10.12.2011 12:33
Раменское объединение Союза журналистов и выставочный зал КДЦ «Сатурн» представляют персональную выставку фотографа Сергея Ситникова….
Сергей Ситников: угадать красотуРаменское объединение Союза журналистов и выставочный зал КДЦ «Сатурн» представляют персональную выставку фотографа Сергея Ситникова.
Жители Раменского уже могли видеть черно-белые работы Сергея на его предыдущей выставке «Черно-белый эксперимент», которая проходила два с половиной года назад в Раменском краеведческом музее. И вот вторая – на этот раз цветная, но также возвращающая нас в уходящий мир ручных фотоэкспериментов.
Фотография трех — четырех десятилетий назад – действительно, сплошной эксперимент, а фотограф – «штучный товар». Кому-то удавалось окончить профессиональный техникум, кто-то был самоучкой, самоотверженно пустившимся в бесконечные поиски и опыты. Сергей Ситников – как раз из вторых. Фотоклуб раменского художника и фотографа Евгения Константиновича Потапова и изучение работ мэтров и кумиров — Карла Буллы, Анри Картье-Брессона, Ансела Адамса, Евгения Халдея и Дмитрия Бальтерманца, Николая Рахманова, Вадима Гиппенрейтера – вот и вся школа фотографа. А дальше — только то, что постигается на практике, нескончаемые эксперименты с бумагой и химией. Был еще ВГИК – мечта многих фотографов того времени – правда, удалось закончить лишь операторские курсы при вузе. Но и этого было достаточно, чтобы перенести умение кинооператора на фотоснимки, умение продлевать мгновение, делать неподвижное подвижным.
«Разница между хорошим произведением и посредственностью — вопрос миллиметров» — фраза знаменитого фотографа Анри Картье- Брессона очень точно определяет всю сложность этого труда. Это было и про Сергея – даже коллеги по цеху могли недоумевать и шутить: что он там битый час вьется около этой коряги или заснеженного куста? А потом, видя снимок, понимали, что это тоже по Картье-Брессону: «Думать следует до и после съемки, никогда во время ее». Как ни пафосно это звучит, Ситников, действительно, умел видеть свой будущий кадр заранее, умел разглядеть в непримечательном на наш взгляд городском или сельском пейзаже интересную композицию, ритм, движение, игру цвета и света. Попросту он видел красоту – такую, какой ее задумал Создатель, такую, которую не надо ничем дополнять.
Можно лишь подчеркнуть – и тогда начиналась работа, в которой от точных пропорций нужного вещества и ловких движений руки по поверхности пленки зависело, что же получится в конце концов – неестественный отблеск от шедевра природы или то, что заставляет вздохнуть, а может быть, и ахнуть от удивления. Наверное, поэтому «подружиться» с цифровым фотоаппаратом у него как-то не получилось – где же живая картинка? Уходящая натура….
Большинство цветных снимков Сергея посвящено природе. Снежные фонтаны посреди поля, деревья, словно рассчитавшиеся на парад, желто-зеленое одуванчиково-травяное покрывало. Природа словно открывает свои тайники тому, кто умеет разглядеть ее прелестную простоту, ее непридуманную изысканность. А городским жителям приятно узнавать осень во дворах старых домов, лето в знакомых аллеях парка, весну, затопившую переулки. Мы ходили мимо всего этого, а он пройти не смог.
Еще Сергей много снимал храмы. Поездки с Центральной студией научно-популярных фильмов по «Золотому кольцу», съемки в монастырях русского Севера были наисчастливейшим временем в его жизни. Этот опыт съемки архитектуры пригодится позже, когда он будет снимать Москву, меняющую свой облик в 90-е.
Были и другие церкви – одинокие, заброшенные, еще не восстановленные, но уже выхваченные из небытия глазом фотографа, увидевшего в них и неземную красоту, и небесный свет. И то, к чему так тянулась его душа – не зря же появился на свет в монастырском роддоме Троице-Сергиевой Лавры.
Также и на Раменском телевидении самым любимым делом стали съемки программы «Благовест» — передачи, благодаря которой многие жители нашего района впервые узнавали о вере и Церкви. И как в фотографии пригодилось умение кинооператора, так и в видеосъемке было понятно, что работает фотограф. Все знали: Сергей не из тех операторов, кому корреспондент укажет, что надо снять. Порой последним приходилось мерзнуть или изнемогать от жары в ожидании, когда же Ситников, наконец, получит свой законченный кадр. Живой кадр, готовый оспорить то, что все проходит. Красота от Бога остается.
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!