19.03.2015 09:38
Небольшая улица на въезде в г.Раменское со стороны Жуковского носит название «А.Перелета». За лаконичной сдержанностью «крылатой» фамилии стоит удивительная судьба летчика- испытателя, Героя Советского Союза, лауреата Ленинской премии (посмертно).
Алексей Дмитриевич Перелет (1914-1953 гг.) родился на Украине, в Полтавской обл. После окончания ФЗУ в Харькове в 1937 г. поступил в Балашовскую школу летчиков ГВФ. В армии — с 1939 г., участник Великой Отечественной войны. В 1943 г. его перевели на летно-испытательную работу в ОКБ им.Туполева. Он испытывал такие самолеты, как ТУ-4, ТУ-10, ТУ-16, «77», «82», Ту-85. Его последним самолетом стал прототип современного стратегического бомбардировщика ТУ-95/1. Очередной, 17-й по счету, испытательный полет закончился катастрофой. Это случилось 11 мая 1953 г. Погибли 4 члена экипажа, 7 спаслись на парашютах, командир корабля Алексей Перелет до последнего пытался спасти первый опытный самолет серии «95».
Ничто не предвещало беду. Самолет с полной заправкой вылетел на испытания. За полетом на аэродроме наблюдал сам известный конструктор А.Н.Туполев. С опытным самолетом поддерживалась радиосвязь. Вначале все шло нормально, потом раздался сдержанный голос командира: «Нахожусь в районе Ногинска, пожар 3-го двигателя. Освободите посадочную полосу». Через пару тревожных минут в эфире снова зазвучал голос Перелета: «С пожаром справиться не удалось, он разрастается…» И последнее сообщение: «Двигатель оторвался, горит крыло и гондола шасси. Дал команду экипажу покинуть самолет». И связь прервалась.
Все, включая Туполева, отправились на поиски самолета. В заболоченном лесу, куда он упал, образовалась огромная воронка глубиной 10 м, на борту было несколько десятков тонн керосина. Погиб Перелет, погибли люди и первый опытный образец серии «95». Над Туполевым, генеральным конструктором, нависла реальная угроза. Это был 1953 г. Кто виновник катастрофы? На этот вопрос нужно было дать конкретный ответ, причем в самые кратчайшие сроки. Поднятые записи показали, что, оказывается, на стендовых испытаниях двигателя имели место разрушения шестерен с пожаром в испытательных боксах на 30-м и 40-м часах работы. В полете все произошло неожиданно быстро. Алексею Дмитриевичу Перелету было всего 39 лет.
Ирина Никитина
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!