

Златой главой будет сиять.

Во имя мира, детства, счастья

Во Гжели вечно ей стоять

Сегодня часовня — визитная карточка Новохаритоновского сельского поселения. Она хранит память о детях Великой Отечественной войны.

 

Мне рано ставить точку

Я благодарна коллективу, с которым работала, людям, которые меня окружали, студентам (а их только в Московской области более 8000) за годы своего беспокойного и плодотворного труда.

Отмечая юбилей,  не собираюсь закрывать страницу трудовой биографии: предстоит многое сделать, чтобы родной институт, как постоянная экспериментальная педагогическая площадка РАО,  получил статус академии, или университета, или корпоративного центра,  или ресурсного центра мастеров народных художественных промыслов России. Вывести учебное заведение на уровень международной значимости — это и моя задача.

Я  счастлива, что мой след останется на земле: двое детей, четверо внуков; колледж, институт, Центр непрерывного образования, общественный фонд «Дети Великой Отечественной войны», проект ресурсного  центра мастеров  народных художественных промыслов, более 200 различных публикаций книг, брошюр, буклетов, разработок, предложений по реформированию  образования; участие в работе выставок, форумов, выступления в Кремлевском Дворце съездов,  на митингах, знакомство с выдающимися людьми страны и мира.

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее