19.10.2020 13:43
О том, как работали аптеки в период пандемии коронавируса, какие препараты пользуются у населения особым…
О том, как работали аптеки в период пандемии коронавируса, какие препараты пользуются у населения особым спросом, в чем отличие сети «Фармакон» от конкурентов и при чем здесь робот, узнаете из интервью генерального директора Татьяны Коваленко.
— Татьяна Григорьевна, 27 октября центральной аптеке будет 93 года.
— Да. Мы ровесники Раменского района.
— А что представляет собой аптечная сеть «Фармакон»?
— Это небольшая, локальная сеть, расположенная только в Раменском округе. За его пределы мы не выходили и не собираемся. У нас в сети 20 учреждений. Из них 18 аптек, ветеринарная аптека и аптечный магазин. Наши учреждения расположены как в городе, так и в поселках и сельской местности. То есть в округе мы присутствуем везде.
— Сколько у вас сейчас сотрудников?
— Порядка 200 человек.
— Имеется ли у вас потребность в расширении?
— Я поставила перед собой цель посчитать количество аптечных точек. Получилось, что у нас плотность аптек гораздо выше, чем в других районах. То есть одна аптека обслуживает всего 1800 жителей. Представляете, какая доступность лекарственной помощи! Другое дело в качестве обслуживания.
— Кто дает разрешение на открытие аптек?
— Наша деятельность лицензируется и требования, которые предъявляет государство, действительно очень строгие. Мы являемся одной из самых зарегулированных отраслей. Открыть аптеку и выполнить все условия – это одно. А работать правильно и оказывать качественные услуги, продавать качественные лекарства – немного другое.
— Татьяна Григорьевна, этот год получился особенным. Нагрузка была не только на врачей, но и на аптечных работников. Как вы справлялись в этих условиях?
— Мы ни на день не прерывали свою деятельность и относились к тем учреждениям, работа которых не была приостановлена. Конечно, без лекарств в этот сложный, необычный и непривычный период люди обойтись не могли: без профилактических средств, без средств индивидуальной защиты, без дезинфицирующих растворов. Первые дни пандемии были очень тяжелыми. Помню, когда на оперативном совещании меня спрашивал глава Раменского г.о. Виктор Неволин о наличии масок и я, опустив глаза, говорила, что их нет в наличии. В феврале и начале марта их действительно не было. Маски находились в дефиците, мы их ожидали. Потом ситуация улучшилась. И государство предприняло меры, и производители зашевелились, и уже средствами защиты мы обеспечивали наше население и свой коллектив бесперебойно.
— На что была направлена ваша деятельность?
— Первоочередная задача, которую мы ставили — чтобы у нас не было отказов в части профилактических средств. Дальше уже пошли средства для лечения COVID-19. Не всех же заболевших определяли в стационары. С легкой и средней тяжестью заболевания люди лечились дома и по назначению врача получали лекарства в наших аптеках. Ситуация была очень непростая. Мы учились работать в новых условиях. Офис перевели на дистанционную работу. То есть заказ товаров наши специалисты производили из дома. Конечно, подобные катаклизмы являются сложным временем, но они многому учат. Например, мобилизоваться, работать в новых условиях и изучать новые формы взаимодействия с партнерами, своим офисом.
— Дефицит лекарственных препаратов был?
— Нет, мы его не допускали. Все было в наличии. Фармацевтическая отрасль сработала очень слаженно. Мы благодарны нашим поставщикам, так как они беспрерывно везли товар во все наши аптеки.
— Какие меры безопасности для покупателей и самих фармацевтов были приняты?
— Для того, чтобы сохранить кадровый состав в этот сложный период, мы предприняли беспрецедентные меры защиты. Безусловно, все аптеки, все пункты были обеспечены дезинфицирующими средствами, средствами индивидуальной защиты. Мы приобрели передвижные рециркуляторы, которые обеззараживают воздух даже в торговых залах. Они были установлены в центральной аптеке, в аптеке «Вита» в Холодово. И еще один важный момент – обработка торговых залов. Раз в полтора часа наши уборщицы дезинфицирующими средствами проходились по ручкам, местам частого пользования. Во всех аптеках мы не допускали скопления людей. Сделали разграничения пространства. В центральной аптеке нам очень помогла электронная очередь. С ее помощью мы распределяли потоки. Таким образом, была определена возможность соблюдать социальную дистанцию.
— Заболевших не было в коллективе?
— Были единицы. Они переболели в легкой форме. Причем источником заболевания послужили вторые половинки наших сотрудниц. Мы, безусловно, их сразу изолировали. Данные сотрудники проходили лечение на дому надлежащим образом и после этого вернулись в строй. Коронавирусом у нас переболело три человека из двухсот.
— Татьяна Григорьевна, а тесты на COVID-19 ваши сотрудники делали?
— Да. Хотя мы не были отнесены к той категории, которая обязана была сдавать. Конечно, у тех, кто перенес заболевание, были антитела. Остальные тесты были благополучные.
— Ваши сотрудники прививались от гриппа?
-Да, конечно. Мы никого не принуждали. Это дело добровольное. Но каждый человек должен понимать, что в момент повышенной заболеваемости это просто необходимо. Меня удивляет позиция людей, которые боятся прививок, не хотят их делать. Я считаю, что прививаться необходимо с раннего возраста в соответствии с планом прививок, выработанном годами в нашей стране. Благодаря вакцинации мы избежали многих заболеваний и эпидемий. Особенно детского возраста. Поэтому доверять нужно не только импортным, но и отечественным вакцинам.
— Сейчас у аптечной сети спокойные времена?
— Да. Потому что уже выработаны стандарты, у народа нет паники, медицина знает как лечить коронавирус. И по сотрудникам и нашим клиентам видно, что они подходят к профилактике более серьезно.
— Какие препараты сегодня пользуются наибольшим спросом?
— Противовирусные, которые разрешены в безрецептурном отпуске. Общеукрепляющие, адаптогены, витамины и витаминно-минеральные комплексы. Это те препараты, которые традиционно использует население для профилактики при угрозе простудных заболеваний.
— Известно, что возврат купленного лекарства невозможен. Может быть есть какие-то исключения?
— Согласно Федеральному закону №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» возврат лекарственных препаратов категорически запрещен. Вернуть можно только лекарство ненадлежащего качества. Когда человек вскрыл упаковку, он может обнаружить, что препарат потерял свои физико-химические свойства. Например, он разложился или появился осадок в жидких лекарственных формах, не предусмотренный в инструкции. То есть стал некачественным. Тогда мы обязаны его принять обратно. Вообще мы очень серьезно относимся к качеству реализуемых нами лекарственных средств, внимательно проверяем их на соответствие документам по качеству и создаем требуемые условия хранения в помещениях наших аптек. Тем самым подтверждаем, что испорченных товаров у нас просто быть не может!
— Можно ли ознакомиться с аннотацией лекарства, прежде чем его приобрести?
— Мы предоставляем нашим клиентам такую возможность. Можно вынуть инструкцию из упаковки и дать покупателю ознакомиться с ней. Если это невозможно, можем показать на мониторе или дать ссылку в интернет. Сегодня потребитель грамотный и продвинутый, сам может найти информацию в сети Интернет за считанные секунды. Также о лекарстве может рассказать наш специалист.
— Если выписанного по рецепту врача лекарства в аптеке не оказалось, можно ли его заказать?
— Конечно! Весь ассортимент лекарственных средств мы держать не можем. Их зарегистрировано слишком много. Поэтому любой наш клиент может заказать необходимое лекарство, если его нет в ассортименте аптеки, и получить его уже на следующий день.
— Татьяна Григорьевна, за счет чего вам удается удерживать свои позиции при такой большой конкуренции?
— Засчет нескольких важных факторов. Во-первых, это продуманный ассортимент. Благодаря нашему отделу маркетинга и руководителям наши аптеки имеют необходимое количество наименований всех фармакологических групп. А головная аптека имеет в наличии иммунобиологические препараты, психотропные и сильнодействующие, требующие особых условий хранения и учета. Кроме этого, на базе аптеки «Целитель» мы развиваем ортопедическое направление. В штате этой аптеки работает опытный врач-ортопед, который консультирует наших клиентов по вопросам подбора ортопедических средств, а также занимается изготовлением ортопедических стелек по индивидуальным заказам.
У нас есть собственный сайт: farmakon-ram.ru, на котором клиенты могут заказать себе лекарства в режиме online и получить его в любой нашей аптеки. Кстати, покупатели в этом случае получают скидку в размере 10%. Выгодно!
При желании клиента мы можем доставить лекарства на дом и в офис, но только безрецептурного отпуска. Мы одни из первых в России получили разрешение на дистанционную торговлю.
И самое главное, чем мы превалируем над другими аптечными сетями – это профессионализм наших сотрудников. Мы уделяем большое внимание их обучению. У нас собственный учебный центр на базе головной аптеки, где периодически наши провизоры, фармацевты и руководители проходят обучение. Причем на серьезном уровне. А потом мы даем возможность всем нашим сотрудникам обучаться в режиме онлайн. Они зарегистрированы на многих учебных площадках и самостоятельно пополняют свои профессиональные знания для того, чтобы уверенно и грамотно консультировать покупателей.
— Сколько наименований лекарственных средств у вас циркулирует?
— Порядка 30 тысяч. Плюс лекарственные формы, дозировки… А зарегистрировано в России более 70 тысяч лекарственных препаратов.
— И надо знать обо всех лекарствах?
— Да. Но мы этому учились, поэтому для наших специалистов это не кажется так сложно, как для обычных граждан.
— В аптеках сети «Фармакон» «пустышку» не продадут? Можно ли быть в этом уверенным? Как отслеживается качество поступающих лекарств?
— Приход лекарственных средств сопровождается документами. Одни из них — это документы по качеству. Все наши аптеки подключены к сайту Росздравнадзора, на котором всегда имеется информация о забракованных, фальсифицированных товарах и программный продукт у нас устроен так, что не пропустит забракованное лекарство в оборот. Еще дополнительный контроль за качеством осуществляет мой заместитель — провизор Наталья Викторовна Васильева. Она имеет специальный сертификат уполномоченного по качеству. Она обучалась и контролирует работу во всех аптеках сети «Фармакон».
— Расскажите несколько слов о новых технологиях, которые вы используете?
— В Холодово в аптеке «Вита» установлен робот, уже четыре года работает без остановки. Мы его устанавливали первыми в Московской области. Так до сих пор первыми и остались. Потому что такой помощник требует очень больших вложений. У нас был профессиональный интерес, мы изучали опыт немецких аптек. Кстати, в Германии роботизированы 60% аптек. Мы тоже решили заглянуть в будущее.
Уже сейчас появился робот, который может работать с маркированным товаром. Ведь в 2020 г. вся лекарственная продукция должна быть маркированной. В эту систему мы должны были войти 1 января, но государство позволило немного отсрочить этот процесс. Поэтому мы входим в него с 1 июля и это достаточно сложно. Все лекарства на уровне производства маркируются специальным штрих-кодом. Когда аптека принимает товар, она сканирует каждую упаковку, которая теперь имеет свой индивидуальный дата-матрикс код.
Алиса ХРАБРОВА, Инна ДОЛГОВА
Фото из архива редакции
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!