Памяти скульптора Генриха Альбертовича Выбана

Творения этого скульптора известны каждому раменчанину. Более 40 лет его художественные композиции украшают улицы и…

Творения этого скульптора известны каждому раменчанину. Более 40 лет его художественные композиции украшают улицы и фасады зданий нашего города. Но о личности скульптора и его биографию знают немногие жители нашего города. Его имя — Генрих Альбертович Выбан. Он родился 23 марта 1932 г. в Москве, а скончался 20 октября 1990 г. В этом году исполняется 30 лет со дня его кончины.

На фото представлены некоторые из работ Г.Выбана для г. Раменское. Друзья, если вы узнали места, где они находятся, напишите в комментариях. Позднее мы дадим правильные ответы.

Генрих Выбан происходил из интеллигентной московской семьи. Его мать — русская, отец — латыш, из латышских стрелков. После окончания школы Генрих Выбан поступил в художественное училище, окончив которое служил в танковых частях под Тверью. Окончил службу в 1957 г. в звании сержанта, командира тяжелого танка. В 1958 г. поступил в Московское высшее промышленно-художественное училище им. Строганова на архитектурно-скульптурное отделение. Был членом ВЛКСМ, членом научного общества и старостой факультета. Дипломная работа молодого скульптора — монумент «Победители» был установлен на въезде в Москву на Волоколамском шоссе в 1964 г. Для серпуховского Дворца культуры Генрих Выбан выполнил эмблему города и горельеф на фасаде. В 1965 г. на въезде в космодром Байконур был установлен монумент, выполненный Генрихом Выбаном и Виктором Протковым под руководством народного художника СССР Александра Кибальникова. За эту работу в 1975 г. Генрих Выбан был награжден знаком «Строитель Байконура». По моделям Выбана в Москве на станции метро «Кантемировская» установлены бронзовые горельефы. Он также выполнил ремонт скульптурной композиции в санатории Совмина СССР.

 В 1964 г. при строительстве Дворца культуры «Сатурн» в Раменском была создана бригада художников и конструкторов, в которую вошел и Генрих Выбан. С этого года началось его творческое сотрудничество с Раменским приборостроительным заводом, которое продолжалось до самой его смерти в 1990 г. Все работы для РПЗ Генрих Выбан выполнял совместно с проектно-строительным отделом РПЗ, руководил которым в то время Юрий Толокнов. Их сотрудничество переросло в крепкую дружбу. Это был настоящий творческий альянс, который дал г.Раменское много декоративных культурных объектов. Юрий Толокнов рассказывает: «Мы с Генрихом были знакомы с 1962 г. Я приезжал к нему раз в неделю в мастерскую на ул.Чаплыгина посмотреть, как идут дела, какие выполнены работы. В мастерскую мы привозили ему все необходимые материалы: гипс, белый цемент, доски, гвозди. Обычно ближе к вечеру к нему съезжались друзья — скульпторы, живописцы. И начинались долгие, невероятно интересные разговоры о творчестве, о проблемах художественного поиска, и конечно, про худсовет и критиков. В то время художники почти все были бедные. Заработок зависел от заказов. Поэтому я принял Генриха в штат на РПЗ, к себе в отдел, и в течение 20 лет он работал у нас на заводе, получая зарплату инженера».

КАК СОЗДАВАЛИСЬ СКУЛЬПТУРЫ

Горельеф для булочной и рельефы для кинозала «Сатурн» Генрих Выбан создавал у себя в московской мастерской. А композицию для фасада бассейна «Сатурн» на основе уменьшенной модели делал скульптурный комбинат в Калуге. Сначала скульптор создал у себя в мастерской модель в пропорции 1/20. После того, как художественный совет одобрил композицию, ее бетонные отливки были отправлены на скульптурный комбинат и там уже увеличены до необходимых размеров. Горельефы для булочной и фасада бассейна выполнены из белого цемента с мраморной крошкой. Юрий Толокнов вспоминает: «Готовые блоки горельефа для бассейна погрузили на железно-дорожный состав в Калуге и привезли на ст.Раменское. Всего было 102 блока. Пока мы их ждали, переживания были страшные: все ли их положили, не разбились ли они по дороге. Но все было в порядке. Мы привезли их к бассейну и начали монтировать: приварили к стене и забили промежуток керамзитом, в завершение обработали всю композицию пескоструйным аппаратом. Под эту композицию специально был увеличен фундамент здания, а стена закреплена армированными поясами. Поэтому этот горельеф стоит крепко уже почти 40 лет. После того, как композиция была установлена, ее принимали городской совет и дирекция завода. Горельефы для профилактория РПЗ в Раменском выполнены в технике медной выколотки. Делали их на московском скульптурном комбинате в Перово. Мы с трудом нашли в Москве специалистов по медной выколотке — это очень редкая профессия, тогда их были единицы. Сначала скульптор создал глиняную композицию, потом гипсовый слепок, который залили бетоном. По бетонным блокам из медных листов толщиной 0,8 — 0,6 мм надо было вырезать выкройку, также как кроят одежду. Потом куски сварили, покрыли патиной, чтобы композиция стала темной. После этого ее вручную очищали. Это ответственный момент — высветлить медь, обозначить рельеф, чтобы композиция «ожила». Потом все элементы установили на стальной каркас из арматуры и повесили за парапет. А большую скульптуру прикрепили к стенке на штыряханкерах».

 ЕГО ЗВАЛИ СВЯТОЙ ГЕНРИХ

Творчество Генриха Выбана не ограничивалось только крупными заказами от предприятий. Он все время находился в мастерской, увлеченно творил. Часто он лепил скульптуры и бюсты своих знакомых. Отливал небольшие скульптуры из бетона, а потом красил и покрывал эпоксидной смолой, и они получались глянцевые, цветные. Прекрасно рисовал, участвовал в выставках. Юрий Толокнов вспоминает: «Это был человек очень спокойного характера, интеллигентный, добрый, честный. Играл на гитаре, пел, у него был приятный баритон. Особенно он любил старинные романсы и песни». Еще студентом он женился, родился сын, которого он назвал в честь своего отца — Альбертом. Но первая семья распалась, и позднее он женился снова — на художнице, которая стала его спутницей на всю жизнь.

Он скончался в 1990 г. от рака легких. Это профессиональное: в мастерской он и сваркой занимался, и гипсом, а это пыль и ядовитые испарения. «Однажды, — рассказывает Юрий Толокнов, — мы ему выписали путевку в санаторий от завода, и нужно было пройти медкомиссию. Когда пришли результаты рентгена, главврач поликлиники РПЗ сказал мне: «Юрий Геннадьевич, ему нельзя никуда ехать, у него запущенная форма рака». Генрих «сгорел» за два месяца. Ему было всего 58 лет». Генрих Выбан был абсолютно предан искусству, материальная сторона жизни, деньги, карьера не интересовали художника. Даже книги в его доме были в основном о живописи и скульптуре. «Когда мы беседовали об искусстве, — вспоминает Юрий Толокнов, — на мои замечания о том, что мне не нравится какое-либо произведение, он отвечал: «Юра, ты ничего не понимаешь. Здесь ценность художественная в том-то и том-то, а вы, простые люди, этого не видите». В своем творчестве Генрих Выбан воспевал женскую красоту. И даже если посмотреть на его работы в Раменском: на профилактории, на булочной, утраченная скульптура у КДЦ «Сатурн» — всюду женские образы. После его смерти мастерская на ул. Чаплыгина прекратила свое существование, а все его работы, наброски, эскизы разошлись по знакомым. Друзья-художники называли его Святой Генрих. На похоронах они сказали — таких святых, как он, больше нет…

Текст: Яна Гарбузова

Фото из архива Юрия Толокнова

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее