03.07.2011 14:57
Старший сержант Василий Иванович Васин, 1907 г.р., санинструктор заградотряда 415-й стрелковой дивизии. Призван Раменским РВК…
Боец заградотряда. Убит в боюСтарший сержант Василий Иванович Васин, 1907 г.р., санинструктор заградотряда 415-й стрелковой дивизии. Призван Раменским РВК в 1941 г. Числится пропавшим без вести осенью 42-го. Жена, Мария Ивановна Васина, жила в д.Меткомелино. Убит Васин 5.12.1942 г.
Не хочу, чтобы память о погибшем воине ассоциировалась со сложившимся у многих стереотипом, что заградотряд — это сидящие в тылу с пулеметами бойцы, которые только и делали, что расстреливали своих отступающих солдат. Поэтому стоит рассказать, чем же на самом деле были эти заградительные отряды, батальоны. После войны о них было принято молчать, что порождало мифы и далекие от истины утверждения, а сейчас на основании этих мифов некоторые псевдоисторики пытаются нас убедить, что Советская Армия выиграла войну только благодаря заградотрядам с пулеметами. Поддерживают этот миф и некоторые деятели искусства, заменяя историческую достоверность художественным вымыслом.
Так как же было? Задачи заградотрядов определены приказом об их формировании 27 июня 1941 г., т.е. на пятый день войны. Предписывалось организовывать подвижные контрольно-заградительные отряды, которые должны были задерживать дезертиров и подозрительных элементов у линии фронта. Они получили право предварительного расследования для последующей передачи задержанных судебным органам.
В июле 1941 г., после объединения НКВД и НКГБ, в войсках были образованы особые отделы, подчиненные НКВД. Особые отделы получили право ареста дезертиров и в случае необходимости их расстрела. Они должны были бороться со шпионами, предателями, дезертирами, диверсантами, паникерами и трусами. Приказом НКВД №00941 от 19 июля 1941 г. при особых отделах дивизий и корпусов были созданы отдельные стрелковые взводы, а при особых отделах армий — роты, при фронтах — батальоны, которые комплектовались солдатами войск НКВД.
Эти подразделения и стали так называемыми «заградительными отрядами». Они имели право организовывать службу заграждения, чтобы исключить бегство дезертиров, тщательно проверять документы всех военнослужащих, дезертиров арестовывать, проводить следствие (в течение 12 часов) и передавать дело в военный трибунал. Отставших и заблудившихся направляли в их части. В исключительных случаях, для немедленного восстановления порядка на фронте, начальник особого отдела получал право расстрела дезертиров.
Кроме того, заградительные отряды должны были выявлять и уничтожать агентуру противника. Боролись они и с мелкими бандами, нападавшими на дорогах на отдельных военнослужащих и мелкие подразделения.
Подчеркиваю, это заградотряды при особых отделах НКВД.
К началу сентября 1941 г. обстановка на фронте резко осложнилась и по просьбе командующего Брянским фронтом генерала А.И.Еременко Ставка разрешила создать заградотряды в тех дивизиях, которые зарекомендовали себя как неустойчивые. Через неделю эту практику распространили на все фронты. Численность отрядов составляла один батальон на дивизию, по роте на полк. Они подчинялись командиру дивизии, имели автотранспорт и боевую технику. Их задачей было оказание помощи командирам в поддержании дисциплины и порядка в частях, для чего имели право применять оружие, чтобы остановить бегство и ликвидировать инициаторов паники.
То есть, в отличие от заградотрядов при особых отделах НКВД, армейские отряды создавались для того, чтобы не допустить самовольного бегства частей. Они были крупнее (батальон на дивизию, а не взвод), комплектовали их из красноармейцев, а не бойцов НКВД. Они имели право расстреливать не бегущих, а инициаторов паники и бегства.
Паника на войне — это поражение. Самовольное оставление своего рубежа обороны дает противнику возможность через образовавшуюся брешь обойти стойко дерущиеся части и разгромить их с тыла или окружить. Последствия панического бегства могут быть самыми трагическими и привести к огромным неоправданным жертвам. Поэтому паникеры или организаторы паники не меньший враг, чем тот, который дерется в открытом бою. Их ликвидация оправдана. Не стоит огульно записывать всех бойцов заградотрядов в убийц невинных солдат. Это был их долг, а паникеры и дезертиры — не невинные жертвы.
Говорить и о поголовных расстрелах неправда. Да, необученные, необстрелянные бойцы оказавшись в ситуации, когда, казалось, все рушится и врага не одолеть, были растеряны и подавлены. Многие падали духом и бежали. Основная масса таких солдат была или возвращена в свои и другие части, или направлена в штрафные роты. И это был шанс смыть позор кровью и не наложить это клеймо на свою семью. Многие из них заканчивали войну достойно и возвращались героями, а погибших чтят как павших за Отечество.
Практически никто из ветеранов не рассказывал о том, что заградотряды расстреливали из пулеметов отступавшие войска. Напротив, многие строевые командиры утверждали, что сами, без всяких отрядов, расстреливали паникеров, чтобы остановить паническое бегство бойцов с поля боя. Бывало, что и солдаты стреляли в своих командиров-паникеров. Это, кстати, было и в других армиях мира.
Были ошибки? Были. Но не стоит думать, что солдатская жизнь «ничто». В архивных списках потерь есть списки безвинно застреленных своими командирами. В последней графе практически у всех запись: «Командир предан суду военного трибунала. Приговорен к расстрелу». Так что расстрел был вынужденной и крайней мерой, иначе за солдатскую жизнь можно было ответить своей.
Теперь статистика. По данным на 10 октября 1941 г., особые отделы и заградотряды задержали 657364 человека, основная масса из которых — это отставшие, заблудившиеся или по другим причинам оказавшиеся в тылу. Поэтому из них арестовано только 25878 человек, а из арестованных расстреляны 10201 человек. Остальные вновь направлены на фронт. Заградотрядами были расстреляны полтора процента задержанных, т.е. в условиях тяжелейшего отступления по всему фронту высшей мере наказания были подвергнуты три человека из двухсот.
Летом 1942 г. ситуация на южном направлении сложилась катастрофическая. Вот как она оценена в знаменитом сталинском приказе №227 — «Ни шагу назад!», который стал символом заградотрядов и штрафбатов:
«После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 млн. населения, более 80 млн. пудов хлеба в год и более 10 млн. тонн металла в год. У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину». Это был рубеж, за которым поражение.
В сложившейся ситуации Сталин обвинил «трусов и паникеров», которые провоцировали своим примером остальных. «Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа из Москвы, покрыв свои знамена позором». Выход из сложившейся ситуации Сталин видел в усилении карательных мер — организации заградотрядов (уже существовавших на фронтах) и штрафных частей.
На 15 октября 1942 г. создано 193 армейских заградотряда. Они также получили право расстреливать паникеров и трусов, чтобы восстанавливать порядок и дисциплину. С 1 августа по 15 октября 1942 г. заградотряды задержали 140755 красноармейцев. Арестовали 3980 человек, из них расстреляли 1189 человек, остальные направлены в штрафные части. Больше всего арестов и задержаний было на Донском и Сталинградском фронтах. Куда бы делась эта масса людей, если ее вовремя не остановить?
Зачастую заградотряды становились вторым эшелоном обороны и сдерживали прорвавшегося противника и погибали в бою, как наш земляк Василий Васин.
К концу войны, когда бои велись на территории врага, заградотряды вообще переключились на борьбу с сопротивлением местных нацистов и ликвидацию оставшихся в тылу групп немецких солдат. Наступающей армии они уже были не нужны.
Павший в бою 5.12.42 старший сержант Васин был похоронен 500м южнее д.Пруды Сычевского района Смоленской области. Сейчас этой деревни нет. В 1954 г. в братскую могилу д.Аристово были перенесены останки погибших воинов и партизан из ближайших захоронений, в т.ч и д.Пруды. Всего, с учетом найденных в разные годы поисковиками более 2-х тысяч солдат и офицеров, там похоронено 6499 человек, из них известны только 1737 воинов. Нет в списках похороненных и Васина. Будем обращаться в местную администрацию с просьбой о его увековечивании на захоронении в д.Аристово.
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!