Анна Юрьева: «Директор школы — это не менеджер в офисе»

О своем профессиональном пути, роли педагога в жизни ребенка и роли руководителя в образовательном учреждении…

О своем профессиональном пути, роли педагога в жизни ребенка и роли руководителя в образовательном учреждении рассказала в своем интервью директор Родниковской школы №32 Анна Юрьева.

— Анна Олеговна, как вы пришли в профессию?

— В школе №7 г.Жуковского, где я училась, у меня был замечательный преподаватель, учитель русского языка и литературы Валентина Степановна Колбасина. Ее уроки были очень ценными для меня. И в то время, в 1980-е годы, профессия учителя имела огромный вес в обществе, была очень уважаема. С первого раза мне не удалось поступить в институт на учителя русского языка и литературы, я не набрала полбалла на экзамене по английскому языку и поэтому поступила в колледж на специальность «учитель начальных классов». И с 1985 г. 14 лет я работала учителем начальных классов в Жуковской школе №13. Она тогда только открылась, была красивая, современная. Мне очень нравилось работать, я помню поименно всех своих учеников и до сих пор с ними переписываюсь.

— Вы работали также и учителем русского языка и литературы.

— Да, когда я переехала из Жуковского в п.Ильинский, то устроилась в школу поблизости от дома — Ильинскую №26. Там мне предложили должность учителя русского языка и литературы, поскольку уже к тому времени я окончила Заочный педагогический институт. Работала учителем, потом завучем, вела классное руководство. Так интересно вспоминать то время! Помню, мы с моим любимым 9 «Б» заняли 1-е место в конкурсе «Моя классная — самая классная» и попали на областные соревнования — Марафон классных руководителей. Правда, там мы проиграли, но само участие в этих мероприятиях очень сплотило наш класс. Мое выступление было замечено в Комитете по образованию Раменского района, и мне поступило предложение стать директором школы.

— Помните свои ощущения, эмоции, когда впервые вошли в класс как учитель?

— Я переживала, потому что почувствовала всю меру ответственности, которая легла на мои плечи. Когда ты входишь в класс, испытываешь необыкновенное, феерическое ощущение — вдохновения и волнения одновременно. Мне кажется, каждый учитель это воспринимает именно так. Ты видишь эти двадцать пять пар пытливых глаз, которые ждут, что ты им сейчас скажешь, а ты еще сама молода и неопытна, и тебе еще не известно, как следить за речью, как вести себя, как сказать так, чтобы дети тебя слушались. Но мне повезло, у меня были очень хорошие, опытные руководители педагогической практики и наставники — учителя. Они говорили: ты должна вести себя так, чтобы не было желания тебя ослушаться, каждое твое слово должно быть весомо. Учитель — это непререкаемый авторитет, но при этом, если он оказался неправ, он должен уметь признать свои ошибки. Потому что ошибки учителей не так заметны сразу, но они серьезно сказываются на будущем ребенка. Эти наставления я запомнила на всю жизнь.

— Я знаю, что у вас в семье сложилась целая педагогическая династия.

— Да, вся моя семья пришла в учительство. Мой супруг Сергей Владимирович Юрьев прошел переподготовку и стал учителем технологии, дочь Александра Сергеевна Юрьева учится на учителя математики и информатики в Коломенском университете, ее муж Владимир Владимирович Жерновой тоже учитель информатики.

— Как привить ребенку любовь к учению?

— По своему опыту я пришла к тому, что просто нужно очень сильно любить детей и свою работу. Конечно, труд учительский оплачивается, скажем прямо, не очень, и никогда не было у учителей больших зарплат. Но все-таки мы пришли в профессию не из-за денег, а по призванию, потому что любим детей, любим преподавание. К своей профессии надо подходить с любовью и стараться быть ей верным до конца, несмотря ни на что. Ведь не секрет, что учительский труд морально напряженная профессия, мы неустанно отдаем свою энергию, но еще больше энергии получаем от детей в ответ. Поэтому секрет только в любви — к детям, к профессии.

— Какие они — современные дети?

 — Дети всегда одинаковые. Дело в подходе к обучению, в отношении к учителю. И государственная поддержка учительского труда здесь тоже важна. Потому что без уважения, которое воспитывается обществом, учителю очень сложно. Очень сложно быть «услугой» — я с трудом представляю, как это может быть. Учитель — это старший друг, наставник, мудрый товарищ.

В нашей школе мы стараемся поддерживать именно такой образ учителя. И может быть, поэтому у нас сложился гармоничный, дружный коллектив, нет текучки кадров. И дети чувствуют эту атмосферу, как и нашу заботу о них. Мы стараемся быть не преподавателями, а именно учителями, ведь существует большая разница между преподавателем и учителем. Преподаватель — человек дающий урок, а учитель это тот, кто вкладывает не только знания, но и душу в свой собственный труд.

— Есть ли у вас в коллективе педагоги, которые сами окончили Родниковскую школу?

— Да, у нас есть молодые специалисты и опытные учителя — выпускники школы. И еще много родителей, закончивших нашу школу, приводят к нам своих детей и даже внуков — это очень приятно. И я думаю, что семейственность и теплая атмосфера тоже влияют на их выбор.

— Насколько эта атмосфера зависит от директора школы?

— Безусловно, зависит, потому что школа в большей степени женский коллектив, а это все-таки непросто. Никто со мной не поспорит. Здесь важно уметь находить компромисс, быть требовательным, но и, когда необходимо, идти на уступки, потому что мы не только учителя, но и мамы, бабушки, и кроме большого учительского труда, ответственности и нагрузки, есть еще и семья, которая тоже требует внимания. Люди должны чувствовать поддержку и внимание — советом, просьбой, делом.

— Что для вас значит — быть руководителем образовательного учреждения?

— Вы знаете, я согласилась стать руководителем, потому что прошла школу от учителя начальных классов до завуча и знала, как работает школа, чем она дышит, что нужно учителям, ученикам. И думаю, что у меня действительно получается.

— Директор школы должен обладать мудростью?

— Думаю, да. Это старший друг, который знает чуть больше, но обязательно прислушивается к своим коллегам, потому что в коллективе всегда есть учителя, которые и старше, и опытнее, но директор это тот человек, который видит проблемы каждого и должен их решать, одновременно решая проблемы школы и выполняя требования вышестоящего руководства. С каждым годом требования увеличиваются, но мы не имеем права оступиться, мы должны достойно представлять Раменский округ, стараться расти.

И тем не менее как бы нас ни пытались привести к осознанию того, что директор это прежде всего менеджер, все-таки это не менеджер. Нам нельзя руководить школьным коллективом так, как руководят, к примеру, банком, офисом. Каждый учитель — это личность, уникум. И его нужно уважать и поддерживать. Я не могу уволить учителя только лишь за то, что работа с электронными площадками, школьным порталом ему дается с трудом. Я должна понять, научить. Этот учитель, может быть, ас в своем деле — на уроке и с учениками, его любят, уважают и ценят поколениями. И будут ценить. Это главное!

— Приближается День учителя, что вы пожелаете своим коллегам в этот замечательный профессиональный праздник?

 — В День учителя хочется пожелать, конечно же, здоровья, оно нам необходимо всегда, а особенно в такое трудное время. Еще я желаю коллегам терпения и мудрости, а всем женщинам — красоты, мы все об этом мечтаем. Очень хочется пожелать понимания в семьях, потому что учительская работа длится не 8 часов, а 12 и иногда даже 24 часа в сутки. И еще, желаю вам, дорогие коллеги, большой любви во всем! Чтобы она, как солнце, озаряла не только ваш путь к школе, но и путь к дому.

Яна ГАРБУЗОВА

Фото из личного архива Анны Юрьевой

Поделиться:

Просмотров: 1

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее