16.11.2015 11:50
РамСпас поиск. Возвращение
Из Книги памяти Московской обл., т.22-I:
«Белышев Евгений Яковлевич, гв. мл. лейтенант 14 гв. отбр. Родился: г.Раменское Московской обл. Призван Раменским РВК. Погиб в бою 23 марта 1945г. Похоронен: Польша».
Польша – это не место захоронения, а страна. Установить точное место в Польше бывает достаточно сложно, особенно в приграничных районах, т.к. при ее разделе в 1939г. многие польские названия были заменены немецкими, например. Кроме этого, некоторые приграничные районы Германии после войны стали территорией Польши, и уже немецкие названия были заменены на польские. Этим был затреднен и поиск места захоронения Евгения Белышева.
Возможно, составители Книги памяти просто не смогли найти на современных картах деревню, в которой он был похоронен согласно архивных документов.
Из донесения о безвозвратных потерях 14-й гвардейской танковой бригады: Белышев Евгений Яковлевич, гв. мл. лейтенант, командир танка, 1920 г.р., уроженец г.Раменское Московской обл., Призван Раменским РВК. Убит 22.03.45, похоронен в с.Шербруни (прим. или Шербрунн), Германия. Мать, Белышева Александра Яковлевна, жила по адресу: Московская обл, г.Раменское, ул. 1-я Сафоновская, 18 (сейчас это ул.Михалевича).
Итак, Шербруни или Шербрунн нужно искать в Германии? Но, во-первых, искать нужно только там, где в марте 45-го шли бои, и, во-вторых, село могло быть написано с ошибкой, что случалось довольно часто. Без навыков в поиске и довоенных карт скорее всего, поиск закончился бы ничем.
Первое, что нужно выяснить – где воевала 14-я гвардейская танковая Житомирская Краснознаменная орденов Суворова, Кутузова бригада в марте 45-го. В это время она входила в состав 4-го гвардейского танкового Кантемировского ордена Ленина корпуса (после войны преобразован в 4-ю гвардейскую Кантемировскую дивизию) 5-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта.
1 марта 1945 Ставкой Верховного Главнокомандования была утвержден план Верхне-Силезской операции. Войскам 1-го Украинского фронта ставилась задача окружения и уничтожения группировки немцев на оппельнском выступе и в самом г.Оппельн. Предполагалось нанести удары по сходящимся направлениям с двух плацдармов на Одере, для чего создавались две ударные группировки – оппельнская (в выступе северо-западнее Оппельна) и ратиборская (на плацдарме севернее Ратибора). 4-й гв. танковый корпус входил в состав оппельнской группировки.
Наступление началось 15 марта. Сначала продвижение 4-го танкового корпуса было незначительным, но потом немецкий фронт был прорван и наши механизированные «клешни» устремились по его тылам навстречу друг другу. Воевать научились. Два танковых корпуса и один механизированный шли уступом, т.е. при попытке немцев ударить во фланг первому идущему корпусу, они сами попадали под удар следовавшего параллельно, но несколько позже по выремени, другого нашего корпуса. 14-я танковая бригада в составе 4-го корпуса действовала на внешнем фронте, т.е. ее задачей было отражение ударов противника, направленных на деблокирование окружаемой группировки. Это была сложная задача, особенно когда немцы подтянули резервы. Вот только им не удалось создать мощный кулак, т.к. части вводились в бой последовательно, по мере прибытия. Были попытки прорыва из котла, были попытки деблокирования извне, но все тщетно. 20 марта котел был ликвидирован.
За время первой фазы операции 1-й Украинский фронт потерял 196 танков и 63 САУ. Это считалось умеренными потерями. Сложность была еще и в том, что в весеннюю распутицу танки не могли свободно перемещаться вне дорог. Они вязли в рыхлом грунте и становились хорошими мишенями для немцев. Так 4-я гв. танковая армия, например, по этой причине потеряла 56 танков.
До гибели Евгения Белышева оставалось три дня. Далее войска 1-го Украинского и 4-го Украинского фронтов громили ратиборскую группировку немцев. На подходе к Ратибору (совр. Рацибуж), в 30 км северо-западнее города, погиб командир танка мл. лейтенант Белышев. Именно там, рядом с Леотшютцем (совр. Глубчице), находится д. Шенбрунн (совр. Дебжица). Там похоронены бойцы и командиры нескольких частей. Только по донесениям их было 122, не считая Евгения. Причем, в разных донесениях деревня записана и как Шенбруни, и как Шенбрунн, и как Шонбрунн. У Белышева – Шербрунн. Где-то она записана польской, где-то немецкой. Это объяснимо, т.к. до раздела Польши и присоединения ее западной части к Германии, территория, на которой находилась деревня, была немецкой. В районе Нюрнберга тоже есть Шенбрунн, но в марте 45-го наших войск там не было.
После войны практически все воинские захоронения из того района были перенесены на воинский мемориал г.Кендзежин-Козле, ул. Яна Павла II. У входа на кладбище написано: «Здесь, на кладбище, построенном в 1952-56 годах, похоронены 18186 солдат Красной Армии и 182 военнопленных неизвестной национальности. Их останки свезены сюда с территории нескольких повятов Опольского воеводства». Известны имена только 2299 человек. В перечне перезахоронений есть и Шенбрунн, а значит, один из неизвестных – гв. мл. лейтенант Белышев из Раменского.
Таким образом, место его гибели установлено. Но это не все. Если бы он выжил, вернулся бы домой с двумя орденами Красной Звезды.
Из наградного листа: Белышев Евгений Яковлевич, сержант, радист-стрелок 504-го танкового батальона 189-й танковой бригады 23-го танкового корпуса. Родился в 1920г., в Красной Армии с 1940г. Ранений не имеет, ранее не награждался. Призван Раменским РВК Московской обл. Участвует в боях с 22.06.1941 – Юго-Западный фронт, Сталинградский фронт.
Описание подвига: «Тов. Белышев за время пребывания в 504 танковом батальоне показал себя как любящий свое дело, добросовестно относится к выполнению порученных заданий. За время боевых действий 7.09.42г. после выхода из строя командира взвода Белышев взял командование танком на себя и уничтожил: две артиллерийских батареи противника, тяжелый танк, рассеял и частично уничтожил 7 автомашин противника с пехотой.
10.10.42г. в районе Городище тов. Белышев поддерживал одной своей машиной отход пехотных подразделений на новые рубежи, уничтожив при этом до двух рот пехоты противника. Свой танк тов. Белышев вывел с поля боя поврежденным артиллерийским огнем противника и отправил его на завод.
За проявленное мужество и геройство достоин правительственной награды Орденом «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ». Приказом войскам Сталинградского фронта от 4 ноября 1942г. №75/н этим орденом награжден.
Это уже дополнительные сведения о судьбе Болышева. Значит, призван был еще до войны и участвует в боях с первого ее дня. 189 танковая бригада, в которой он воевал и был награжден в 42-м, была сформирована в Тамбовской обл. В апреле 1942 она передислоцирована в Горький, доукомплектовалась и убыла на фронт в состав 23-го танкового корпуса Сталинградского фронта. Видимо, уже повоевавший танкист Белышев был направлен во вновь прибывшую необстрелянную бригаду.
Теперь о его подвиге. 6 сентября немцы начали очередное наступление в районе Городища – это практически пригород Сталинграда в 8-10 км от Волги. 189-я бригада занимала оборону в этом районе. Немцы сбили наши части с занимаемых позиций, да вдобавок ко всему, их по ошибке обстреляли наши же идущие на помощь танки 99-й бригады, в результате чего 1 танк был сожжен и 4 подбиты. Такое случалось, война! К 14.00 189-ю бригаду пополнили шестью танками, и она контратаковала немцев, но захваченные позиции без поддержки пехоты удержать не смогла. 7 сентября части 23-го корпуса с боями были оттеснены с занимаемого рубежа. В 189-й танковой бригаде к тому моменту осталось всего два Т-34. Можно предположить, что одним из них был танк, которым командовал сержант Белышев.
Далее бригада воевала в городе, т.е. в самом аду. Для танкистов городские бои – это огромная вероятность быть подбитым. Там нет поля для маневра, артиллерия противника может оказаться в полусотне метров за любым завалом, а из любого окна можно получить гранату. Танк в городе – отличная малоподвижная мишень. Бригада пополнялась, снова несла потери. 27 сентября она занимает оборону в районе балки Вишневой на окраине Сталинграда и у нее снова осталось всего два танка. 28.09 эти два танка встали на рубеже между улицами Центральная и Карусельная уже в самом городе. По штату 1942г. в танковой бригаде должно быть 39 танков. Два танка воевали за 39! И Евгений Белышев в этой бойне выжил.
Второй орден он получил уже в 45-м. Из наградного листа от 28 января 1945: Белышев Евгений Яковлевич, младший лейтенант, командир танка 2 танкового батальона 14 гвардейской танковой Житомирской Шепетовской Краснознаменной ордена Суворова бригады 4 гвардейского Кантемировского Краснознаменного танкового корпуса. 1920 г.р., в боевых действиях: Северо-Западный фронт с 06.41г. по 09.41г., Юго-Западный фронт с 03.42г. по 07.42г., Сталинградский фронт 8.42г. — 10.42г., Донской фронт 11.42г. – 02.43г., 1 Украинский фронт с 23.12.44г. Легко ранен 25.10.42 на Сталинградском фронте. Остальные данные совпадают с первым наградным листом.
Описание подвига: «Младший лейтенант Белышев при наступлении батальона 12.1.45 действовал в боевой разведке, где было уничтожено 60 повозок с военными грузами, захвачен склад с обмундированием и уничтожено 160 гитлеровцев. 15.1.45 года мл. лейтенант Белышев был послан разведать переправу. Переправа им была найдена и мл. лейтенант Белышев несколько раз под сильным артиллерийско-минометным огнем и неоднократными налетами авиации противника пытался переправиться через реку Нида. В районе Зборув танки натолкнулись на засаду немецких танков. Метким огнем им был подбит 1 немецкий танк.
Достоин правительственной награды орден «Отечественная война второй степени».
Приказом частям 4 гвардейского Кантемировского Краснознаменного танкового корпуса от 4.02.45г. №02/н награжден орденом Красной Звезды.
Вот в этом наградном листе уже больше о боевом пути Белышева. Северо-Западный фронт был сформирован на базе Прибалтийского Особого военного округа – значит, войну Белышев встретил в Прибалтике. В тяжелейших боях, контратаках он отступал к Ленинграду, официальная блокада которого началась 8 сентября. Период с сентября 41-го по март 42-го не засчитан как участие в боях. Скорее всего, Евгений находился в тыловой части или его часть была выведена в тыл на доукомплектование. С марта 42-го по февраль 43-го воевал на Дону и в Сталинграде. Потом снова, судя по всему, был в тылу, а может, находился на курсах младших лейтенантов. С 23 декабря 44-го и до дня гибели в составе 1-го Украинского фронта.
Евгений Белышев начал войну с первого дня солдатом. В боях стал сержантом, командовал танком, заменяя выбывшего командира, стал офицером, командиром танка. Дважды награжден орденами. Наш земляк был достойным солдатом, командиром, офицером. Пережил Сталинград, где срок жизни бойца исчислялся несколькими днями, получив только легкое ранение. Воевал 1370 дней и погиб в бою за 48 дней до конца войны!
Ищите своих близких!
Копии архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 8-496-46-50-330 Горбачев Александр Васильевич.
Все материалы по поиску без вести павших на сайте http://gorbachovav.my1.ru/
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!