03.09.2011 10:40
Школа в Новохаритонове легко может поразить воображение. Огромное многофункциональное здание, хорошее месторасположение, углубленное изучение некоторых…
Сельская школа сегодняшнего дняШкола в Новохаритонове легко может поразить воображение. Огромное многофункциональное здание, хорошее месторасположение, углубленное изучение некоторых предметов, что подразумевает сильный педагогический состав…
Директор Муниципального общеобразовательного учреждения «Новохаритоновская средняя общеобразовательная школа №10» Валентина Афанасьевна Малкина проработала здесь уже не один десяток лет. Сначала была пионервожатой (с 1977 г.), с 1982 г. совмещала внеклассную и внешкольную работу с детьми с преподаванием математики. И с 1990 г. она — директор этого учебного учреждения.
Старое здание школы (в нем ныне располагается местное ПТО ГХ) уже не могло вместить всех желающих получать знания, и в 1992 г. началась работа над проектом новой школы, в 1994 г. проект одобрили и приняли решение о строительстве. В первый год нынешнего века новая школа распахнула двери учебного корпуса, с 2001 г. полностью работает все здание, просторное, чистое и теплое. Благодаря тому, что для создания проекта писали задания и сами педагоги, в здании новой школы есть все, что необходимо для нормального процесса обучения. В том числе — клубно-спортивный блок.
Здесь углубленно изучаются несколько предметов: с 5 класса — иностранный язык, с 8 — математика, физика, экономика. Углубленное изучение продолжается и на старшей ступени профильного обучения. Профилей, собственно, пока два – социально-экономический и физико-математический. Это и называется повышенным уровнем образования. В соответствии со своим выбором дети получают дополнительные профильные знания для подготовки и сдачи ЕГЭ по этим предметам с последующим поступлением в вузы.
«Не существует вопросов, которые не под силу решить здравомыслящим людям»
Когда появились государственные программы углубленного изучения математики, Новохаритоновская школа стала их реализовывать. В то время она базировалась еще в старом здании, но это не отражалось на качестве обучения, ведь педагогический состав и тогда был очень сильным.
Валентина Афанасьевна Малкина так говорит о том времени:
— Я понимала, что выбора, куда отдать ребенка учиться, у жителей нет. Значит, и у меня его нет. В этом заключается специфика работы образовательного учреждения в сельской местности — как правило, школа одна на несколько деревень. Мы были обязаны создать все условия и реализовать программы в стенах одной школы — нашей. После того, как у нас получилось, я уверена — не существует в мире вопросов и проблем, которые не под силу решить людям здравомыслящим.
И в 2001 г. школа вышла на аккредитацию образовательной деятельности повышенного уровня, которую и подтверждает каждые пять лет. Иными словами, у этого учебного заведения есть право учить детей по усиленной программе. Расширен спектр углубленно изучаемых предметов, качество образования и высокая квалификация педагогов постоянно подтверждаются наглядными результатами.
Старое здание школы
Два в одном
В этом учебном году произошла, согласно новому закону, реорганизация сети образовательных учреждений. Маленькие школы, у которых не хватает педагогов и специально оборудованных помещений, объединились с крупными. К школе в Новохаритонове теперь присоединена Карповская школа основного образования, получившая статус филиала. Там с сентября будут учиться 36 учеников — 1, 3, 6, 7, 8 и 9 классы. Как видим, там даже полностью 9 классов нет, потому что численность учащихся мала. В итоге получился масштабный объект образования. Всего по документам за этим объектом числится 923 ученика, из них 106 первоклассников, включая и Карповский филиал.
Разумеется, для школы №10 это стало дополнительной нагрузкой, потому что Карповский филиал находится на приличном расстоянии. Здание там не в самом лучшем состоянии, нужно приложить еще очень много усилий, чтобы условия обучения и просто пребывания там детей соответствовали новым требованиям и стандартам.
Особенности образования
В Новохаритонове полным ходом идет реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в школах РФ. Над этим здесь уже третий год ведется кропотливая и тщательная работа, новый стандарт апробирован вполне успешно. Школа, будучи региональным ресурсным центром по апробации новых образовательных стандартов, в прошлом году делилась опытом с директорами, завучами и педагогами других общеобразовательных учреждений.
Особенностями этих стандартов является то, что они предусматривают требования не только к самим получаемым знаниям, но и к содержанию, результатам и условиям обучения. Наряду с успеваемостью по предметным занятиям учитывается умение ребенка учиться, вступать в отношения с окружающими — то есть личностное развитие. Помимо уроков в полной мере используются внеурочные занятия, их в неделю проводится 10 часов. Это занятия спортивно-оздоровительные, художественно-эстетические и научно-познавательные. Формы таких занятий должны быть разнообразными и интересными для ребенка, учитывать психологические особенности каждого возраста. По словам Валентины Афанасьевны Малкиной, в первую очередь понимание этого должно быть у учителя, потому что только если учиться интересно, знания усваиваются в полной мере.
Тревожный звонок
— А в этом году ни один молодой специалист не пришел узнать, есть ли у нас вакансии, — огорченно говорит Валентина Афанасьевна, — это тревожный звонок! Почему не идут работать по приобретенной специальности? Условий нет. Им ведь и жить где-то надо…Я считаю, что должна быть выработана и запущена социальная программа поддержки молодых учителей, особая политика должна вестись в их отношении.
Мир, в котором я живу…
— У каждого ребенка должен быть свой мир, мир его детства, — считает В.А. Малкина, — и помочь его создать могут только взрослые — родители и учителя. Ребенок должен видеть вокруг себя людей, которые в нем заинтересованы, которым небезразличны его мысли и потребности. Только тогда его собственный мир обретет равновесие. В этом процессе нет мелочей, взрослым важно не пропустить ни одного дня. Это должен быть настоящий союз ребенка и взрослых, которые находятся рядом с ним, то есть родителей и педагогов. К сожалению, многие родители понимают это далеко не сразу, приходится им это подробно объяснять…
Новое здание Новохаритоновской школы
Две работы в одном направлении
С 1994 г. Валентина Афанасьевна — депутат Районного Совета депутатов. Также она возглавляет Комиссию по социальным вопросам, к которым относятся образование, здравоохранение, социальная защита населения, культура и молодежная политика.
— Бесспорно, это помогает моей работе директора школы, — утверждает она, — потому что позволяет видеть перспективы развития Раменской образовательной системы с того момента, как они появляются. Наверняка наше депутатское участие проявляется и в том, что образование у нас стоит в центре районной работы. Есть еще свои плюсы в том, что я работаю в школе, потому что местные жители всегда знают, где меня найти. Могут прийти в любой день, в том числе и неприемный. Даже по дороге в школу нередко подходят! И, конечно, звонят. Не могу сказать, что мне в Совете депутатов приходится решать какие-то принципиальные вопросы, на это имеются определенные службы. И местная администрация хорошо работает, люди спокойно обращаются туда и непосредственно к главе, Нине Александровне Ширениной, практически по любым вопросам. Удовлетворение от депутатской работы для меня связано с развитием образования. Любой вопрос в этой области, вынесенный на рассмотрение комиссий, обязательно прорабатывается, во главу угла ставятся интересы жителей района. Глава района Владимир Федорович Демин часто с депутатам советуется и прислушивается к нашему мнению. Могу сказать, что в нашей сфере влияния и возможностей работа ведется правильно, она конструктивна. Конечно, вполне вероятно, что можно увеличить спектр вопросов, взятых на рассмотрение. Над этим нужно хорошо подумать.
Есть задачи и есть способы решения
Развитие системы образования сегодня рассматривается как приоритет развития района в целом. Комплексные проблемы решаются комплексным подходом. Например, в значительной степени решен вопрос обеспечения первоклассников местами в школах, в программе большое строительство новых школ, а это внушительный шаг в сторону прогресса. Ведется работа по совершенствованию информационной среды обучения и воспитания. Национальные проекты в этом году перешли на региональный уровень. Новохаритоновская школа №10 в этом году второй раз стала победителем в проекте «Образование» и скоро получит награду — кабинет интерактивного обучения для начальной школы.
Здоровью — «Да»!
Ученики Новохаритоновской школы представляли Московскую область на президентских состязаниях в Анапе, где соревновались дети из 43 регионов России. Для участия в этих состязаниях команда составляется из учеников одного класса, пятерых мальчиков и пятерых девочек семиклассники десятой школы заняли 3-е место. Вообще, физическому воспитанию здесь уделяется много внимания — и занятия физкультурой еще с 2000 г. проводятся не 2, а 3 часа в неделю, и во время внеурочной деятельности большинство детей занято в спортивных секциях и кружках.
— У нас здоровье — это формирующая и развивающая среда для ребят, — говорит Валентина Афанасьевна, — потому что привитые со школьных лет навыки и желание вести здоровый образ жизни во много помогают становлению личности и просто поддерживают ребят в дальнейшей жизни.
Конечно, далеко не все сельские и даже городские школы могут похвастаться таким хорошим помещением, углубленным изучением предметов, заботой о физическом здоровье учеников. Но, как говорится, я знаю пароль, я вижу ориентир. Цель у всех школ примерно одинакова. Ориентир — вот он, а чтобы узнать пароль, нужно только приложить усилие и отдать часть своих душевных сил. И тогда любовь учеников к получаемым знаниям обязательно спасет мир…
Вперед!
Ия Королева
0 просмотров
0 просмотров
0 просмотров
0 просмотров
0 просмотров
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!