Наполним музыкой сердца

20 июня исполнилось 80 лет со дня рождения одного из самых известных и значительных бардов ХХ века – Юрия Визбора.

Юрий Иосифович родился в Москве в семье красного командира Юзефа Визбораса (в России непонятное «ас» было выброшено), который в 1917 г. перебрался из Литвы в Россию, и Марии Шевченко, привезенной им из Краснодара .Отец Юрия был в 1937 г. репрессирован и расстрелян.
Мать, Мария Григорьевна, еще до войны окончила курсы акушерок, работала в санэпидемстанции и училась в 1-м мединституте. Потом около 30 лет проработала в Министерстве здравоохранения СССР, была членом международных медицинских учреждении, побывала в 50-ти странах мира.
Детство Ю.Визбора пришлось на суровое военное время и не менее тяжкие послевоенные годы, которые, несомненно, оказали решающее влияние на становление его личности. Отношение к войне, верность долгу, памяти, преемственность и связь поколений займут потом важное место и в его творчестве.
Что касается духовных факторов, в той или иной мере определяющих художественные вкусы Визбора, это были не теряющие ценности в любые времена народные песни, песни военных и послевоенных лет, наконец, дворовые песни. Нельзя не сказать в этой связи и о человеке, сыгравшем существенную роль в песенной судьбе Визбора – о его сверстнике и близком друге Владимире Красновском.
«Не было человека в моей судьбе, который оказал бы на меня большее влияние,чем Володя. В школе он обучал меня игре на гитаре, в институт, и именно в этот, я поступил только из-за него, поддавшись его нехитрым аргументам . Он научил меня любить музыку, песни. Он, а не мифическая учительница славная моя, обучил меня любить и понимать литературу», — писал о нем Визбор в 1982 г.
В Московском государственном педагогическом институте им В.И.Ленина, куда поступил Визбор, уже учились Максим Кусургашев, Юрий Ряшенцев, Вячеслав Онищенко, Семен Богуславский, Петр Фоменко. В институте, типично женском, где ребята были наперечет, Визбору на 1-м курсе пришлось выступать за свой литературный факультет по 11-ти видам спорта и по 6-7 – за институт. Но как и положено, многочисленные увлечения прошли, а настоящая любовь осталась. Этой любовью стали горы.
Походная, альпинистская, туристская тематика стала определяющей в песенном сочинительстве Визбора в 50-е годы .На заимствованные мелодии, зачастую с помощью друзей — С.Богуславского, И.Мотяшова, М.Кусургашева, Ю.Ряшенцева — написаны такие песни, как «Бивуак», «Над рекой рассвет встает», «Путевая», «Прощальная», «Снова в Турграде», «Синей дымкою горы подернулись».
Вместе со Светланой Богдасаровой, автором музыки, студенткой МГПИ, Визбором написаны песни «Парень из Кентуки», «Карельский вальс», «Прощай Москва». С Владимиром Красновским, тоже автором музыки, — «Старые ели», «Тихий вечер спустился за Камою», «Дождик опять моросит с утра». А вот самостоятельное творчество как автора музыки и стихов – «Теберда», «Синие горы», «Маленький радист», «Романтики», «Вечерняя песня». Всего к 60-му году Визбором было написано около 40 песен.
Подхватили эту волну сочинительства чуть позже пришедшие в МГПИ Ада Якушева, Юлий Ким, Борис Вахнюк, Ирина Алтаржевская, Валерий Агриколянский, Владимир Чернов. Причем, наряду с самодеятельной туристско-студенческой песней рос интерес и к народной песне, которая познакомила Визбора с народными песенными традициями.
По окончании в 1955 г. института он едет по распределению в далекий поселок Кизема Архангельской области и преподает в одноэтажной деревянной школе-восьмилетке русский язык и литературу, географию, английский язык, физкультуру. А потом была армия. Служил Визбор в Кандалакше на Кольском полуострове, получил специальность радиста, объездил и облетел весь Север. Времени для сочинительства было мало, но в армейских газетах появлялись первые публикации — рассказы, стихи, строевая песня связистов, музыку к которой написал В.Красновский, служивший вместе с Визбором. Полным ходом шел процесс познания жизни и накопления опыта.
Север, Карелия, Хибины навсегда покорили Визбора, начали появляться новые песни.
Закончив службу, Визбор возвращается в Москву, где начинает работать в молодежной редакции Государственного комитета по телевидению и радиовещанию. Работа на радио, освоение профессии журналиста дали Визбору огромный эмоциональный заряд для творчества, поскольку приходилось много ездить по стране, встречаться с людьми. И снова занятия альпинизмом, знакомства с коллегами по песенному цеху.
В то время туристская, студенческая песня развивалась очень бурно. Одна из наиболее ярких страниц творчества Визбора – это песни о горах .Он – признанный певец мужской дружбы, товарищества. Он не только воспевал горы в своих песнях, но и рассказывал о них в своих очерках, рассказах, повестях, кинофильмах, в своих рисунках. Он неплохо рисовал, учил рисовать его еще отец, который был неплохим самодеятельным художником. Юрий Визбор побывал во многих горных районах СССР: на Кавказе, Памире, Хибинах, Тянь-Шане. Нет, наверное, ни одного альпиниста, скалолаза, горнолыжника, кто бы не слышал песни Визбора. Он провожал и встречал нашу команду альпинистов, совершивших в 1981 г. восхождение на самую высокую в мире вершину Эверест в Непале.
В свой репертуар Визбор включает все лучшее, что было создано самодеятельными авторами. Он пропагандирует в массах песни своих друзей: Ады Якушевой, Юлия Кима, Булата Окуджавы, Евгения Клячкина, Новеллы Матвеевой, Михаила Анчарова и многих других. Лев Аннинский писал: «Было время недолгое, полтора-два года в конце 50-х годов ,когда именно он, ярко выделявшийся, как бы выплывший из волн широко разлившейся тогда студенческой песни, единолично овладел вниманием и сердцами слушателей. Это было до Окуджавы, до Высоцкого, до Анчарова, до Кима, Ковеля, Новеллы Матвеевой…»
Заявив о себе, прежде всего, как романтик походной жизни, романтик дорог, Визбор видит, что среди множества туристских песен не так много действительно ценных песен в художественном и идейном плане. Визбор выступает в 1959 г. с фельетоном в журнале Музыкальная жизнь, выступает конструктивно, формулируя свою программу — плохие песни можно искоренить только песнями хорошими. «Нужно заразить людей светлым, хорошим. Вот, элементарно говоря, мое кредо», – говорил он. И сам делает в этом направлении почин: появляются «Домбайский вальс», «Шхельда», «Мама, я хочу домой», «Подмосковная», «Горнолыжная», «Зимний лагерь Алибек» и др. Негромкие, лиричные, светлые, иногда с ноткой грусти, но не пессимизма, они очень быстро нашли своего слушателя и стали популярными в интеллектуальной среде.

С букетом супруга Юрия Визбора

С букетом супруга Юрия Визбора

Дом в Москве на Неглинной, 8/10, где в конце 50-х и начале 60- х годов жили Юрий Визбор, Ада Якушнва и их дочь Таня, был штабом самодеятельной песни. Тогда, еще до появления магнитофонов, основным средством передачи песни был личный контакт :из уст в уста, из тетрадки в тетрадку. К ним приезжали со всех концов Советского Союза.
В октябре 1962 г. вышла в эфир радиостанция «Юность», инициатива создания которой принадлежит и Визбору.
Другим детищем Визбора и его единомышленников на радио был выпуск журнала «Кругозор» с гибкими пластинками. Журнал понравился и раскупался, как говорится, нарасхват. Можно назвать эту работу радиожурналиста Юрия Визбора песенной летописью 60-х годов, правдивым рассказом о современниках.
С 1 июля 1970 г. Визбор работает в творческом объединении «Экран Центрального телевидения». Начинать в «Экране» было нелегко, хотя до этого он снял по своему сценарию документальную картину «Тува — перекресток времени». Буквально на другой день после прихода в «Экран» ему предложили спасти уже в 5-й раз не принятый фильм «Якутские встречи». В спорах и конфликтах с авторами, по 12 часов подряд в монтажной реанимировал Визбор фильм. Это была трудная и запоминающаяся победа.
Охват проблем и география документальных фильмов Визбора были очень широки. Он выступал и сценаристом, и режиссером, и автором текста, а порой и совмещал эти функции. Фильмы Визбора отмечены печатью гражданской искренности, глубиной проникновения в проблемы, высоким художественным уровнем. Особенно следует сказать о последних работах Юрия Визбора в документальном кино. В многосерийном фильме «Стратегия победы», созданном творческим объединением «Экран», фильмы «Битва за Днепр» и «Победная весна» сняты по его сценариям, серия вызвала большой общественный резонанс.

Фестиваль им. Визбора 2012г.

Фестиваль им. Ю. Визбора 2012г.

По сценариям Визбора снято и несколько художественных фильмов: «Год дракона», «Капитан Фракасс», «Прыжок». На сценах театров идут его инсценировки и пьесы «Автоград ХХI», «В списках не значился», «Березовая ветка».
Хорошо известен Визбор и как киноактер. Он начал сниматься в 1965 г. в фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь». Когда ему, корреспонденту «Кругозора», позвонили с Мосфильма и предложили роль в кино, он воспринял это как розыгрыш. Хуциев не ошибся в выборе актера на роль Алика – Визбор должен был сыграть почти самого себя. В фильме он исполнил две песни: «Простите, пехота» Б.Окуджавы и свою – «Спокойно, товарищ, спокойно». Затем последовали съемки в фильмах «Возмездие», «Красная палатка», «Рудольфио». Его приглашали такие режиссеры ,как А.Столпер, М.Калатозов, Д.Асанова, Л.Шепитько, Г.Панфилов, Т.Лиознова. Его партнерами были А.Белявский, А.Митта, И.Чурикова, А.Демидова, А.Папанов, К.Лавров, Ю.Соломин, О.Табаков, В.Тихонов, И.Ледоговов. Помог Юрию Визбору в кино его большой опыт общения с различной аудиторией и, конечно, природный артистизм, прекрасное чувство зала, а также понимание психологии людей, своих киногероев в том числе. Относясь серьезно к работе над каждой ролью, Визбор тем не менее весьма самокритично относился к своей актерской деятельности. Главной своей профессией он считал журналистику — он был членом Союза журналистов и Союза кинематографистов СССР.
Рекомендуя к печати повесть Визбора «На срок службы не влияет», К.Симонов писал в 1968 г.: «Через всю повесть идет чистая, сильная нота молодости, любви к жизни ,к людям, к своей стране ,ощущение необходимости трудной солдатской службы, любовь к своей профессии радиста, гордость профессиональным умением».
Главным и внутренне осознанным был для Визбора выбор гражданской позиции. Видимо, эта избранная Визбором позиция и определяла какое-то время его лидерство во главе всей колонны бардов первого поколения. Он — тот камертон, по которому настраивали музыку своей души многие. Под влиянием его песен, его творчества формировались, укреплялись, утверждались высокие эстетические, нравственные и в конечном итоге идейные взгляды, убеждения, позиции его сверстников, да и тех, кто пришел на эту землю через 10,15,20 лет и более после них. Визбор всю свою жизнь доступными ему средствами боролся за утверждение самодеятельной песни, за ее достойное место. На звуковых страницах «Кругозора» он рассказывал о ленинградских бардах: А.Городницком, Е.Клячкине, Б.Полоскине, В.Вихореве, с его помощью реанимировали написанную до войны П.Коганом и Г.Лепским «Бригантину», писать песни для кинофильмов он приглашал самодеятельных авторов В.Берковсккого, С.Никитина. Визбор неоднократно бывал председателем жюри различных конкурсов авторской песни в разных уголках нашей страны и везде он находил талантливых авторов, помогал им.
Юрия Визбора не стало 17 сентября 1984 г. В 1985 г. команда альпинистов Спартака, в состав которой в свое время входил и Юрий Визбор, во главе с другом Юрия — Владимиром Кавуненко, мастером спорта международного класса, совершила восхождение на безымянную вершину в Памиро-Алае и назвала эту вершину пиком Визбора. На Тянь-Шане появился перевал Визбора, на Кавказе еще один пик Визбора. Альпинисты чтут память своего друга, своего певца.
Можно подумать,что Юрию Визбору везло в жизни. Он оказался у истоков авторской песни, радиостанции «Юность», журнала «Кругозор», снялся в кино, но это не так. Он был незаурядным человеком, наделенным многими способностями, и умел приложить свой главный талант – быть Личностью там, где требовало Время.

Борис Мархасин,
председатель КСП «Радуга»

Фото Ю.Довжика

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее