07.02.2012 10:34
«Есть под Москвой поселок дачный На электричке полчаса» Железная дорога – она и стала причиной…
Железнодорожные династии Скворцовых и Перовых«Есть под Москвой поселок дачный
На электричке полчаса»
Железная дорога – она и стала причиной образования поселка Кратово, который первоначально назывался Прозоровский. И, наверное, не случайно, что именно здесь проживают герои нашего повествования представители династий железнодорожников Скворцовых и Перовых.
История поселка тесно переплелась с судьбой этого семейства. Поэтому мы обратились к Анне Павловне Скворцовой (в замужестве Захаровой), коренной жительнице Кратово, знатоку истории поселка и семейному летописцу, с просьбой рассказать о том, как жили здесь люди со времен Города сада и до сегодняшнего времени.
Но для начала обратимся к истории семей Скворцовых и Перовых.
Родоначальники династии Скворцовых служили на железной дороге: Вера Васильевна – телеграфисткой, а Николай Дмитриевич в дорожной службе. Вероятно, именно от них преданность железной дороге передалась их детям и в первую очередь — старшему из сыновей Дмитрию Николаевичу. На двери «родового гнезда», что на ул. Фаустовской до недавних пор сверкала медная табличка: «Д.Н. Скворцов».
Он поселился здесь в числе первых жителей Города-сада. Был лично знаком с Н.К. фон Мекком. В семье хранится предание об одном курьезном случае. Председатель правления Общества Московско-Казанской железной дороги Николай Карлович фон Мекк прибыл с инспекционной проверкой на станцию Перово, где дежурным был Дмитрий Николаевич Скворцов. Проверка прошла весьма успешно, и поезд с комиссией уже готов был отправиться со станции. Но лишь он тронулся, как вдруг резко затормозил. Грозный фон Мекк вышел на перрон и потребовал объяснений. Ситуация разъяснилась очень скоро: Дмитрий Николаевич, желая поезду счастливой дороги, по обыкновению перекрестил состав, сняв при этом форменную фуражку с красным околышем, а бдительный машинист, каким-то чудом сумел углядеть мелькнувший красный цвет и мгновенно застопорил движение. Фон Мекк остался очень доволен действиями и первого, и второго: Дмитрию Николаевичу он вручил свои серебряные часы с цепочкой, а машинист получил денежную премию.
Круг интересов Дмитрия Николаевича Скворцова не ограничивался железной дорогой. Он любил живопись, музыку и поэзию, растил сад, привозя саженцы отовсюду, где ему приходилось бывать по долгу службы (именно из его сада разбрелась по всему поселку Кратово персидская сирень). Вместе с другими первыми поселенцами Города-сада он расширял русло речки Хрипанки, создавая Кратовский пруд, участвовал в постройке плотины и моста, венчавшего эту плотину. Был знаком с Иваном Буниным и нередко ходил с ним на охоту. Был близко знаком с революционером Алексеем Ухтомским и, бывало, с риском для собственной семьи, скрывал его в своем доме от царской охранки. Именно его земляки-железнодорожники избрали в свое время выборщиком в депутаты Государственной Думы.
Рассказывает Анна Павловна Скворцова: «Приехав в поселок Прозоровский, Дмитрий Николаевич занял должность смотрителя зданий Города сада. Он был хорошим организатором, умело руководил рабочими. За какое бы дело не брались в поселке: земельные работы ремонт или сооружение зданий, — за помощью обращались за помощью к нему.
Необходимо отметить, что руководство Московско-Казанской железной дороги в дореволюционное время о своих рабочих проявляло большую заботу: к празднику ли, или если настанет нужда, всегда можно было рассчитывать на помощь деньгами, продуктами.
Когда семейство Скворцовых приехало в поселок — строящийся Город-сад, — им сразу же был выделен дом, на всю семью, даже с помещениями для прислуги. Фаустовская улица, где поселились Скворцовы, была одна из первых застроена домами для железнодорожного руководства и служащих с семьями. Все дома были выстроены в едином архитектурном стиле, однако, каждое строение имело свой неповторимый облик. В наше время на Фаустовской улице еще можно увидеть эти дома- с высокими окнами, колоннами, ломаной крышей.
Улицы Симбирская и Нижегородская в основном были застроены домами для рабочих. До недавнего времени эти дома являлись ведомственными и в них селились преимущественно железнодорожники.
Продолжение следует
Т.А. Мамонова
Фото из семейного архива Скворцовых и из архива Кратовской библиотеки
24 просмотров
01.07.13
История Кратовской школы №27240 просмотров
96 просмотров
30.10.12
Кратовский Поселковый Совет126 просмотров
30.10.12
Кратовский Поселковый Совет112 просмотров
25.09.12
Династия Ерохиных36 просмотров
22.09.12
Кратовская библиотека24 просмотров
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!