Штурман – значит рулевой

25 января в России отметили День штурмана ВМФ

Ф.М.Лавринович после окончания военного училища

День 25 января в нашей стране богат на праздники. Женщины с именем Татьяна отмечают свои именины, а вся Россия празднует День студента. Поклонники творчества Владимира Семеновича Высоцкого отмечают очередную годовщину со дня рождения любимого народом поэта и артиста. А с недавнего времени 25 января — еще и День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации.

Праздник этот еще сравнительно молодой. Он установлен Главкомом ВМФ РФФеликсом Громовым в 1996 г. Дата выбрана не случайно, именно 25 января 1701 г. император Петр I подписал Указ, положивший начало формированию первой школы штурманов ВМФ Российской Империи.

О море будущий штурман мечтал еще в детском саду. Ф.М.Лавринович второй справа

О море будущий штурман мечтал еще в детском саду. Ф.М.Лавринович второй справа

 

 

 

 

 

 

 

С тех пор прошло много лет, и Военный флот российский значительно изменился. Теперь в его состав входят не только морские и океанские суда, но и морская авиация, в которой также не обойтись без такой важной и нужной профессии, как штурман. И потому поговорить об этом профессиональном празднике мы решили с Ф.М.Лавриновичем, майором запаса, военным штурманом 1-го класса, налетавшим над морем более полутора тысяч часов.

— Федор Михайлович, как получилось, что вы выбрали в своей жизни профессию штурмана авиации ВМФ?

— Я родился в г.Кривой Рог. Небо мне нравилось всегда, и после окончания школы я хотел поступать в Харьковское авиационное училище. Но там была очень серьезная медицинская комиссия, и я решил попробовать свои силы в Ворошиловоградском высшем военном авиационном училище штурманов им.Пролетариата Донбасса. Прошел медкомиссию, сдал экзамены и поступил. Когда меня спросили, в какую авиацию я хочу, то ответил, что именно в морскую. Море, как и небо, притягивало.

— Как дальше сложилась жизнь и служба?

— Окончив училище, я получил специальность «Военный штурман-инженер» и звание лейтенант, после чего получил направление на Северный военный флот. Служил в морской ракетоносной авиации до 2003 г.

— На каких типах самолетов вам удалось полетать?

— В училище летали на Ан-26, Ту-134, Б-12 (самолет-амфибия). В армии летали на Ту-16, на ТУ-22М3. Служба была интересной. Мне нравилось то, чем я занимаюсь. Нравились полеты над морем. Правда, в середине 90-х, когда страна, а вместе с ней армия и флот попали в глубокий экономический кризис, летать приходилось очень мало. Банально не хватало топлива. Поддерживать боевую готовность приходилось с помощью тренажеров. Но каким бы не был совершенным тренажер, он все-таки не может заменить реальный полет. Особенно полет над морем, где практически нет никаких ориентиров.

— Что входило в ваши обязанности как штурмана воздушного судна?

— Навигация, прокладка курса, вывод воздушного суда в заданное время в заданную точку. И если речь идет о запуске ракет, то и произвести их пуск в заданное время с заданной точностью. Для наглядности могу привести пример. Летчика в воздухе можно сравнить с водителем автомобиля, у которого завязаны глаза, и перед которым стоит задача привезти груз в определенное место. Чтобы он не ошибся, и нужен штурман. Безусловно, очень важную роль играет слаженность экипажа и подготовка к полетам. Победа в воздухе куется на земле! Были печальные случаи, когда небрежная подготовка к полетам приводила к тому, что экипажи самолетов теряли ориентировку во время полета, а после выработки топлива приходилось катапультироваться в море. Конечно, опытный штурман должен уметь скорректировать такие ошибки уже во время боевого вылета, но на это тратится драгоценное время, которое в боевых условиях может помешать успешному выполнению задания.

— Какими качествами необходимо обладать штурману?

— Конечно, как и любому летчику, штурману нужно хорошее здоровье. Знания математики, физики, геометрии также очень важны. Штурман должен уметь ориентироваться по любой карте. Но, наверное, самое главное — авиационному штурману необходимо иметь очень быструю реакцию, внимательность и способность принимать верные решения относительно сложившихся обстоятельств. Самолет летит с крейсерской скоростью около 900 км в час. На минуту отвлекся, что-то прозевал и — 15 км отклонение. Нельзя надеяться только на приборы. Человеческий фактор очень важен. Я же не зря упоминал о том, как самолеты отклонялись от курса на 400 км. Это было следствием ошибки, прежде всего, штурмана. Ошибка штурмана может дорого обойтись всему экипажу. Поэтому человек, решивший связать свою жизнь с этой профессией, должен еще обладать высоким чувством ответственности.

 

Беседовал Вячеслав Щедрин

Фото из архива Ф.М.Лавриновича

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее