И Кенигсберг, и Чукотка

Это только в книгах и фильмах (да и то не во всех) бывает:  стоило начаться…

Это только в книгах и фильмах (да и то не во всех) бывает:  стоило начаться войне, как юноша, недавний школьник, с первого дня борется с врагом на фронте, совершает подвиг за подвигом, получает одну медаль за другой – и вот он уже всем известный герой. Наш земляк Борис Иванович Клемин знает, как все может быть на самом деле. Может быть, и хотелось семнадцатилетнему юноше сразу в бой, но кто же тогда будет работать в тылу, обеспечивая сражающихся за Родину, если даже «пацаны» убегут воевать?  У Бориса Ивановича наград немало, — однако в начале войны он трудился на заводе №149, позже прославившемся как РПЗ;  когда завод эвакуировали, молодой человек пошел на фельдшерские курсы, а потом был отправлен на боевое обучение в Ижевск. Только во второй половине 1943 года Борис Иванович (уже автоматчик!) попал на «настоящую войну».

И понеслось… Они стояли в обороне на границе Смоленской области и Белоруссии, и боеприпасов катастрофически не хватало. Потом было сражение на Курской дуге и наступление: Витебск, Орша — и через Западную Белоруссию в Восточную Пруссию, а там до Кенигсберга.  День Победы — на берегу Балтийского моря, непривычно тихого (неужели война закончилась?!). Впрочем, разве не волны этого моря еще долго выносили на берег трупы погибших детей, женщин, мужчин?

И все-таки война завершилась. И старший сержант Клемин, которому довелось даже защищать под пулями и осколками снарядов знамя («Это честь воина, — вспоминает ветеран. – Я стоял ни жив ни мертв, спрятаться было нельзя, ведь я не имел права покидать пост!»),  не погиб, — и вот он уже едет в теплый сине-зеленый Пятигорск. Там ребята гуляли, любуясь на Машук, и купались в знаменитом Провале. Борис Иванович случайно встретил земляков – приятелей из деревни Дергаево.

Потом Борис Иванович, выучившись на радиста, в составе Кантемировской танковой дивизии отправился через Армению на границу с Турцией (1947 год). В Армении он пережил землетрясение; оно было не очень сильным, но молодой человек запомнил на всю жизнь это внезапное движение и то, что специалисты сразу сообщили: «Через десять лет будет страшней!». Так оно и вышло…

Борис Иванович Клемин мобилизовался в 1950 году (в армии он был почти 8 лет). Мужчина, имеющий специальность «радист боевых машин», трудился на заводах, ездил в командировки по всей России… Он даже оказался на Чукотке и стал практически золотоискателем — точнее, наш земляк  мыл золото, перевыполняя нормы,  и о нем даже писали местные газеты. Впрочем, Бориса Ивановича в тот период впечатлило не столько «живое», «натуральное» золото, сколько волшебная природа, словно в царстве Снежной королевы, где с мая по сентябрь – зима. И пусть порой не хватает кислорода, а  по населенным пунктам бегают песцы и даже белые медведи (кстати, о появлении медведей на приисках по радио старались предупреждать заранее).  Зато снег – голубой, лед – всех цветов радуги, северное сияние, красота! Но в Раменском осталась семья…

Потрудившись три года в «золотой промышленности» на Чукотке, Борис Иванович вернулся на малую родину, купил квартиру и устроился на работу в Жуковский ЦАГИ. В 1988 году он вышел на пенсию, не растеряв общительности и оптимизма. До сих пор любит художественную самодеятельность (особенно пение), домашних животных и спорт. Борис Иванович Клемин активно болеет за футбольную команду «Сатурн», и его фотографии даже публиковали в газете «Советский спорт». Ветерану Великой Отечественной войны, удостоенному ордена и 15 медалей (самыми важными Борис Иванович считает медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга» и «День Победы»), в 2010 году исполнится 85 лет!

Елена Свининникова, Светлана Сарычева

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее