Судьба

С Татьяной Афанасьевной Косоротиковой мы познакомились в Раменском Доме ветеранов. 23 августа ей исполнится 87…

Судьба

С Татьяной Афанасьевной Косоротиковой мы познакомились в Раменском Доме ветеранов. 23 августа ей исполнится 87 лет. Что и говорить, возраст преклонный, дают о себе знать болячки и уже трудно ходить даже по комнате. Но голова у нее светлая, вспомнила и подробно рассказала о своей жизни, словно вновь прожила ее. За долгие и бессонные ночи, наверное, она о многом не раз передумала. В небольшой, но очень светлой и солнечной комнате с высокими потолками и большим окном она почти всегда одна. Вырастив троих детей, имея внуков и правнуков, она уже 16 лет живет в Доме ветеранов.

Но не спешите осуждать или делать скоропалительные выводы. В жизни человека бывает всякое, а от cумы да от тюрьмы, сами знаете, не зарекаются. Именно здесь, в Доме, где живут в основном одинокие и престарелые люди, она обрекла долгожданный покой и тишину, внимание и уход. Татьяна Афанасьевна несколько раз попросила меня: «Не забудьте поблагодарить нашего директора — Надежду Семеновну Васильеву. Она замечательный человек и людей любит. О чем бы ни попросил ее, всегда сделает и поможет. И коллектив подобрала хороший, внимательный и уважительный».

Все ли могут сказать такие слова о родных людях? Думаю, не все!

А теперь о судьбе. Она у нее непростая. Родилась на Орловщине, там же закончила семилетку. В 1939 г. приехала учиться в раменское фабричное училище. В 1941 г. окончила его и пошла работать на фабрику ватерщицей. И такая профессия была. Все складывалось неплохо, и работа ей нравилась, но началась война. Мужчины ушли на фронт, а молодых фабричных девчонок отправили пилить и заготавливать дрова для производственных нужд. Когда в город стали поступать раненые, они помогали выгружать их из вагонов. Кровь, боль, стоны…Как оказалось, она не может переносить ни запаха, ни вида крови. Ее направили работать грузчицей на автобазу. Она мужественно таскала тяжелые детали, пока не предложили пойти учиться на курсы шоферов. После учебы дали автомобиль, да какой — трехтонный грузовик  ЗИЛ, который был прикреплен к пожарной части.

Много километров она исколесила на нем, шоферила всю войну. До сих пор вспоминает один случай, который чуть было не стал роковым.

Однажды она подвозила директора фабрики Чугунова. Едут — и вдруг черная кошка  перебегает дорогу. Татьяна притормозила, а он ей: «Ничего страшного, я не суеверный».

Доехали до Москвы-реки и стали въезжать на паром. Неожиданно отказали тормоза, машину рвануло, еще мгновение — и она полетела бы в воду. В последнюю минуту ей удалось остановить свой грузовик. Шок был такой, что аж руки тряслись. Директор ни слова не сказал, напротив, еще успокаивал ее. Вот и не верь после этого в приметы!

Когда война закончилась, с фронта стали возвращаться мужчины. В пожарную часть прибыл молодой танкист из Пензы. Его назначили стажером к Татьяне Афанасьевне с тем, чтобы его посадить на грузовик, а ее перевести на должность телефонистки. Они полюбили друг друга и уже в 1946 г. поженились, через год родилась их первая дочь Лида. Потом родились сын и еще одна дочь. Муж, к сожалению, умер рано, поэтому Татьяна Афанасьевна жила с семьей сына. С невесткой не повезло, стала выпивать и муж за ней. Покоя в доме, где двое пьющих людей, нет. Вот и ушла она жить в 1993 г. в Дом ветеранов.

Старшая дочь живет со свекровью, а младшая — в коммуналке. Она не в обиде на детей, что поделаешь — так сложилось! Чем могут, они помогают, когда могут — приходят.

— Вы чувствуете себя одинокой? — спрашиваю я у Татьяны Афанасьевны.

 Она грустно вздыхает и словно размышляет вслух:

— Старость — очень тяжелое испытание. В молодости об этом не думают, забивают голову какими-то ненужными, второстепенными вещами. А нужно думать о будущем, беречь здоровье, вовремя и хорошо кушать. Голодать и экономить на еде ради тряпок — такая глупость!

— Есть то, о чем вы очень сожалеете?

— Да, мне очень обидно за то, что я не смогла дать детям образование. Смотрю по вечерам некоторые передачи по телевизору, так умно, грамотно и красиво говорят  люди, приятно слушать. Все-таки  образование — большая опора в жизни, оно, как фундамент, на котором создается все остальное.

— Что вы думаете о нынешнем времени?

— Молодым трудно. Очень важно не ошибиться, не сбиться с пути.  Бывают такие поступки, после которых вся жизнь летит наперекосяк. А уже ничего не вернешь. Наше время было более тяжелое, но жить было легче и проще.

Она устало прикрыла глаза.

— Татьяна Афанасьевна, спасибо за то, что поговорили со мной. Я, пожалуй, пойду, вам надо отдохнуть.

— А фотографии?

 Она протянула мне альбом и разрешила выбрать самой.

— Здоровья и еще раз здоровья вам! — сказала я ей на прощание.

Пока шла по длинному коридору к выходу, все думала о превратностях судьбы, о своей маме, которую недавно потеряла, и о стариках — нашей совести и нашей мудрости.

Ирина Никитина

Фото из семейного архива

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее