05.10.2021 11:00
Елена Катанова работает воспитателем в детском саду №36, расположенном в п.Дружба. Ее педагогический стаж составляет…
Елена Катанова работает воспитателем в детском саду №36, расположенном в п.Дружба. Ее педагогический стаж составляет 35 лет, и за эти годы она получила высшую квалификационную категорию.
В преддверии Дня дошкольного работника мы пообщались с ней на Раменском радио и затронули вопросы адаптации к детскому саду, подготовки к школе, гаджетов и всестороннего развития детей.
— Елена Николаевна, вы не один десяток лет в профессии. Что вас привлекает в ней?
— Сложно ответить. Во-первых, это интересная работа с детьми, где каждый день ты даешь им возможность узнать что-то новое. Ведь каждый ребенок — это личность, к которой нужно подобрать свой ключик. Это способ общения с ребенком. Когда же видишь результат своих трудов — вдохновляешься еще больше.
— Расскажите о вашем профессиональном пути. Вы учились в Педагогическом училище №7 Департамента образования г.Москвы. По какой специальности? Где потом работали?
— Училась я по специальности «воспитатель детского образовательного учреждения». Мой профессиональный путь начался с того, что мы вместе с сыном поступили в детский сад №69 п.Дружба. Он как воспитанник, а я как няня. Затем я окончила Московское педагогическое училище, хотя к тому моменту имела экономическое образование. По сей день я работаю воспитателем. Как известно, педагог учится всю свою жизнь, посещает курсы, семинары, конференции и получает квалификационную категорию.
— Поскольку у вас большой опыт работы с детьми, то хотелось бы узнать вашего мнения, в чем польза детского сада? Ведь некоторые предпочитают оставить ребенка с бабушкой и иногда посещать детские развивающие занятия.
— Союз бабушки и внука замечателен, но не всегда может дать ребенку всестороннее развитие. На решение этой задачи направлен детский сад. Развитие детей в нем осуществляется по пяти направлениям — социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое. Грамотное планирование воспитательной работы развивает внимание, память и творчество у детей. К тому же в детском саду регулярно осуществляется медицинское сопровождение и большое внимание уделяется физическому развитию. Немаловажным являются творческие способности, которые мы также развиваем, вовлекая детей в театральные постановки, вокальные конкурсы и другие мероприятия. Так, скоро мы будем отмечать День пожилого человека, и дети совместно с музыкальным руководителем готовят концерт для бабушек и дедушек. Также в детском саду есть специалисты, которые совместно с воспитателями занимаются развитием детей — логопеды, дефектологи и психологи. Плюс у нас сбалансированное питание. Подводя итог, скажу, что союз бабушки и внука можно расширить, включив в него и детский сад.
— Насколько проще воспитанники детского сада адаптируются к школе?
— Мы постепенно подводим наших ребят к пониманию того, что после детского сада их будет ждать школа. Этому уделяется много внимания в подготовительных группах. Конечно, учителя также приглашают будущих учеников на подготовительные курсы, которые мы советуем посещать, поскольку ребенок заранее знакомится со школой и учителями. А вот посещать их или нет, решают сами родители.
— Адаптация ребенка к саду — тоже вопрос непростой. Как родители могут помочь малышу?
— Об этом нужно позаботиться заранее. Родители должны подойти в детский сад, чтобы познакомиться с самим учреждением, воспитателями и помещением, куда будет ходить ребенок. Мы с удовольствием общаемся с родителями и отвечаем на их вопросы. Не только ребенку нужно готовиться к детскому саду, но и самим родителям. Из практики мы видим, как волнуются мамы, когда отдают детей в пока еще чужие руки. Ребенку не стоит показывать страха и тревоги, потому как он тоже может начать нервничать. Следует эмоционально настроить малыша и показывать радость от посещения детского сада. Если ребенок расплакался, нужно посидеть с ним, поговорить, зайти вместе в группу, показать игрушки, чтобы он успокоился. Также существует такая практика, когда детей оставляют сначала на час, постепенно увеличивая время его пребывания.
— В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в сад?
— Считаю, что ребенок до трех лет должен находиться с мамой. Ему нужно физически окрепнуть и приобрести навыки самообслуживания. Но если есть необходимость отдать в сад малыша в более раннем возрасте, то педагоги сделают все, чтобы обеспечить его комфортное пребывание там. Наш коллектив умеет это делать.
— Многие родители занимаются всесторонним развитием детей — английский, рисование, спорт, музыка, танцы и т.д. Как вы смотрите на такую ситуацию?
— Есть такая истина — не навреди. Поэтому не стоит перегружать малыша, поскольку это может только ухудшить ситуацию. Для этого нужно наблюдать за ребенком. Если занятия его утомляют, не увлекают, то стоит задуматься об их надобности. Все же садики, в том числе и наш, работают в соответствии с программой, в которой заложена работа по подготовке к школьному обучению, старшие группы так и называются: «Подготовительные к школе группы». Кроме этого, сады стараются расширять рамки познавательного развития детей. Так, в нашем детском саду идет активная кружковая деятельность. В рамках STEM-образования ребята знакомятся с основами робототехники, созданием мультфильмов, экспериментированием. Сейчас идет освоение программы всестороннего развития детей «Миры детства: конструирование возможностей».
— Мне всегда интересно, когда приходишь в сад за ребенком и стоит шум, как воспитатель справляется с этим?
— Сложно ответить. Дети активны и не всегда контролируют свои эмоции. Мы просим их вести себя тише, они успокаиваются, но ненадолго. Мы уже адаптированы к этому, и в то же время учим детей вести себя в обществе, рассказываем, что можно, а что нельзя, разбирая ситуации в игровой форме.
— Ваше мнение про гаджеты — нужны они дошкольникам?
— Они должны быть знакомы с ними, поскольку это явление нашего времени, от которого не уйти. Поэтому наша задача — научить детей обращаться с ними. Рассказать, что они нужны, чтобы облегчить нашу жизнь и работу. Но нужно говорить о безопасности и вреде, которые могут принести гаджеты.
— Что считаете залогом успешного воспитания ребенка?
— Иногда мы говорим нашим детям: «Ты должен», но он ничего и никому не должен. Должны родители. Еще при планировании ребенка, необходимо подумать о его дальнейшем развитии и ответить на самые важные вопросы о его воспитании. Родители должны увидеть в своем ребенке индивидуальность, ведь каждый ребенок — личность. Не стоит заставлять его делать то, что ему неинтересно, и требовать больше, чем он может. Особенно нельзя сравнивать малыша с кем-то. Он должен быть самым лучшим и самым любимым для своих родителей.
— Елена Николаевна, в вашем понимании воспитатель — это…
— Говоря образно, это не учитель перед доской, а гид на познавательной экскурсии. Он каждый день рассказывает детям что-то новое. Его можно сравнить с птицей, которая кладет птенцам в рот зернышки. Эти зернышки — новые знания.
Елена Трусилина, Дарья Корешкова
Фото Елены Трусилиной
0 просмотров
0 просмотров
0 просмотров
0 просмотров
0 просмотров
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!