09.10.2011 09:51
Сентябрь — месяц возвращения в родные учебные стены множества учеников. Каждый год приносит ученикам, учителям…
Главное, чтобы дети нашли свое место в жизниСентябрь — месяц возвращения в родные учебные стены множества учеников.
Каждый год приносит ученикам, учителям и родителям немало новшеств. Рыболовская средняя школа, несмотря на то, что она сельская, благодаря мощному педагогическому коллективу держит планку современного образовательного учреждения. О жизни школы в новом учебном году мы поговорили с ее директором — Ольгой Алексеевной Споровой.
— Ольга Алексеевна, с тех пор, как вы стали руководителем школы, с какими трудностями приходится сталкиваться?
— Директором я стала четыре года назад, сейчас идет пятый год моей работы. Сориентироваться в массе новых дел мне было просто, поскольку в этой школе я училась, много лет работала здесь завучем, коллектив, родителей и детей знала, поэтому владела ситуацией. Но как в прежнее время, так и сейчас понимаю, что хозяйственная работа мне не по душе. Я все-таки в большей степени методист и учитель. Меня, например, больше радует, когда на родительское собрание пришло много родителей, чем то, что в скором времени можно будет починить крышу. Я получаю большее удовольствие от общения с учителем, учеником или родителями. И честно говорю, что в должности завуча мне было комфортнее.
— И оставалось время вести занятия?
— А я и сейчас веду уроки, у меня есть часы. В прошлом году я выпустила 9-й класс. Ребята очень хорошо, я считаю, сдали русский язык. Из восьми учеников была всего одна тройка. Качество знаний у них было более 80%. В этом году я взяла 5-й и 7-й классы. Если не вести уроки, можно просто потерять профессионализм. Неизвестно, сколько продлится мой директорский стаж, а по натуре я остаюсь учителем.
— С этого учебного года введены новые образовательные стандарты в начальных классах. Как это произошло у вас в школе?
— Во-первых, предлагается кардинально другой подход к обучению, хотя для нас это не ново. Уже много лет наш коллектив работает в русле личностно-ориентированного подхода в образовании. Несколько лет назад мы немного изменили методическую направленность школы. Теперь — это деятельностный подход в личностно-ориентированном обучении. Частично мы предвосхитили стандарты, вводимые повсеместно сейчас, вот именно «деятельностный подход» — это социализация ребенка в обществе. Самое важное, что дал такой подход к начальному образованию, особенно для сельской школы, — расширение внеурочной деятельности. Дети получают знания на уроке и расширяют кругозор в течение 10 часов внеурочных занятий. Мы так поставили процесс обучения, что внеурочная деятельность стала продолжением урока. У нас пять направлений по два часа. Например, кукольный театр, кружок «Юный турист», ЮИД (юный инспектор дорожного движения), «Традиции России», рисование, спортивная секция, духовное воспитание. Все эти кружки расширяют кругозор, воспитывают индивидуальность ребенка. Если у него не получилось проявить себя в спорте, он может заинтересоваться туризмом или кукольным театром. Есть секции, продолжающие основные предметы, например «Занимательная математика». В округе кружков мало, возить детей в город родителям далеко и тяжело, а вот внеурочные занятия ребенка развивают.
— Чтобы научить, нужно чем-то заинтересовать детей?
— Заинтересовать – этого мало. Самое главное, чтобы они были подготовлены к жизни, чтобы нашли свое место. Недавно мы обсуждали в Комитете по образованию, что мы живем в больном обществе и детей мы должны в нем социализировать. Так нам в этом больном обществе их социализировать или создавать новое общество?
— Получается, человека нужно воспитывать в семье и с раннего детства.
— Да, воспитание нужно начинать с самого раннего детства. Когда ребенок приходит в школу, в 7 лет многое для него может быть упущено. А если заниматься им с самого рождения, это совсем другое дело. В народе не зря говорят, что воспитание действенно, когда ребенок умещается поперек кровати, когда вдоль — уже поздно. Школа — продолжение того, что было заложено в голову ребенка в его первые годы. Тут 6-7 уроков, все остальное время ребенок проводит в семье. Учителя объясняют материал всем одинаково, только одного ребенка нацелили на восприятие знаний, а другой этого не хочет. Школа, конечно, играет большую роль. Это и авторитет, и профессионализм учителя. Но я родителям говорю, что мы выполняем общее дело, мы союзники. А основа мировоззрения ребенка должна закладываться в семье. Школа ее только дополняет, развивает, а что заложено с детства, эти стереотипы поведения уже не изменишь. Но и родителей можно понять. В каких условиях мы живем? Ни работы подчас нет, ни стабильных заработков. Они уехали, дети брошены. Конечно, мы в каких-то случаях должны компенсировать недостаток их внимания. И хорошо, что появились новые стандарты. Дети хотя бы заняты. Я всегда говорю, что школа должна стать развивающим центром. Клубов в деревнях нет, библиотеки тоже не везде, поэтому нужно концентрировать возможности в школе. Но еще раз повторю: учителя и родители — это союзники. Мы должны идти вместе, не просто по разную сторону баррикад, а именно вместе.
— У ребенка, наверное, раздваивается сознание, когда мнение родителей об учителе противоречит их собственному восприятию.
— Я, кстати, на собрании говорила родителям, что даже если вдруг что-то плохое подумаете про учителя, не нужно говорить об этом ребенку. Придите в школу, поговорите с учителем, проясните для себя ситуацию. А ребенку скажите, что учитель прав. От того, что в глазах ребенка упадет авторитет педагога, пострадает прежде всего сам ребенок. Учительский авторитет действительно падает. И что бы сейчас ни говорили о повышении статуса учителей с помощью новых программ «Наша новая школа», повышения зарплат, все равно авторитет должен быть на другом уровне, он в доверии учеников и в уважении родителей.
— Этим летом особо бурно обсуждался единый госэкзамен. Многие считают, что ЕГЭ — это натаскивание по шаблону. То есть, возвращаясь к начальной школе, это такой противоположный ей процесс. Там, наоборот, малышей ориентируют на развитие логики и воображения. А старшеклассников словно замыкают на шаблоне. Шаг вправо, шаг влево — и ошибка.
— Нет, я не согласна, что это натаскивание. Если только в части демонстрационного материала. Два года назад в нашей школе прошел семинар завучей. Тогда пошла череда районных семинаров, где обсуждали систему подготовки к ЕГЭ. С 9 класса мы начинаем учить детей работать с тестами. И все равно, как можно натаскать по литературе? Это невозможно, если у человека нет мышления. Ладно еще русский. Если есть задание — найти сложноподчиненное предложение, я им скажу: выучите все сложноподчиненные и вы их найдете. Ну а как написать сочинение, эссе? Есть система. Мы нацеливаем детей в начальной школе, продолжаем готовить их в среднем звене обучения и закрепляем их навыки в выпускных классах.
— Перед началом учебного года прошла так называемая приемка всех районных школ. Что удалось сделать в школе за этот год?
— В этом году на средства Мособлдумы мы поставили пластиковые окна в актовом зале, на средства главы поселения установили новый забор, провели реконструкцию медицинского кабинета и начали делать тренажерный зал. Три дня назад начали ремонт крыши, которая много лет текла. Спортзал мы отремонтировали своими силами. С ремонтом помогали все: родители, сами учителя, администрация Рыболовского поселения, Сергей Владимирович Демин и Минобразования области.
— Какие вопросы еще требуют решения?
— На повестке стоит ремонт теплосети. Нужно утеплиться, у нас прохладно. Думаю, что район будет нам дальше помогать с пластиковыми окнами. Также требуется реконструировать пищеблок. Вряд ли это получится сделать в следующем году, но на перспективу цель наметили. В этом году мы попали в список 12 школ, где будут установлены интерактивные рабочие места для первоклассников.
— Вы имеете в виду ноутбуки?
— Именно. Один ноутбук на двоих и автоматизированное рабочее место учителя. Мы должны их в скором времени получить. В ближайшем времени планируем восстановить интернет. С ним есть проблемы, но не у нас, а в телефонных линиях. Комитет давно бы решил нам этот вопрос, но нет технических условий — Рыболовская АТС не позволяет. Сейчас мы уже нашли людей, которые будут этим заниматься. Мы теперь просто решили поставить на крышу антенну и установить спутниковый интернет.
— Ольга Алексеевна, немного о личном. Почему вы стали учителем? Когда пришло осознание, что это ваше призвание?
— Я мечтала стать учителем еще в школе. В 1988 г. начала работать в сельском совете. Проработав два года, поняла, что эта деятельность не по мне. Чуть позже Наталья Константиновна Романенкова предложила мне преподавать русский язык в 9 классе. Если после института у меня еще были сомнения, идти в школу или нет, то в тот момент я точно поняла, что мое призвание — быть учителем. Стоило мне попробовать нечто другое, и я окончательно в этом убедилась. Хотя после окончания юридического института мне предлагали остаться работать в Москве и перспективы были хорошие, но я не осталась. Работая в сельсовете, я ездила в школу по субботам, вела русский и литературу. У меня тогда был один класс. Я так ждала субботы, когда пойду в школу! Это была моя отдушина. Когда грянул путч, все были в ужасе, а для меня ликвидация сельского совета стала знаком судьбы.
— Напоследок, ваш жизненный девиз.
— Не сдаваться, как бы трудно ни было! Бывает трудно, очень трудно — и по жизни, и на работе. Но главное верить, что все получится, что кто-то поможет, кто-то подскажет, посоветует, и обязательно всего можно добиться. Нельзя сдаваться, нельзя опускать руки. Нужно идти дальше.
— Веря, что все будет хорошо.
— И я верю.
Ольга Гарина
Фото Вячеслава Захарова
0 просмотров
0 просмотров
0 просмотров
0 просмотров
0 просмотров
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!