Железнодорожные династии Скворцовых и Перовых

«Есть под Москвой поселок дачный На электричке полчаса» Железная дорога – она и стала причиной…

Железнодорожные династии Скворцовых и Перовых

«Есть под Москвой поселок дачный

На электричке полчаса»

Железная дорога – она и стала причиной образования поселка Кратово, который первоначально назывался Прозоровский.  И, наверное, не случайно, что именно здесь проживают герои нашего повествования представители династий железнодорожников Скворцовых и Перовых.

Д.Н. Скворцов

История поселка  тесно переплелась с судьбой этого семейства. Поэтому мы обратились к Анне Павловне Скворцовой (в замужестве Захаровой), коренной жительнице Кратово, знатоку истории поселка и семейному летописцу, с  просьбой рассказать о том,  как жили здесь люди со времен Города сада и до сегодняшнего времени.

Но для начала обратимся к истории семей Скворцовых и Перовых.

Родоначальники династии Скворцовых служили на железной дороге: Вера Васильевна – телеграфисткой, а Николай Дмитриевич в дорожной службе. Вероятно, именно от них преданность железной дороге передалась их детям и в первую очередь — старшему из сыновей Дмитрию Николаевичу. На двери «родового гнезда», что на ул. Фаустовской до  недавних пор сверкала медная табличка: «Д.Н. Скворцов».

В этом доме с колоннами на ул.Фаустовской жили представители крупнейшей железнодорожной династии - Скворцовы (все вместе они проработали на железной дороге более 500 лет)

Он поселился здесь в числе первых  жителей Города-сада. Был лично знаком с Н.К. фон Мекком. В семье хранится предание об одном курьезном случае. Председатель правления Общества Московско-Казанской железной дороги Николай Карлович фон Мекк прибыл с инспекционной проверкой на станцию Перово, где дежурным был Дмитрий Николаевич Скворцов. Проверка прошла весьма успешно, и поезд с комиссией уже готов был отправиться со станции. Но лишь он тронулся, как вдруг резко затормозил. Грозный фон Мекк вышел на перрон и потребовал объяснений. Ситуация разъяснилась очень скоро: Дмитрий Николаевич, желая поезду счастливой дороги, по обыкновению перекрестил состав, сняв при этом форменную фуражку с красным околышем, а бдительный машинист, каким-то чудом сумел углядеть мелькнувший красный цвет и мгновенно застопорил движение. Фон Мекк остался  очень доволен действиями  и первого, и второго: Дмитрию Николаевичу он вручил свои серебряные часы с цепочкой,  а машинист получил денежную премию.

Круг интересов Дмитрия Николаевича Скворцова не ограничивался железной дорогой. Он любил живопись, музыку и поэзию, растил сад, привозя саженцы отовсюду, где ему приходилось бывать по долгу службы (именно из его сада разбрелась по всему поселку  Кратово персидская сирень). Вместе с другими первыми поселенцами Города-сада он расширял русло речки Хрипанки, создавая Кратовский пруд, участвовал в постройке плотины и моста, венчавшего эту плотину.  Был знаком с Иваном Буниным и нередко ходил с ним на охоту. Был близко знаком с революционером Алексеем Ухтомским и, бывало, с риском для собственной семьи, скрывал его в своем доме от царской охранки. Именно его земляки-железнодорожники избрали в свое время  выборщиком в депутаты Государственной Думы.

Рассказывает Анна Павловна Скворцова: «Приехав в поселок Прозоровский, Дмитрий Николаевич  занял должность смотрителя зданий Города сада. Он был хорошим организатором, умело  руководил рабочими. За какое бы дело не брались в поселке: земельные работы ремонт или сооружение зданий,  —  за помощью обращались за помощью к нему.

Необходимо отметить, что руководство Московско-Казанской железной дороги в дореволюционное время  о своих рабочих проявляло большую заботу: к празднику ли, или если настанет нужда, всегда можно было рассчитывать на помощь деньгами, продуктами.

Когда семейство Скворцовых приехало в поселок — строящийся Город-сад, — им сразу же был выделен дом, на всю семью, даже с помещениями для прислуги. Фаустовская улица, где поселились Скворцовы, была одна из первых застроена домами для железнодорожного руководства и служащих с семьями. Все дома были выстроены в едином архитектурном стиле, однако, каждое строение имело свой неповторимый облик.  В наше время на Фаустовской улице еще можно увидеть эти дома- с высокими окнами, колоннами, ломаной крышей.

Улицы Симбирская и Нижегородская в основном были застроены домами для  рабочих. До недавнего времени эти дома являлись ведомственными и в них селились преимущественно железнодорожники.

Продолжение следует

Т.А. Мамонова

Фото из семейного архива Скворцовых и из архива Кратовской библиотеки

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее