Жительница Раменского Юлия Жукова рассказала о тяжелой жизни в годы войны

Вместо лакомства – жмых и «тошнотики», вместо игр – работа в госпиталях и колхозах, вместо…

Вместо лакомства – жмых и «тошнотики», вместо игр – работа в госпиталях и колхозах, вместо солнца над головой – взрывы. Именно таким было детство мальчишек и девчонок в 1940-е годы. В Год памяти и славы Общественная палата Российской Федерации запустила флешмоб «Мое детство – война», в рамках которого тысячи людей по всей стране поделились воспоминаниями о тех страшных событиях. Истории из своего прошлого рассказали и подмосковные «дети войны». Главная цель акции – рассказать правду нынешнему поколению.

На днях жительнице Раменского Юлии Жуковой исполнилось 88 лет. Когда началась война, она только окончила первый класс. В семье было десять детей, пятеро умерли еще в младенчестве. Отца сразу забрали на фронт, воспитывала ребятишек мама. Когда же ее отправляли на лесозаготовки, братья и сестры были предоставлены сами себе.

– Нам выдавали продовольственные карточки, по которым можно было получить немного хлеба, крупы и масла, – вспоминает Юлия Алексеевна. – Однажды сестра потеряла карточки на целый месяц. До сих пор не понимаем, как нам тогда удалось выжить. В школе детям давали по 50 граммов черного хлеба и иногда овсяный кисель, а моя одноклассница где-то доставала жмых, которым кормили скот. Он состоял из шелухи и подсолнечных семечек, но для нас это было настоящее лакомство. Еще готовили «тошнотики» из картофельных очисток и отрубей. Их в рот кладешь, они назад лезут. Поэтому их так называли.

Дети наравне со взрослыми работали в полях, ухаживали за больными в госпитале, который разместился в нескольких корпусах Раменского приборостроительного завода. Подростки и вовсе стояли у станков, выполняя заказы для фронта. Одно из самых страшных для Жуковой воспоминаний того времени – воздушная тревога.

– Сильно выла сирена, зажигались прожекторы, которые ловили в небе вражеские самолеты, и начиналась бомбежка, – вспоминает пенсионерка. – Тогда все бежали в бомбоубежища, рассчитанные на две-три семьи, их рядом с домами строили сами жители.

Когда в 1945 году по радио объявили о том, что враг повержен, Юлия Алексеевна работала в огороде.

– Помню, сразу поехала в Москву на Красную площадь. А там уже вовсю праздновали Победу, – вспоминает Жукова.

Газета «Подмосковье. Сегодня»
mosregtoday.ru

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее