19.02.2012 11:16
«Истоки творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,…
Бумагопластика — средство оздоровления ребенка«Истоки творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут «тончайшие ручейки», которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» -В.А.Сухомлинский
Перед нами одна из групп детского санатория «Быково». Детям от 7 до 9 лет, и в каждом из них есть что-то особенное. Валера – заводила, очень активный мальчик, нередко доставляющий беспокойство воспитателям и другим детям. Оля – тихая девочка, хорошо рисует. Сережа любит повышенное внимание. Ариан приехал из Якутии, не слишком хорошо говорит по-русски. Филипп – очень послушен, ориентирован на выполнение всех правил в группе. Они такие разные, и они вместе находятся в одной группе. Они общаются, но это общение не всегда протекает гладко, и нередко именно потому, что они так отличаются друг от друга. Эта группа – маленькая модель нашего социального общества. Они все особенные, непохожие, но живут вместе и должны общаться. Чтобы сплотить коллектив и понимать друг друга лучше, я решила поделиться с детьми своими умениями и навыками в изготовлении поделок из бумаги — это папье-маше, модульное оригами (оригами – японское искусство складывания бумаги). Оно привлекло внимание многих педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности, развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Я заметила, что большинство детей, приезжающих в санаторий, имеют проблемы с развитием речи. Не могут зачастую выразить свою мысль, отсутствует логика. Это и побудило меня организовать работу по обучению детей изготовлению поделок из бумаги (большей частью оригами). Японцы считают, что искусство оригами несет душевное успокоение и физическое оздоровление. Оно очень полезно для творческого и духовного развития детей. Ведь давно известно, что образное мышление и разговорная деятельность ребенка связаны с двигательной деятельностью руки, и техника квиллинг – бумагокручение — основана на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции, а при изготовлении некоторых поделок мы сумели соединить два вида техники — модульное оригами и квиллинг (изготовили рамки для фотографий).
Творческая деятельность выполняет и терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно включать в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразные занятия творческой деятельностью, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку возможность пережить радость творчества. Здесь каждый ребёнок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. В процессе создания поделки дети испытывают разнообразные чувства: радуются результату созданного, огорчаются, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Дети очень любят рассматривать свои поделки, рисунки, изделия и т.д. Они могут возвращаться к ним неоднократно. Мы постоянно видим живой интерес детей к созданным ими изделиям, в которых они находят все новые и новые привлекательные особенности. Мы изготовили к Новому году снеговика с помощью наматывания ниток на воздушные шарики, елочку с помощью оригами — дети очень радовались, рассматривая свои творения, звонили своим родителям в разные города — делились впечатлениями. Делали аппликации на окно. Радости не было предела. Создание поделок, интегрированное с нетрадиционными техниками бумагопластики, доставляет детям огромное наслаждение. У ребенка воспитывается стремление добиться положительного результата. Ручной труд является одним из видов трудовой деятельности школьников, который дает не только полезные практические умения и навыки, но и служит прекрасным средством умственного развития, нравственного и эстетического воспитания. Большое влияние изготовление поделок оказывает на развитие общей ручной умелости, мелкой моторики, точности движений и силы нажатия руки, сенсомоторики; синхронизирует работу обеих рук. При создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества: усидчивость, целеустремленность, самостоятельность, уверенность в себе и собственных силах.
Л.В.Гребенникова, учитель Детского санатория «Быково»
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!