20.10.2020 08:44
Творения этого скульптора известны каждому раменчанину. Более 40 лет его художественные композиции украшают улицы и…
Творения этого скульптора известны каждому раменчанину. Более 40 лет его художественные композиции украшают улицы и фасады зданий нашего города. Но о личности скульптора и его биографию знают немногие жители нашего города. Его имя — Генрих Альбертович Выбан. Он родился 23 марта 1932 г. в Москве, а скончался 20 октября 1990 г. В этом году исполняется 30 лет со дня его кончины.
На фото представлены некоторые из работ Г.Выбана для г. Раменское. Друзья, если вы узнали места, где они находятся, напишите в комментариях. Позднее мы дадим правильные ответы.
Генрих Выбан происходил из интеллигентной московской семьи. Его мать — русская, отец — латыш, из латышских стрелков. После окончания школы Генрих Выбан поступил в художественное училище, окончив которое служил в танковых частях под Тверью. Окончил службу в 1957 г. в звании сержанта, командира тяжелого танка. В 1958 г. поступил в Московское высшее промышленно-художественное училище им. Строганова на архитектурно-скульптурное отделение. Был членом ВЛКСМ, членом научного общества и старостой факультета. Дипломная работа молодого скульптора — монумент «Победители» был установлен на въезде в Москву на Волоколамском шоссе в 1964 г. Для серпуховского Дворца культуры Генрих Выбан выполнил эмблему города и горельеф на фасаде. В 1965 г. на въезде в космодром Байконур был установлен монумент, выполненный Генрихом Выбаном и Виктором Протковым под руководством народного художника СССР Александра Кибальникова. За эту работу в 1975 г. Генрих Выбан был награжден знаком «Строитель Байконура». По моделям Выбана в Москве на станции метро «Кантемировская» установлены бронзовые горельефы. Он также выполнил ремонт скульптурной композиции в санатории Совмина СССР.
В 1964 г. при строительстве Дворца культуры «Сатурн» в Раменском была создана бригада художников и конструкторов, в которую вошел и Генрих Выбан. С этого года началось его творческое сотрудничество с Раменским приборостроительным заводом, которое продолжалось до самой его смерти в 1990 г. Все работы для РПЗ Генрих Выбан выполнял совместно с проектно-строительным отделом РПЗ, руководил которым в то время Юрий Толокнов. Их сотрудничество переросло в крепкую дружбу. Это был настоящий творческий альянс, который дал г.Раменское много декоративных культурных объектов. Юрий Толокнов рассказывает: «Мы с Генрихом были знакомы с 1962 г. Я приезжал к нему раз в неделю в мастерскую на ул.Чаплыгина посмотреть, как идут дела, какие выполнены работы. В мастерскую мы привозили ему все необходимые материалы: гипс, белый цемент, доски, гвозди. Обычно ближе к вечеру к нему съезжались друзья — скульпторы, живописцы. И начинались долгие, невероятно интересные разговоры о творчестве, о проблемах художественного поиска, и конечно, про худсовет и критиков. В то время художники почти все были бедные. Заработок зависел от заказов. Поэтому я принял Генриха в штат на РПЗ, к себе в отдел, и в течение 20 лет он работал у нас на заводе, получая зарплату инженера».
КАК СОЗДАВАЛИСЬ СКУЛЬПТУРЫ
Горельеф для булочной и рельефы для кинозала «Сатурн» Генрих Выбан создавал у себя в московской мастерской. А композицию для фасада бассейна «Сатурн» на основе уменьшенной модели делал скульптурный комбинат в Калуге. Сначала скульптор создал у себя в мастерской модель в пропорции 1/20. После того, как художественный совет одобрил композицию, ее бетонные отливки были отправлены на скульптурный комбинат и там уже увеличены до необходимых размеров. Горельефы для булочной и фасада бассейна выполнены из белого цемента с мраморной крошкой. Юрий Толокнов вспоминает: «Готовые блоки горельефа для бассейна погрузили на железно-дорожный состав в Калуге и привезли на ст.Раменское. Всего было 102 блока. Пока мы их ждали, переживания были страшные: все ли их положили, не разбились ли они по дороге. Но все было в порядке. Мы привезли их к бассейну и начали монтировать: приварили к стене и забили промежуток керамзитом, в завершение обработали всю композицию пескоструйным аппаратом. Под эту композицию специально был увеличен фундамент здания, а стена закреплена армированными поясами. Поэтому этот горельеф стоит крепко уже почти 40 лет. После того, как композиция была установлена, ее принимали городской совет и дирекция завода. Горельефы для профилактория РПЗ в Раменском выполнены в технике медной выколотки. Делали их на московском скульптурном комбинате в Перово. Мы с трудом нашли в Москве специалистов по медной выколотке — это очень редкая профессия, тогда их были единицы. Сначала скульптор создал глиняную композицию, потом гипсовый слепок, который залили бетоном. По бетонным блокам из медных листов толщиной 0,8 — 0,6 мм надо было вырезать выкройку, также как кроят одежду. Потом куски сварили, покрыли патиной, чтобы композиция стала темной. После этого ее вручную очищали. Это ответственный момент — высветлить медь, обозначить рельеф, чтобы композиция «ожила». Потом все элементы установили на стальной каркас из арматуры и повесили за парапет. А большую скульптуру прикрепили к стенке на штыряханкерах».
ЕГО ЗВАЛИ СВЯТОЙ ГЕНРИХ
Творчество Генриха Выбана не ограничивалось только крупными заказами от предприятий. Он все время находился в мастерской, увлеченно творил. Часто он лепил скульптуры и бюсты своих знакомых. Отливал небольшие скульптуры из бетона, а потом красил и покрывал эпоксидной смолой, и они получались глянцевые, цветные. Прекрасно рисовал, участвовал в выставках. Юрий Толокнов вспоминает: «Это был человек очень спокойного характера, интеллигентный, добрый, честный. Играл на гитаре, пел, у него был приятный баритон. Особенно он любил старинные романсы и песни». Еще студентом он женился, родился сын, которого он назвал в честь своего отца — Альбертом. Но первая семья распалась, и позднее он женился снова — на художнице, которая стала его спутницей на всю жизнь.
Он скончался в 1990 г. от рака легких. Это профессиональное: в мастерской он и сваркой занимался, и гипсом, а это пыль и ядовитые испарения. «Однажды, — рассказывает Юрий Толокнов, — мы ему выписали путевку в санаторий от завода, и нужно было пройти медкомиссию. Когда пришли результаты рентгена, главврач поликлиники РПЗ сказал мне: «Юрий Геннадьевич, ему нельзя никуда ехать, у него запущенная форма рака». Генрих «сгорел» за два месяца. Ему было всего 58 лет». Генрих Выбан был абсолютно предан искусству, материальная сторона жизни, деньги, карьера не интересовали художника. Даже книги в его доме были в основном о живописи и скульптуре. «Когда мы беседовали об искусстве, — вспоминает Юрий Толокнов, — на мои замечания о том, что мне не нравится какое-либо произведение, он отвечал: «Юра, ты ничего не понимаешь. Здесь ценность художественная в том-то и том-то, а вы, простые люди, этого не видите». В своем творчестве Генрих Выбан воспевал женскую красоту. И даже если посмотреть на его работы в Раменском: на профилактории, на булочной, утраченная скульптура у КДЦ «Сатурн» — всюду женские образы. После его смерти мастерская на ул. Чаплыгина прекратила свое существование, а все его работы, наброски, эскизы разошлись по знакомым. Друзья-художники называли его Святой Генрих. На похоронах они сказали — таких святых, как он, больше нет…
Текст: Яна Гарбузова
Фото из архива Юрия Толокнова
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!