И это все о ней…

В наше время бесконечной череды сменяющих друг друга на экране телевизионных сериалов перед нами мелькают…

И это все о ней…

В наше время бесконечной череды сменяющих друг друга на экране телевизионных сериалов перед нами мелькают сотни, если не тысячи, актеров и актрис. Большинство из них похожи друг на друга, как две капли воды. Многих в лицо-то сложно запомнить, не то что по именам.

Однако эту актрису перепутать с кем-то невозможно. И не любить невозможно. И не только потому, что она уже долгое время дарит нам со сцены свое искусство, и не только потому, что она снялась в 110 художественных фильма и сериалах. А потому, что каждая сыгранная роль для нее — это маленькая жизнь, прожитая вместе со своей героиней, потому, что мы ей верим. А как может быть иначе? Ведь она не просто актриса, она — ТАЛЫЗИНА!

— Валентина Илларионовна, известно, что в юности вы учились на экономическом факультете сельскохозяйственного института. Как появилось решение оставить учебу и посвятить себя служению искусству?

— Сцена манила меня с детства, но я как-то стеснялась об этом говорить. Я жила в сибирском совхозном поселке, была девушкой скромной, и мне самой казалось, что мечтать об артистической карьере здесь как-то странно. Что уж говорить о других? К тому же я абсолютно не знала, что и как надо сделать, где учиться, чтобы стать актрисой. Поэтому после окончания школы мы с подругой решили поступать в педагогический институт. Но учиться там мне не пришлось. Моей подруге очень хотелось, чтобы мы учились вместе, и после сдачи вступительных экзаменов она сказала, что я не прошла по конкурсу. Я ей поверила. И только позднее узнала, что не прошла-то именно она, а не я. Потом возник вариант с экономическим факультетом сельскохозяйственного института, куда мы вместе и поступили. Все это происходило в Омске.

— И что же случилось дальше?

— На втором курсе, после студенческого смотра художественной самодеятельности, ко мне подошла заведующая Омским домом народного творчества и сказала, что видит меня профессиональной актрисой. Я  ответила, что хотела бы учиться сценическому искусству, но не знаю, с чего начинать. Она обещала помочь. И помогла, организовав мне встречу с главным режиссером областного драматического театра Анатолием Цыганковым. Он попросил меня подготовить для просмотра материал, которой мне нравится, и провел со мной пять или шесть репетиций. С этим багажом я и отправилась в Москву.

— Не страшно было?

— Конечно, я очень волновалась. Ехать практически в никуда за три тысячи километров от дома было страшновато.  К тому же, как оказалось, к моему приезду все наборы в актерские вузы уже закончились. Но на мое счастье в ГИТИСе был объявлен дополнительный конкурс. И мне с первой попытки удалось его пройти.

— В Театре им. Моссовета, куда вы пришли работать после окончания учебы, в то время играли многие великие мастера сцены. Кто из них оказал наибольшее влияние на ваше профессиональное становление?

— Вы знаете, конечно, я была в восторге, что со мной рядом работают такие знаменитые актрисы как Раневская, Марецкая, Орлова, Серова, Бирман. Особого внимания на нас, молодых, они не обращали и ни с кем конкретно отдельно не занимались. Иногда делали профессиональные замечания, которые я старалась принимать к сведению. Безусловно, я смотрела на их игру и что-то для себя подмечала. Училась. Можно сказать, что это были мои университеты.

— Что вам ближе и интереснее — работа в кино или театральная сцена?

— На этот вопрос ответить однозначно нельзя. И в театре, и в кино актер должен прежде всего войти в образ своего героя или постичь жизнь человеческого духа, как говорил наш великий режиссер Станиславский. Это одна и та же задача. А разница между кино и театром только в технических возможностях. Если на сцене мне приходится напрягать свой голос, чтобы мои реплики были услышаны на самых последних рядах, то во время съемок техника позволяет работать в обычном режиме.

— Был ли в вашей жизни момент, после которого вы почувствовали себя по-настоящему известной и знаменитой?

— Дело в том, что наше актерское ремесло довольно специфично и изменчиво. Как только ты начинаешь мнить себя великим и знаменитым артистом, искусство от тебя уходит. А ведь каждая роль — это новый вызов, который надо принять. И если ты начинаешь считать, что уже всего достиг, то у тебя ничего не выйдет. Поэтому я никогда не стремилась считать себя великой и знаменитой актрисой. Мне важнее войти в образ своей героини так, чтобы зритель мне поверил. И тревога, что у тебя может не получиться, обязательно присутствует. Эта тревога есть и перед любым спектаклем. Ведь даже каждый отдельный спектакль — это живой организм. Сегодня ты сыграла очень хорошо, а завтра не получилось, и непонятно почему. Начинаешь анализировать причины. А они могут быть самыми разными, начиная от плохого настроения и заканчивая тем, что ты ела на завтрак. Вот кстати, еще одно отличие кино от театра. В театре каждый спектакль ты играешь по-разному. И есть возможность в следующий раз что-то исправить, где-то доработать. Кино этой возможности не дает. Это колоссальное напряжение сил. Здесь как сняли дубль, таким он и будет. А при нынешних бюджетах и экономии второго и третьего дублей может и не быть. Работа в кино — это как выстрел без права на ошибку.

— Какие качества вы цените в мужчинах?

— В мужчинах (улыбается. — В.Щ.)? Честно говоря, я уже как-то и забыла. Вот есть в нашем поселке Кратово, где у меня дача, глава администрации Виктор Неволин. Когда он пришел ко мне в гости, первое, что я сказала: «Где ж такие красивые родятся?» Он усмехнулся, но я видела, что ему было приятно.  Оказалось, что он не только привлекательный мужчина, но и добрый, отзывчивый и, самое главное, обязательный человек. Конечно, я воспользовалась случаем и обратилась к нему с какой-то просьбой. Он не забыл про нее и все выполнил. Уважаю таких мужчин. Он и сейчас поздравляет меня со всеми праздниками, а я приглашаю его с коллегами на наши спектакли. Правда, вот он все никак не соберется.

Здесь же, на даче в Кратово, со мной произошла очень интересная история. Бригада рабочих во главе с бригадиром, которого звали Михаил, у моего участка проводила работы по замене столба линии электропередач. Когда они стали копать яму, я попросила Михаила осторожнее обращаться с черным плодородным слоем земли. Он очень удивился. Тогда я объяснила ему, что у нас на участках почва песчаная, и такая земля — дефицит для садовода. Ее приходится покупать, а это недешевое удовольствие. Каково же было мое удивление, когда через некоторое время он привез мне полмашины такой вот плодородной земли. Привез просто так. Вот настоящий мужской поступок. Так что если говорить о тех качествах, которые я ценю в мужчинах, то это будут отзывчивость и доброта.

— Ваша дочь тоже стала актрисой. Это было ее личное решение? И как вы относитесь к ее выбору?

— Каждый человек в жизни идет своим путем.  Скажу честно, я не очень хотела, чтобы она была актрисой. Видите ли, наша профессия требует от человека отказа от многих простых житейских радостей.  Ну, к примеру, я никогда в жизни не курила и почти не ем мороженого. Я знаю, что мой профессиональный инструмент — это голос, и не могу допустить срыва спектакля только лишь потому, что он у меня сел или пропал. Вот поэтому я не хотела дочери такой судьбы и всячески старалась ее от этого уберечь. Мне казалось, что ей больше подойдет какая-то более спокойная женская работа. Но у меня ничего не вышло, она выбрала свою дорогу. Дорогу непростую и трудную. Профессия актрисы — очень тяжелый труд.

Беседовал Вячеслав Щедрин

Поделиться:

Просмотров: 0

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее