15.02.2012 10:26
Есть под Москвой поселок дачный, На электричке — полчаса. Мы продолжаем свой рассказ об истории…
Железнодорожные династии Скворцовых и ПеровыхЕсть под Москвой поселок дачный,
На электричке — полчаса.
Мы продолжаем свой рассказ об истории поселка Кратово и его коренных жителях — железнодорожниках.
Как уже говорилось ранее, изначально в Кратово селились семьи железнодорожников. Надо отметить, что и до революции, и в советское время железная дорога обеспечивала свои кадры жильем, и не только здесь, около Москвы, но и на любом дальнем полустанке.
Рассказывает Анна Павловна Захарова (Скворцова): «В поселке Прозоровском (Кратово) все было распланировано для комфортного проживания и отдыха железнодорожных рабочих и служащих. В Кратово жилой фонд Московско-Казанской железной дороги располагался на улицах Фаустовской, Казанской ( ныне Молодцова), Симбирской, Нижегородской. Но, кроме того, железнодорожное управление предлагало своим сотрудникам и самим строить себе дома. Земли сначала брали помногу, огораживая участки леса колышками. Таким образом, поселок стал быстро разрастаться и вдоль железной дороги. По ул. Карла Маркса с правой (жуковской) стороны и сегодня стоят дома старинных семей: Нечаевых, их дед был смотрителем путей на железной дороге, Рысенковых — железнодорожных плотников, Вороновых, Щербаковых, Перовых…
В этой части поселка жили представители самых разных профессий железнодорожной отрасли — от поваров ведомственного санатория и воспитателей в детских садах до начальников станций. Давали ли ссуду на строительство дома — неизвестно, но то, что землю выделяли бесплатно — факт. Центром же всего поселения являлся район улиц Фаустовской и Симбирской, где располагались дома, построенные по проекту Города-сада, и назывался он — железнодорожный поселок Юбилейный. Некоторых его улиц уже не существует, на их месте выросли жилые кварталы г. Жуковского. Так, Горельники, соседствовавшие с ул. Нижегородской, относились когда-то к поселку Кратово, и улицы там тоже носили названия, связанные с железной дорогой, например ул. Локомотивная. До войны в этой части поселка располагались железнодорожные бараки, а после — самостоятельная застройка. Кстати, Горельники названы так потому, что когда-то здесь был участок выгоревшего леса».
Но вернемся к жизнеописанию династии Скворцовых. В 1943 году Дмитрия Николаевича Скворцова не стало. На тот момент ему исполнилось только 64 года, но война, пережитое лихолетье революций и последовавшие за ними тяжелые годы перемен не могли не сказаться на здоровье…
За Дмитрием Николаевичем, бесспорным лидером семейства, пришли работать на железную дорогу и его младшие братья Михаил и Сергей, а позднее и дети Дмитрия Николаевича: четыре дочери — Татьяна, Галина, Вера, и Анна, и четыре сына — Дмитрий, Валерий, Петр и Павел.
В этой семье твердо знали, что железная дорога прокормит всегда. Страна наша большая и без железнодорожного транспортного сообщения ей обойтись, а значит и у железнодорожников всегда будет работа.
Надо сказать, что профессиональному становлению последующих поколений Скворцовых в немалой степени способствовала и Детская железная дорога, на которую вначале дети приходили с родителями за руку, чтобы прокатиться на чудо-поезде, а потом, чтобы и самим участвовать в работе этого сложного, многообразного, живого и очень умного организма под названием «железная дорога». (О знаменитой детской железной дороге поселка Кратово читайте в наших последующих очерках).
Железнодорожники — особая профессия, и в военное время большинство из них мобилизации не подлежали. Но когда грянула Великая Отечественная война, братья Петр и Павел Скворцовы ушли добровольцами на фронт.
Помощник машиниста Петр Скворцов был ранен под Ржевом, после госпиталя вновь вернулся на фронт. В рижском наступлении он снова получил серьезное ранение — пришлось ампутировать ногу. На железную дорогу ему вернуться не удалось. После войны Петр Дмитриевич Скворцов работал механиком в Жуковском летно-исследовательском институте и пользовался абсолютным доверием у летчиков. На железную дорогу пришел его сын Лев Петрович, чей кулинарный талант высоко ценили посетители ресторана Казанского вокзала.
Брат Петра, Павел Скворцов, попал на Волховский фронт, а затем — на афганскую границу. Домой он вернулся только в 1949 году. И снова — родное депо. По окончании Дзержинского техникума он получил право управления тепловозом. На пенсию Павел Дмитриевич Скворцов ушел машинистом-инструктором.
Дети Павла Дмитриевича — Павел и Анна, прошли обычный для членов семьи путь от Детской железной дороги до МИИТа. Павел Павлович Скворцов по окончании института стал специалистом по тепловозному хозяйству. Анна Павловна Скворцова (в замужестве Захарова) — начальник планово-экономического отдела Московско-Рязанского отделения МЖД и по совместительству семейный летописец. А вот ее сын, Володя Захаров, пока еще в начале своего пути, ему только 17 лет , он пока работает на Детской железной дороге .
Свои университеты на Московско-Казанской железной дороге прошли и другие члены этой большой семьи. Дмитрий Дмитриевич Скворцов стал прекрасным наставником молодежи и воспитал немало высококлассных машинистов. Его сын Владислав Дмитриевич Скворцов прошел путь от помощника машиниста до начальника депо Москва Киевская-пассажирская.
Валерий Дмитриевич Скворцов во время войны служил главным инженером подремпоезда, а впоследствии — начальником базы локомотивного запаса, ревизором по безопасности движения. Его сын Игорь Валерьевич Скворцов 37 лет водил составы сначала помощником, а затем и машинистом. Не отставали от братьев и дочери Дмитрия Николаевича. Анна Дмитриевна во время войны на спецпоездах восстанавливала разрушенные пути, мосты и туннели. После окончания МИИТа она стала ведущим инженером Мосжелдорпроекта. Вера Дмитриевна Скворцова работала воспитателем в ж/д детском саду, а Татьяна Дмитриевна — бухгалтером в депо Москва Казанская — пассажирская, Галина Дмитриевна была бухгалтером службы материально-технического снабжения.
(продолжение следует)
Т.А. Мамонова
Яна Гарбузова
Фото из архивов семьи Скворцовых, Кратовской библиотеки и Жуковского музея истории покорения неба
24 просмотров
01.07.13
История Кратовской школы №27240 просмотров
96 просмотров
30.10.12
Кратовский Поселковый Совет126 просмотров
30.10.12
Кратовский Поселковый Совет112 просмотров
25.09.12
Династия Ерохиных36 просмотров
22.09.12
Кратовская библиотека24 просмотров
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!