Дорога к храму

  В перелеске между деревней Ждановское и селом Плетениха прячется от людского глаза старый, давно…

Дорога к храму

 

В перелеске между деревней Ждановское и селом Плетениха прячется от людского глаза старый, давно заброшенный храм. Густые кроны вековых деревьев скрывают его от фотокамер всевидящих спутников. «Смотрите внимательно по сторонам, церковь легко проскочить», — советуют друг другу путешествующие на автомобилях любители древностей.

Которое десятилетье лишь шелест листьев и птичий щебет гуляют эхом средь его молчаливых полуразрушенных стен. А они еще помнят гул колоколов, людские мольбы и молитвы, многоголосые праздничные песнопения.

 

Разные судьбы

История наших мест богата на события. Она берет начало где-то во временах Дмитрия Донского, а в первый раз в документальных источниках село Жданское с деревнями упоминается в конце 15 века. Известно, что в 1504 году оно принадлежало Симонову монастырю. В 1521-м его сожгли татары, а двадцатью годами спустя местных крестьян сильно донимали тогдашние чиновники, которые то и дело требовали подводы для государевых гонцов. Еще лет через сорок Жданское стало собственностью царя Бориса Годунова. В течение последующих десятилетий эти земли неоднократно переходили из рук в руки, пока в 1682 году часть из них не отошла кравчему А. П. Прозоровскому. Неподалеку от деревни Деревягино он поставил усадьбу и, недолго думая, назвал ее сельцом Жданским. Почему через два года Алексей Петрович бил челом патриарху, испрашивая разрешениявозвести здесь церковь, теперь уже никому не известно. «Никогда не бывало, чтобы храмы строились просто так, безо всякой причины, или волей какого-нибудь государя, князя или графа. Всегда строительству любой церкви предшествовало какое-то чудо, необыкновенное событие, или чье-то спасение от верной гибели. Рассказы и предания о таких событиях передавались из поколения в поколение в среде верующих людей. Что касается  Богородицерождественского храма, то нужно сказать, что та чудесная история, которая предшествовала его постройке, к сожалению, до нас не дошла», — говорит настоятель храма протоирей отец Константин.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы открылся в 1686 году. Сельцо Жданское, в котором он расположился, получило название по церкви — Рождественно, с этого момента и начинается его история. В начале 1700-х владельцем села стал князь Юрий Долгорукий, который продал его князю Голицыну, а тот передал по наследству своему сыну Николаю. От него имение перешло к Меньшиковым: сначала к светлейшему князю Александру Сергеевичу, а затем к его сыну, Сергею Александровичу, генерал-адъютанту, адмиралу, финляндскому генерал-губернатору, члену Государственного совета. При нем центр усадьбы начал постепенно смещаться в более крупное Жданское. Село Рождественно, где в былые времена стоял деревянный господский дом, имелись регулярный сад и мельница на протекающей поблизости Жданке, стало приходить в упадок.  Этот процесс продолжался и после революции. Перепись 1926 года еще отмечает небольшое количество жителей в этом крохотном селе: всего 26, несравнимо меньше, чем в соседнем большом Жданском, где в тот момент проживало 379 человек. Через 60 лет от бывшей усадьбы остался лишь разрушенный храм, полузаброшенное кладбище и название — Рождественский погост.

Расположенное неподалеку село Плетениха прошло тот же путь от хозяина к хозяину, с одним лишь отличием: в 1861 году, когда жизнь в Рождественно стала затихать, в Плетенихе, наоборот, началось бурное развитие. В селе появились трактир, бесплатная библиотека-читальня, небольшая каменная часовня, питомник плодовых деревьев. Не бедствовало и еще более крупное Жданское, где в конце 19 века открылось земское училище, а в советские годы был организован колхоз.

 

 

 

Тайны прошлого

Не только нынешние неприглядность и запустение скрывает в лесной тиши от постороннего взгляда храм Рождества Пресвятой Богородицы, историю свою он тоже держит в тайне от людей.

Кто был его архитектором, кто возводил эти стены? «По мнению исследователей это один из ранних храмов типа восьмерик на четверике. Фасады квадратного в плане сооружения были решены предельно лаконично: не было модных в ту пору затейливых обрамлений окон», — говорится в Энциклопедии Российских деревень. Что заставило строителей храма, вопреки веяниям тех лет, выбрать столь строгий стиль, чуть смягчив его разделяющими ярусы карнизами? Вряд ли мы когда-нибудь сможем это узнать. Скорее всего, не удастся восстановить и имена тех, кто расписывал древние своды, тех, кто из поколения в поколение отправлял под ними службы.

Самая ранняя официальная запись, которую на данный момент удалось обнаружить нашим краеведам, относится к 1834 году. Это клировая ведомость, где говорится, что церковь крепка, утварью посредственна, в причте ее числятся священник, дьякон и пономарь. Оклада они не получают, приходно-расходные книги ведут исправно, копии с метрик и исповедные росписи хранят в целости.

В тот момент в храме служил священник Петр Петрович Страхов, 59 лет. Дьячковский сын, в школе не обучался, в Рождественно переведен в 1829 году. «Читает хорошо, поет порядочно, Катехизис знает», — вот и вся информация, которую сообщает нам клировая ведомость.

«В Государственном историческом архиве сохранилась книга с историческим описанием храма, датированная 1909 годом. Но даже в ней нет ни слова о том событии, которое предшествовало возникновению церковной жизни на этом месте. Это говорит о том, что и до октябрьской революции уже были налицо признаки упадка подлинной религиозности в нашем народе. Хотя, справедливости ради, нужно заметить, что дореволюционный религиозный упадок был не таким глубоким и кризисным, как современный. В той самой книге 1909 года написано, что на приходе был организован хор любителей церковного пения. Он состоял из 26 человек. И это был сельский приход! Сейчас соборный храм в городе Бронницы позавидовал бы такому хору (да и не только в городе Бронницы). В наше время хор из четырех человек считается признаком достатка, а хор из восьми человек – это уже роскошь! А тут в далеком селе – хор из 26 человек! Вот вам и упадок!», — рассказывает протоиерей Константин Мазейка.

Со временем церковь менялась. В 17 веке была покрыта зеленой черепицей ее необычная многоскатная ломаная крыша. В 1766 году к зданию пристроен северный Варваринский придел, в более поздние времена растесаны окна нижнего яруса. В начале 20 века заложен кирпичом южный портал, сломан кирпичный шатер, пристроен притвор. Все эти изменения исказили первоначальный вид храма, но он продолжал работать и колокольным звоном созывать окрестный люд на богослужения. Церковь оставалась действующей и в годы советской власти, но во времена Хрущева она была закрыта и разорена, а колокольня снесена.

Сегодня храм— это полуразрушенные стены. На карнизах растут кусты и трава,   в пустые глазницы окон свода заглядывает небо, штукатурка ободрана до кирпича. Лишь кое-где фрагментами цепляет глаз безыскусная, трогательная в своей простоте и искренности роспись — пожалуй, единственное, что осталось от былого убранства помещений.

 

 

Дорога к возрождению
В стороне от накатанных трасс стоит эта церковь, но путь к ней не исчез окончательно, не  пропал среди травы и лесной поросли. Сюда ведет проселочная дорога, пусть неровная и ухабистая, и все же она есть, словно символ надежды на возрождение храма. Надежды, которой суждено сбыться.  В 2011 году была создана религиозная организация православного прихода Богородицерождественского храма д. Плетениха Раменского района Московской области Московской епархии Русской Православной церкви, а проще говоря, церковная община, цель которой — восстановлениехрама. Но сил и возможностей ее не хватило бы даже для начала организационных работ, если бы не ООО «Ждановское подворье», которое выступило с инициативой возрождения церкви и взяло на себя многочисленные хлопоты по осуществлению этого непростого дела. И вопрос здесь не только в  финансировании. Хотя финансирование работ и будет осуществляться в рамках муниципального частного партнерства, «Ждановское подворье» готово вложить большую часть собственных средств, необходимых для реставрации здания. Важная и обязательная составляющая успешной реализации этого проекта — сотрудничество официальной власти. И надо отдать должное администрации сельского поселения Константиновское,  она оказывает меценатам всевозможную поддержку. Это помощь  в благоустройстве кладбища и выделении земли для его расширения, участие в строительстве дороги и электрификации, внесение изменений в градостроительные документы.

Рядом с храмом расположен погост, где покоятся деды и прадеды многих жителей наших мест. Ему тоже нужны забота и уход, тем более, что кладбище все еще остается действующим. Работы по наведению порядка на его территории и учету захоронений также включены в план.

Во все времена на Руси церкви и часовни строились на средства меценатов. Сегодня находятся люди, которым не жалко на их восстановление денег, а главное, сил и души. «Потому что это наше прошлое, наша история, культура, это дух нашего народа и его надежда на будущее, — объясняют они». Долгие десятилетия стоял в забвении храм Рождества Пресвятой Богородицы, внесенный в реестр памятников культуры России. И вот пришло время его возрождения, словно что-то проснулось в нас, что-то, необъяснимое на уровне обычной бытовой жизни. «Сейчас храм находится, можно сказать, в безлюдном месте. Но не так уж далеко от него все-таки есть села, деревни, поселки, где постоянно живут люди. Просто каждый из нас замкнулся в своем мирке, в своих заботах, проблемах, делах. А храм и существует для того, чтобы люди приходили туда и видели, что они не одни живут на белом свете, что рядом с ними живут такие же люди, с такими же проблемами, но жить как-то проще, и проблемы сами собой разрешаются, когда люди собираются вместе и вместе молятся Богу, стоя рядом, друг с другом. И в этом есть главное чудо веры», — говорит отец Константин.

Для того, чтобы чудо свершилось, нужно сделать еще многое. Необходимо провести обследование здания, выяснить, способны ли эти стены стоять дальше, нести нагрузку. Но даже если окажется, что они находятся в аварийном состоянии и должны быть снесены, фирма-меценат ООО «Ждановское подворье» все равно намерена восстановить храм, пусть даже его придется отстроить заново, по старым чертежам, стараясь максимально сохранить исконный вид.

На получение разрешительных документов как правило, уходит немало времени, поэтому о сроках начала реставрации храма пока говорится осторожно: не раньше июня-июля, смотря как пойдет дело в инстанциях.Помощь местных жителей тоже может понадобиться — реконструкторам и краеведам очень пригодятся старые фотографии и документы, из которых можно почерпнуть какую-то информацию о храме. Да и после, когда обновленная церковь вновь вознесет к небесам свой сверкающий купол, здесь с радостью встретят всякого, у кого, возможно, сохранились старые образа, находившиеся ранее в ее стенах. Понятно, что цена у них быть может сейчас не малая, но трудно найти более благое дело, чем возвращение храму его икон.

«Скоро наступит лето. Я постараюсь почаще приезжать и совершать богослужения в этом многострадальном храме, — говорит отец Константин. —  Я хочу сказать, что если люди будут приходить на службы, если Господь увидит, что этот храм нужен людям, то Он даст все необходимое для реставрации и даже сверх того. Например, Храм Христа Спасителя в Москве тоже не сразу строился. Когда в советское время там еще был бассейн «Москва», в конце восьмидесятых годов, на берег этого бассейна по воскресеньям стали приходить верующие люди. Они смиренно молились в ожидании чуда, и это чудо произошло. Сейчас храм сияет во всей своей красе».

Когда-нибудь, через год или два, засияет во всей своей красе и храм Рождества Пресвятой Богородицы, и вновь, как в давние годы, будет разноситься по округе торжественный звон его колоколов. И сберегая старые тайны, он начнет свою новую жизнь, в которой найдется место каждому, кто придет в его стены.

 

 

Елена Жигалова

 

 

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее