24.10.2012 09:48
Когда по просьбе какой-нибудь знакомой женщины я покупаю ей сигареты и вижу на пачке надпись…
Дух противоречияКогда по просьбе какой-нибудь знакомой женщины я покупаю ей сигареты и вижу на пачке надпись «Курение убивает», я, с одной стороны, начинаю чувствовать себя соучастником этого убийства, а с другой… Автомобили, например, убивают гораздо чаще. Причём, как «активных» водителей, так и «пассивных» пешеходов, однако же никто пока не додумался писать на дверях и капотах устрашающие надписи или приклеивать на них фотографии развороченного при авариях железа или покалеченных людей.
Только не подумайте, что я курильщиков защищаю. И сам не курю, и мужиков знакомых за «сигаретное рабство» стыжу, а уж женщины курящие… Впрочем, если женщина действительно хороша, то на этот её пусть и не очень милый недостаток внимания практически не обращаешь., согласитесь. И не такое прощаешь…
Но активная атака на курильщиков, все эти наклейки-вкладыши, а уж тем более – доходящие как в истории с мультфильмами до идиотизма запреты вызывают у меня желание если и не закурить самому, то – поддержать «несчастных и гонимых». Плюс – подозрение: а не проделки ли это «табачного лобби»?
Ведь для того, чтобы не понимать, что сладок именно запретный плод, нужно быть полным депутатом. Не важно — Государственной Думы или, на худой конец – Европарламента…
Вспомнилось, как недавно мы с друзьями-коллегами заезжали в Военно-технический музей, что недалеко от Черноголовки. В ангарах — старинные зарубежные и советские автомобили, на улице – военная техника, огороженная цепями и надписями, запрещающими на них влезать. Запрещающими или – зазывающими? Задумаешься…
Вид у экскурсовода был обречённый. Она не успевала сгонять с бортов танков и машин вполне взрослых, но непослушных людей, желающих на них сфотографироваться. (Представляю, что там творится, когда приезжают дети…)
— Ну, ведь написано же, что нельзя! — с безнадёгой в голосе в который уже раз прерывала она свой рассказ-экскурсию. – Можно залезать только вот на эту БМП!
— Тогда вам надо было именно её и опоясать цепями! А лучше — колючей проволокой! Тогда бы все точно только её и штурмовали…
В интернете часто встречаются «зазывалки» типа — «запрещённое видео». Что за видео? Кто запретил? Почему? Не хочешь, а влезешь… Потом сам над собой смеёшься – купился…
Несколько моих знакомых уже посмотрели «Невинность мусульман». Почему? Да именно потому, что его стали запрещать. А мне вспомнилась давняя история с другим фильмом — «Последнее искушение Христа». Тогда шум подняли не мусульмане, а православные. В подавляющем своём большинстве фильма этого, естественно, не видевшие. Что нисколько не помешало им, как это сейчас называется, «испытать нравственные страдания». Правда, в суд тогда никто не додумался подавать. Как теперь в истории с «кисками» (Есть и другие переводы английского слова pussy, но тут, как и в случае со многими русскими словами «каждый думает в меру своей испорченности»…).
Времена изменились, и сейчас иски старательно крапали даже те, кто их «концерт» видел только по телевизору. А что? – получить 30 сребрен… то есть – 30 тысяч рублей за «нравственные страдания», полученные при просмотре телевизора? Неплохая, я скажу, прибавка к пенсии… А может, и не только к пенсии… Хорошо, что такие иски вроде бы даже и рассматривать не стали. Иначе это было бы совсем «за гранью»…
Хотя, скорее всего, просто прецедента не захотели создавать? А то ведь, знаете… Я, например, когда вижу и слышу по телевизору некоторых наших политиков, тоже, бывает, такие нравственные страдания испытываю, что куда там девчонкам в балаклавах!.. Особенно, когда по старой привычке тех называют «народными избранниками». Хорошо хоть перестали — даже в шутку — говорить, что депутаты, мол, «выражают чаяния народа» или «отстаивают интересы избирателей». Ну, разве что тех, кто их на самом деле и «избрал»… Знаете, а я ведь даже уже почти готов был согласиться с нашими высшими руководителями, отменившими в своё время губернаторские, а во многих регионах – заодно и выборы местных глав. Догадываюсь я и о том, почему депутаты Госдумы за это голосовали: «Ну, сами посудите, — думали, наверное, они, — разве можно доверять такой ответственный выбор людям, которые выбрали нас?!..»
Что же касается «Pussy Riot», то поначалу их «панк-молебен» в храме показался мне совершенно дурацкой выходкой. Предыдущие их «выступления», о которых довелось слышать – что на Лобном месте, что на крыше трамвая… – тоже вызывали реакцию типа «каждый сходит с ума по своему». Тексты? Но ведь прислушиваться к содержанию хочется лишь тогда, когда заинтересуешься формой. Их же «форма» не впечатляла абсолютно. То, что началось потом, совершенно изменило отношение к этим девчонкам. Я, конечно, вряд ли стану ставить и слушать диски с их «песнями», но… То, что произошло потом, как вели себя они сами и как вели себя те, кто их обвинял и судил, привело к результату поразительному: я вдруг с удивлением почувствовал, что начинаю их уважать. Не за выходку их, конечно, которую я по-прежнему считаю глупой, и за которую они, кстати, перед верующими извинились…
Я прочитал их выступления на суде – и зауважал ещё больше. Может, сыграл какой-то неведомый пока науке «закон сохранения уважения»? Вроде как есть в мире определённое его количество, и если по какой-то причине теряешь уважение к одним людям, то по отношению к другим его тут же становится больше.
А может всё дело опять же в том самом «духе противоречия». Как в байке Довлатова про то, как сказал он Бродскому, что в СССР перестройка и Евтушенко выступает против колхозов, на что поэт ответил «Если он против, то я – за…» Дело тут не в Евтушенко, которого, наверняка кто-то уважает больше, чем Бродского – кому что нравится. Дело в репутации, потеряв однажды которую, можно уже и не пытаться говорить даже самые правильные слова, выдвигать даже очень ценные и важные инициативы. Почему? Да чтобы их не дискредитировать!..
Алексей Сокольский
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!