История Кратовской школы №27

  Становление, первые учителя Совершая экскурсию по поселку Кратово, мы переходим на ул. Горького, ведущую…

История Кратовской школы №27

 

Становление, первые учителя

Совершая экскурсию по поселку Кратово, мы переходим на ул. Горького, ведущую от Раменского шоссе в сторону ул. Мира, и поведем наш разговор об одной из кратовских школ. Всего в поселке три школы. О старейшей из них – №98 (бывшей железнодорожной №9)  мы говорили ранее. А сегодня наш рассказ будет посвящен школе №27. Безусловно, в коротком очерке не вместить всю ее историю, однако мы постараемся, оглянувшись в прошлое на несколько десятилетий назад, увидеть, какой она была в те годы.

Свою историю это учебное заведение ведет с 40-х годов 20-го века. По окончании Великой Отечественной войны население поселка при подсобном хозяйстве санатория им. Ленина (ныне это ул. Мира) увеличивалось, возводились новые  дома для обслуживающего персонала санатория, и, как следствие, встал вопрос о строительстве школы в этой части поселка.  

В архивах кратовского краеведа, бывшего директора школы №98 В.В. Недачина хранится небольшая историческая справка об организации и становлении этого учебного заведения: «В 1949 г. по ул. Горького было снято несколько дач, в которых разместились классы вновь организованной семилетней школы».

В 1952 г. началось строительство новой двухэтажной школы на ул. Горького.  Это было типовое для того времени небольшое здание, с широкими коридорами, столовой и просторными светлыми классами. С самого начала и вплоть до середины 90-х годов отопление в школе было печное. Возводили новое здание, как говорится, всем миром:  и родители, и учителя, и сами ученики  по мере возможности принимали участие в строительстве. И вот,  1 сентября 1954 г. в школе №27 прозвенел первый звонок. Переехав в  новое здание, школа, наконец-то  стала 11-летней, в чем давно ощущалась потребность  в этой части поселка. «За период существования средней школы №27 с 1954 по 1968 год, — пишет В.В. Недачин, — было выпущено 266 учащихся, ставших учителями и врачами, инженерами и техниками, слесарями и рабочими, работающими в разных городах Советского Союза». В те годы  учебное заведение славилось своими педагогами,  образование в ней давали основательное, глубокое, сравнимое с лучшими городскими учебными заведениями. Первым директором школы №27 был  Василий Иванович Щербаков, затем его сменила  Ираида Васильевна Байкова.

С чего школа начиналась? С первых дней здесь сложилась уникальная, почти семейная, атмосфера. Вот как об этом рассказывает выпускница школы №27  1966 года  Татьяна Алексеевна Мамонова: «Надо сказать, что в школе никогда не было много учеников.  В нашем 11 классе училось всего 15 человек, и почти все мы были вожатыми в каком-то из младших классов. И учителя и ученики жили рядом, часто по-соседству. Мы хорошо знали не только ребят от 1 до 11 класса, но и их братьев, сестер и родителей. В основном учащиеся были детьми  работников санатория Старых большевиков, либо его подсобного хозяйства и жили на ул. Мира».

И все же главная заслуга в формировании облика школы принадлежала ее учителям. Это были люди высокой культуры, как говорилось в то время – старой закалки, преданные своей профессии и очень любившие своих учеников.

И первой из них следует упомянуть Ираиду Васильевну Байкову,  учителя географии и директора школы в 1950- 1960-е годы. «Это была удивительная личность, – вспоминает Т.А. Мамонова. – Словно классная дама дореволюционной гимназии. Строгий темно зеленый костюм, белая блузка с маленьким черненьким бантиком, гордая осанка.   Она входила в класс, и первой фразой ее было неизменное: «Дети, встаньте и подравняйтесь в затылочки. Здравствуйте, садитесь». Она говорила размеренно, не повышая голоса, но слова ее воспринимались безоговорочно.  Затихали даже самые отъявленные шалопаи, только лишь заслышав приближающийся звук ее шагов. «Ираида идет!» — этого было достаточно, чтобы все замерло в шумных коридорах во время школьной переменки.

Начиная с 9 класса, она обращалась к нам только на вы. В старших классах Ираида Васильевна Байкова ввела в практику систему зачетов наподобие той, что применяется в высшей школе для проверки знаний. Она, да и все учителя готовили нас к поступлению в институт. Надо сказать, что большая  заслуга наших преподавателей в том, что они умели пробудить в нас жажду знаний, учили мыслить творчески».

Любовь к родному языку, русской словесности, вкус к хорошей литературе воспитали в нескольких поколениях кратовских ребят две замечательные учительницы 27-й школы Альвина Ивановна Дубовицкая и Анастасия Ивановна Евстропова. О них с благодарностью и сердечным теплом вспоминают многие выпускники школы.

Под руководством учительницы химии Софьи Михайловны Спектр дети проводили уникальные опыты, устраивали тематические вечера, посвященные химии, делали интересные практические работы. В 60-е годы в Советском Союзе наука химия была на взлете. В то время бытовала даже фраза – «Коммунизм — это советская власть плюс электрификация плюс химизация всей страны». Софья Михайловна любила свой предмет безмерно, и эта любовь передавалась ее ученикам. В школьную хим лабораторию всегда стояла очередь:  ребята спорили, кто сегодня пойдет мыть пробирки и реторты.

Учительница по математике Нина Васильевна Салтыкова — «Салтычиха», как прозвали ее дети за строгость, всегда говорила: «В математике нет ничего лишнего!».  Спрашивая теорию или правило, она могла по очереди поднять весь класс, пока не услышит желаемый ответ. «Говорите только необходимое и достаточное! Эти — накрепко, навеки — усвоенные уроки потом очень пригодились  ее ученикам в жизни: ведь математика не только учит счету, а еще и логически верно и лаконично выражать свои мысли.

Учительница по домоводству, венгерка по национальности, Элла Стефановна раскрыла девочкам немало ценных секретов хороших хозяек — как правильно следить за чистотой в доме, как сварить кашу, чтобы она получилась рассыпчатой, как выбирать одежду в магазине. Оказывается, прежде всего, вещь надо вывернуть наизнанку и посмотреть, как проложены швы. Точно также она оценивала и работы на уроках кройки и шитья. Если изнаночная строчка была неровная, то не жди хорошей оценки. Если же все нормально и внутри и снаружи, то она ставила четыре балла. Но если ты на однотонной рубашечке вышила еще и букетик, или пришила кружева, вот тогда получи пятерку!

Каждый педагог стремился поднять ученика до своего уровня и даже выше.  Все выпускники  Кратовской 27-й школы, вспоминая годы учебы, говорят об одном: учителя  очень серьезно заботились о судьбе своих учеников, думали об их будущем, старались направить, посоветовать, помочь.

В 1966 году в Кратовской школе №27 состоялся двойной выпуск: аттестаты зрелости получали одновременно 10-й и 11-й классы. Потом школа долгое время была десятилеткой.

В следующем выпуске: «Школа №27 – жизнь, наполненная событиями. 1970-е – 90-е годы».

Яна Гарбузова

Поделиться:

Просмотров: 209

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее