07.03.2012 11:36
Служба 01 начинается с телефонной трубки Когда случается пожар, или хотя бы намек на возгорание,…
Повелительница рации, или Диспетчером не рождаютсяСлужба 01 начинается с телефонной трубки
Когда случается пожар, или хотя бы намек на возгорание, мы сломя голову несемся к телефону и набираем 01. И нам отвечает уверенный женский голос: «Служба 01, диспетчер такая-то слушает».
Но работа диспетчера пожарной части заключается не только в ответе на экстренный звонок.
О том, как им работается на этом важном, хоть и скромном посту, в канун 8 Марта рассказали нам сами диспетчеры районных пожарных частей.
ПЧ №340, г/п Ильинский.
Галина Кердзевадзе: «Я не знала, что такое быть диспетчером…»
Галина Алексеевна Кердзевадзе стала трудиться на этой работе еще в 1979 году. Тогда она пришла в городскую пожарную часть №42, стала сотрудником военизированной пожарной охраны.
— Я вообще сначала в детском саду работала, — рассказывает она, — потом мне предложили устроиться работать в часть. Честно сказать, я о том, что такое быть диспетчером, и не знала совсем. Но быстро втянулась, раньше здесь как-то попроще было… Мы, диспетчеры, ежегодно сдавали экзамены, зачеты – подтверждали свою квалификацию. Тогда городская пожарная часть располагалась еще возле горисполкома. Я в юности и подумать не могла, что пойду по этому пути, а сейчас вот и сын мой пошел по моим стопам. Одно время он работал инспектором пожарной профилактики в ОГПС, теперь эта служба называется ОГПН.
— А вам никогда не казалось, что ваше занятие – хоть и полезное, но несколько скучное?
— Нет, что вы! Моя работа совсем не скучная, она хоть и трудная, но очень интересная! Но, конечно, очень ответственная. За столько лет я уже привыкла работать сутками, 15 лет график был сутки/двое, потом – сутки/трое. Караул у нас тут сейчас молодой, иногда шучу: «Ребятки, бабушка ваша устала», а они смеются: «Галина Алексеевна, ну какая вы бабушка!»
(Смею заметить, что Галина Алексеевна немало не похожа на бабушку, симпатичная цветущая женщина. — Корр.)
— Что вы считаете самым сложным в вашей работе?
— Не то чтобы прямо уж таким сложным… Иногда утомляет оформление бумаг, но куда же от этого денешься! Бывает, что люди, у которых что-то горит, звонят несколько раз, ругаются. Они же ждут, что машина придет немедленно… А пока она доедет! На переезде пробки бывают, и на дорогах тоже. Раньше пожарную машину все пропускали, теперь, к сожалению, мало кто посторонится и даст проехать. На Егорьевском шоссе, например, в час пик практически никогда не пропускают наш спецтранспорт! Люди не думают, что когда-то и у них может что-то случиться, не дай Бог, конечно, а машина опоздает, потому что кто-то не пропустил. И машина не может привезти сразу столько воды, сколько может понадобиться для тушения, воду берут из гидрантов или открытых водоемов. А ведь бывает так, что гидрант сломан или, как этой зимой, замерз, а к водоему подъезд перекрыт…
— Наверное, можно обратиться к нашим читателям так: если вдруг произошло возгорание, не ждите машину, стоя на месте и опустив руки, а следите, чтобы огонь не перекинулся на соседние строения и продумайте, откуда приехавшие пожарные смогут взять воду для тушения огня. Правильно?
— Совершенно верно!
ПЧ №262, с.Новохаритоново:
Нина Мальцева: «Лучше быть там, где кипит жизнь!»
Нина Викторовна Мальцева тоже много лет проработала диспетчером, точнее – с 1978 года.
— Меня поначалу привлек удобный график работы, — рассказывает Нина Викторовна, — а потом я так привыкла, что ничего другого уже и не захотелось. Как-то попробовала себя на должности завхоза, но очень быстро поняла — не мое. Снимать трубку телефона и отвечать на звонки, целые сутки быть в курсе пожарной обстановки, общаться с нашими замечательными ребятами, — а они действительно замечательные! Мы просто как одна семья, что называется, и в горе, и в радости. Кстати говоря, и с диспетчерами четырех караулов других частей мы тоже давно дружим.
— Получается, работаете 34-й год? А многое ли изменилось в вашей работе за это время?
— Ну, сам стиль работы практически не изменился. Вот спрос с нас стал больше, это да. Всегда были аттестации и проверки, но теперь проверок стало больше. Ответственность повысилась в том, что касается документации.
— А все-таки, за что еще отвечает диспетчер, кроме принятия звонка?
— Мы должны хорошо знать, где в районе нашего выезда находятся гидранты и водоемы. Обязаны владеть информацией, где перекрыт подъезд и знать пути объезда, эти сведения мы передаем дежурному караулу. При заступлении на дежурство должны узнавать, какие изменения произошли с прошлой нашей смены – может, где-то начался ремонт дорог, произошла авария на теплотрассе, или же на сегодня планируется закрыть железнодорожный переезд. Об этом нас информируют: дежурный по району, сотрудники РЖД, коммунальные службы. Да и сами звонки… Они бывают не только по пожарам. Случается, люди просто просят о помощи, если захлопнулась дверь или надо вызвать «скорую», а по каким-то причинам у них это не получается. Иногда помогаем электриков вызвать.
— А бывает ли вам страшно или неуютно?
— Да как сказать… В 2011 году, когда страшная жара стояла и было много пожаров, люди иногда прямо сюда приезжали и в окно стучали, требуя выслать машину, вертолет, самолет… А где я это все возьму, если на лесные пожары не только наш районный спецтранспорт выехал, но еще и подмога из соседних? Хорошо, что сейчас у нас 4 районных части, больше частей — больше машин, больше шансов сохранить имущество людей, да и здоровье, и жизнь тоже.
— Сколько еще планируете тут работать?
— А пока силы будут. Что дома делать? Скучно же, так и закиснуть недолго. Лучше, пока есть ресурсы, быть там, где кипит жизнь!
ПЧ № 255, с.Заворово:
Ольга Шаронова: «Чувствую себя на своем месте…»
Знакомьтесь: Ольга Владимировна Шаронова. В общей сложности проработала в пожарной охране 25 лет, 22 года относила погоны в ПЧ-42. С тех пор, как открыли часть в Заворово, а это уже три года, трудится здесь.
— Почему я решила стать диспетчером? Мне нужна была сменная работа, знакомая посоветовала прийти в пожарную часть. Было мне тогда 20 лет… Я и не представляла толком, что за дело меня ждет, ну если только как все дети и подростки, в общих чертах. Знала, какие функции в принципе выполняет пожарная охрана. Прошла профессиональную подготовку, аттестовалась. И поняла — это то, что надо.
— Интересно работать?
— Интересно, но здесь требуются знания и умения. Мне нравится общение с командой, люди у нас работают замечательные, да мне вообще всегда везло на коллектив.
— Что для вас в этой работе сложно, что нравится, а что наоборот?
— Во время пожароопасного периода бывает сложно, но не критично.
Нравится, что людям можем помочь, имущество сохранить, порой и жизнь. Греет душу. А страшно бывает, когда слышишь, что кто-то погиб при пожаре. Слава Богу, это не часто бывает, но все же… У нас сейчас активно ведется пропаганда. Раньше только инспекторы этим занимались, теперь и ребята из частей ездят, рассказывают, инструктируют население.
— Как я поняла, здесь вы чувствуете себя на своем месте…
— Да, чувствую. Желания что-то менять не возникает! Честно говорю, ни одного дня не пожалела, что отработала здесь столько лет.
— А что, на ваш взгляд, является самым главным в работе диспетчера?
— Думаю, что четко и полностью выполнять свои обязанности. И знать все документы, регламентирующие диспетчерскую службу.
ПЧ № 343, с.Ульянино.
Дина Безрукова «строит» свою работу.
В этой пожарной части, среди диспетчеров с огромным опытом, совсем недавно работает Дина Ринатовна Безрукова.
— У меня сын работал пожарным, узнал, что будет место диспетчера. Я вообще-то по образованию строитель, на стройке проработала 12 лет, — говорит она, — А как раз в прошлом году искала подходящую для себя работу, так все и сложилось. Здесь я с 14 ноября прошлого года.
— Ну и как впечатления?
— Работается спокойно, нет излишнего морального напряжения, и это мне нравится. Конечно, в самом начале было трудновато входить в новую для себя профессию, я же раньше не имела отношения к этой сфере. Стажировалась 10 дней, в этом году предстоит аттестация, готовлюсь.
— Что лично для Вас оказалось труднее всего?
— Я до этого никогда не работала ночью, поэтому ночные дежурства считаю для себя нелегкими, но ничего, привыкаю. А принять звонки, отправить расчет на выезд, разобраться с документами, принять вечерний отзвон организаций, у которых системы сигнализации, — в этом трудности нет.
— Звонков много?
— По-разному. Бывает, что тихо и спокойно, а иной раз сутки просто насыщены звонками.
— Все диспетчеры говорят, что работа очень ответственная. Вас не давит эта ответственность, скажем, с непривычки?
— А я по натуре человек ответственный и обязательный, так что мне это подходит.
— Что еще, кроме упомянутого, входит в ваши обязанности?
— Принятие телефонограмм, заполнение журналов, строевок, контроль над работой рации, по воскресеньям — составление недельного отчета, который отсылается оперативному дежурному.
— Вам понравилось тут работать, я правильно поняла?
— Конечно! Ребята здесь нормальные, общий язык я с ними нашла. Хорошая работа, я намерена оставаться здесь и дальше, мне тут нравится!
Мы познакомили вас, дорогие читатели, лишь с несколькими представительницами «диспетчерской гильдии». На самом деле их намного больше, они работают в районных частях, в городской пожарной части №42… А сколько их по всей России?
Эти полноправные сотрудницы пожарной охраны очень разные. У одних много лет «телефонных» будней за плечами, другие, как Дина Безрукова, только начинают свой путь.
Давайте накануне праздника пожелаем им удачи, женского счастья и истинно женской неповторимости! А сами они через нашу газету поздравляют своих коллег с женским праздником 8 Марта и желают здоровья, семейного благополучия, счастья, понимания близких и чистого неба над головой. Кроме того, Дина Безрукова желает, чтобы работа приносила удовольствие, тогда и идти на нее будет приятно. А Галина Кердзевадзе советует мужчинам не забывать дарить женщинам цветы, потому что этот волнующий момент делает счастливыми и прекрасных дам, и самих представителей сильного пола.
Ия Королева
Фото автора и из архива Мособлпожспаса
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!