Людмила Логутова – одна из 10 первых в мире женщин, испытавших невесомость на себе.

Персона номера

Кто же не знает в Сафоновском поселении Людмилу Федоровну Логутову? Председатель Совета ветеранов, отзывчивый, неравнодушный к общественным делам человек. А как задушевно она читает стихи! Поет в хоре ветеранов «Русская песня». Этот коллектив (участник и призер районного фестиваля «Поющее Раменье», дипломант Всероссийского фестиваля казачьего творчества) выступает на всех мероприятиях поселения и на многих площадках г.Раменское. В 2014 г. они стали лауреатами премии губернатора «Наше Подмосковье».

Но все же в судьбе человека, прожившего большую, интересную жизнь есть страницы, о которых стоит рассказать подробнее.

В турпоходе с сотрудниками лаборатории систем управления вычислительной техники, Логутова крайняя справа1961Перед полетом на планере в Егорьевском аэроклубе 1959 гМы не случайно встретились с Людмилой Федоровной накануне Дня космонавтики. Оказывается, вместе с отрядом космонавтов работал в ЛИИ им.Громова отряд испытателей, который тестировал не только специальную аппаратуру, но и организм человека. В таких испытаниях, оценивающих воздействие невесомости на физиологию человека, участвовала и    Людмила Логутова (Шаронова), Как выяснилось позже – одна из 10 первых в мире женщин, испытавших невесомость на себе.

— С 1960 по 2001 г. я работала в Жуковском в Летноисследователльном институте, куда пришла после окончания авиационного техникума. Начинала в лаборатории экспериментальных систем управления летательными аппаратами. Одновременно занималась в аэроклубе, летала на планерах. В те времена молодежь была очень увлечена романтикой полетов!

Логутова (Шаронова) 1962 гОднажды мне предложили продолжить работу с нашей аппаратурой и на борту самолета, в воздухе. Как сказал мой руководитель: «Ты у нас молодая, спортивная, в аэроклубе летала, надо только еще с парашютом прыгнуть и оформим тебе удостоверение на полеты». Вот во время прыжков с парашютом я и познакомилась с Леонидом Александровичем Китаевым, занимавшимся тогда медицинскими исследованиями воздействия невесомости на организм человека. Сейчас он уже профессор, академик.

Дело было зимой, для прыжка нужно было одеться тепло, а на ноги полагались меховые унты. В нашей группе парашютистов, кроме меня, все были мужчины. Для меня, 19-летней девушки, конечно, не нашлось подходящего размера, и унты свободно болтались на ногах. Ребята нашли где-то струбцины и зажали ими унты, чтобы не свалились во время прыжка. И вот мы в самолете, звучит команда «пошел». Все прыгнули, мужчины приземлились в заданном месте, а меня, легкую, ветром стало относить в сторону взлетной полосы, да еще и один унт все-таки свалился с ноги. Старалась, как учили, управлять стропами, я приземлилась следом за унтом вполне благополучно, лишь слегка подвернув ногу. После этого прыжка Китаев, а он тоже с нами прыгал, подошел ко мне и говорит: «Слушайте, а вы не хотите полетать. Нам вот так женщины нужны!» Я говорю: «Ну, что же, невесомость, наверно, не страшнее, чем прыжки с парашютом!» Мы, конечно, не знали, что тогда уже готовился полет Валентины Терешковой. Так я попала в команду, которая вылетала на специально оборудованном самолете ТУ-154, на борту которого во время определенного режима полета возникал эффект невесомости. В эти моменты и проводились эксперименты. Мужчины из отряда космонавтов (в лицо я знала только Быковского) тренировались в работе с приборами и инструментом, в прямом смысле летали-плавали между полом и потолком салона. Медики занимались с подопытными мышами, собакой в центрифуге. Мы сидели пристегнутые, все в датчиках, как и положено «подопытным». Кстати, рядом точно также сидел и мой будущий муж! Одновременно мы выполняли различные задания-тесты. Рисовали геометрические фигуры, отвечали на вопросы, определяли цвета рисунков. От полета к полету нагрузки возрастали. Особенно тяжелым оказался последний. Собака визжала, на вживленных датчиках выступала кровь. Меня мутило, подступала тошнота. Да и все были на грани. Пилоты (Хапов и Ефимов), ребята тренированные, старались меня поддержать: «Людочка! Скоро сядем, еще несколько режимов и мы сядем!»

Вот так я оказалась в группе первых десяти женщин, на которых испытывали невесомость. Мы были все разные, с разным опытом и умением. Например, Света Сергеева была опытной спортсменкой-парашютисткой. Одна женщина даже была беременной и, к счастью, все закончилось у нее хорошо, ребенок родился нормально. Ну, а мы с женихом на вознаграждение за эти полеты потом сыграли свадьбу!

Потом было еще много интересной работы и много полетов по испытанию аппаратуры. Я окончила институт, занималась разработкой систем управления, математическим моделированием динамики полета. Изучила все операционные системы и языки программирования для работы на тогдашних ЭВМ. Была хорошо знакома с космонавтом Игорем Петровичем Волком. Видела многих наших космонавтов и летчиков-испытателей. День космонавтики и День авиации мы и сейчас отмечаем всей семьей!

Юрий Довжик

фото автора и из прхива Л.Ф.Логутовой

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее