70 лет Битвы под Москвой. Без вести пропавшие. Гуров

Красноармеец Федор Иванович Гуров, 1914 г.р., д.Кузнецово. Погиб 27 марта 1942 г. в лагере для…

70 лет Битвы под Москвой. Без вести пропавшие. Гуров

Красноармеец Федор Иванович Гуров, 1914 г.р., д.Кузнецово. Погиб 27 марта 1942 г. в лагере для военнопленных Stalag-XID (321) Oerbke, Германия.

В Книге памяти Московской области сведений о нем нет. Найденные документы не позволяют определить время его призыва на фронт и место службы. В карте пленного с его слов указано, что служил он в 289-м стрелковом полку и был пленен 2 октября 1941 г. под Вязьмой. 2 октября — это начало Вяземского сражения, которое закончилось окружением 7 октября 4-х наших армий и до 13 октября практически их полным уничтожением.

Попытки выяснить принадлежность 289-го полка и восстановить его боевой путь успехом, увы, не увенчались, хотя в нескольких источниках есть подтверждение того, что такой полк в 41-м под Вязьмой был.

В то же время в донесениях о безвозвратных потерях, карточках попавших в плен и освобожденных из него, в письмах солдат и других документах за период июнь-декабрь 1941-го принадлежность полка указывается и к 16-й, и к 17-й, и к 20-й армиям, и к 120-й, 97-й, 82-й, 289-й, 52-й, 114-й, 282-й, 27-й, 179-й и 18-й дивизиям. Большая часть из них в октябре 1941-го в районе Вязьмы быть не могли, так как воевали вообще на других фронтах или к октябрю 41-го уже были полностью уничтожены. А те, которые там были, практически все погибли в Вяземском котле. Да и просматривая состав тех дивизий, которые под Вязьмой воевали, нигде 289-го полка я не нашел.

Был 1289-й стрелковый, был 289-й артиллерийский, но 289-го стрелкового не было нигде. В одном из запросов на поиск другого солдата приводится свидетельство его земляка и сослуживца: «…289-й мотострелковый полк в 1941 г. был переброшен из Монголии на Западный фронт в район Смоленска…». Воевавшие под Смоленском части и отошли потом к Вязьме. Гуров воевал в этом полку? Никаких подтверждений, к сожалению, не найдено.

Один из ветеранов войны А.В.Сорокин вспоминал: «В 1941 году участвовал в оборонительных операциях на Смоленском направлении в должности командира пулеметного расчета 289-го мотострелкового полка 20-й армии. В составе 70 человек вырвался из окружения, пройдя несколько сот километров». Вот что оставалось от полков. И, конечно же, подавляющее большинство штабных документов или попадали к немцам, или были уничтожены, поэтому и не находятся они сейчас. Может, Гуров служил там, может, это один полк? Документов нет.

Бывают случаи, когда можно определять военную судьбу солдата с большой долей вероятности, но в этом случае такую ответственность взять на себя я не могу. Да и вероятность ошибки записи в карте пленного также остается.

Дальнейшая судьба солдата — указанные в карте пленного сведения. Карта заведена в шталаге-XID, где Гурову и был присвоен лагерный номер «21411».

Шталаг- XID был создан в мае-июле 1941 г. недалеко от существовавшего международного лагеря шталаге-XIB на территории XI военного округа в районе населенного пункта Эрбке. Никаких строений для военнопленных в лагере не было. Первоначально в нем предполагалось содержание 30000 советских военнопленных, которые начали поступать с июля 1941-го. Люди содержались под открытым небом, и только в ноябре им позволили строить временные укрытия, а фактически норы. Позже для пленных стали строить и казармы, но это не улучшило условий их содержания.

Последние партии пленных прибыли в лагерь из Минска 16 и 23 октября 41-го. Гуров принят на учет как прибывший из Минска 25 октября, значит в этой последней команде он и был.

С осени 41-го в шталаге-XID, как и в других лагерях, началась эпидемия тифа, в результате которой до весны 42-го 90% содержащихся в лагере пленных умерли. По некоторым сведениям 12000 чел.

Одним из них был и Федор Гуров. Он умер 27 марта 1942 г., а уже 1 и 2 апреля оставшиеся в живых пленные были переведены в шталаг XIВ, Фаллингбостель. Как самостоятельная единица лагерь 321 (XID) перестает существовать и становится частью шталага-XIВ.

В карте пленного сказано, что умер Гуров по неизвестной причине, но главной причиной смерти наших пленных было истощение, связанные с этим болезни и эпидемии. Во время эпидемий немцы просто не заходили на территорию с военнопленными, которые сами собирали и хоронили умерших. Поэтому и указывали в документах причину смерти как неустановленную.

22 июня 1945 г. на советском кладбище в Фаллингбостель-Эрбке был открыт мемориал умершим советским военнопленным. В 1964 г. он был заменен памятником работы скульптора Клауса Зееленмейера. По данным ассоциации «Военные мемориалы», на кладбище шталага 321 (XID), Эрбке захоронено 30 094 умерших советских военнопленных. Там покоятся останки и нашего земляка, солдата Федора Гурова. В списке Саксонских мемориалов он есть. Идентификационный номер 221111. Как искать см. ниже.

Поименных табличек на мемориале нет. Жители Эрбке сами узнают и увековечивают имена узников бывшего лагеря. Многое делают и тамошние школьники. Несколько лет назад они стали инициаторами проекта «Дорога памяти». Сегодня многие в Германии проходят этой дорогой в своих городах. Они реальны, эти дороги. В Фаллингбостеле это путь от городского вокзала до русского лагеря для военнопленных в Эрбке. Этой дорогой в годы войны прошли тысячи военнопленных. Для большинства она оказалась только в один конец.

Пятый год школьники из Эрбке проходят этот путь в память об узниках лагеря, находившегося в их городке. Причем рядом с ними идут их родители, к процессии присоединяются представители профсоюзов образования и науки, члены местных евангелической и католической общин и комитета городов-побратимов. На кладбище в Эрбке школьники ежегодно приносят и устанавливают изготовленные своими руками глиняные таблички с именами узников лагеря, найденными за прошедший год. В 2010 г. их было установлено еще 120.

Так немцы чтут память наших павших, и так потомки тех, от чьих рук они пали, воспитывают у своей молодежи невозможность возврата к прошлому, не переписывая историю. Учат на той, какая есть.

По письму одного из невернувшихся наших земляков на войну он уходил от ДК им. Воровского. Там и прощались. Навечно. Если так и было, может, стоит рассмотреть возможность установки на ДК памятной доски об этом? Пусть это будет не условной, а реальной точкой нашей памяти? Так не должно быть, чтобы ушел человек и пропал без следа. Пусть хотя бы памятным будет место, где уходившие навсегда видели своих любимых в последний раз.

Тем же, кто ищет и находит документы о гибели солдата в плену, стоит обращаться по следующим адресам:

Для получения информации о советских гражданах, умерших в лагерях и рабочих командах на территории бывшего немецкого рейха следует обращаться в Центр документации Объединения «Саксонские мемориалы», г.Дрезден по адресу:

Stiftung Sächsische Gedenkstätten Dokumentationsstelle Dülferstraße 1 D-01069 Dresden.

По электронной почте: д-р Александр Харитонов (справки на русском языке) voennoplennye@dokst.de или по факсу: (+49) (0)351-469-55-41.

На сайте Центра http://www.dokst.ru/node/1135/ вы найдете материалы, которые помогут перевести найденные вами самостоятельно документы на умерших в плену.

Второй адрес — это Германский Красный Крест. Его сайт https://www.drk-suchdienst.de/ .

почтовый адрес: DRK-Suchdienst Standort München Chiemgaustraße 109 81549 München

Телефон: 089/68-07-73-0.

Факс: 089/68-07-45-92.

Эл. почта: info@drk-suchdienst.org

Третий адрес — Центр розыска и информации Российского Красного Креста. Там тоже есть представители немецкого Красного Креста, которые могут оказать содействие в получении приглашения для посещения захоронения родственника, умершего в плену в Германии:

107031, г. Москва, ул. Кузнецкий Мост, д. 18/7.

Тел: (495) 621-71-75,

факс: (495) 623-45-80.

e-mail: rrct@mail.ru

Сайт центра: http://www.redcross.ru/?pid=57

Копии архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 46-50-330, Александр Васильевич Горбачев.

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее