Гвардеец Ниточкин. Ошибки Книги памяти

В Книге памяти Московской обл. есть сведения, что 12 июля 1944 г. в Белоруссии погиб…

Гвардеец Ниточкин. Ошибки Книги памяти

В Книге памяти Московской обл. есть сведения, что 12 июля 1944 г. в Белоруссии погиб в бою сержант Ниточкин Алексей Иванович из Нового Села Раменского р-на, 1914 г.р. Похоронен в г.Мосты. Казалось бы, все о сержанте известно, но это ошибка, которые встречаются в Книге памяти.

 

В г.Мосты похоронен гвардии сержант Ниточкин из г.Раменское, 1923 г.р., командир отделения из 339-го гв. стрелкового полка, который действительно погиб 12 июля 44-го и был похоронен в 100м западнее д. Б.Озерки. Впоследствии перезахоронен в г. Мосты Гродненской обл. Такие сведения указаны в донесении о безвозвратных потерях 120-й гв. стрелковой дивизии.

В архивах есть информация и о Ниточкине из Нового Села, 1914 г.р., но красноармейце, шофере 87 пограничного полка. У него другая судьба.

Видимо, в Книге памяти смешались сведения о двух полных тезках из Раменского района и судьбу одного человека ошибочно приписали другому.

Боевой путь гв. сержанта Ниточкина подтверждают и наградные листы на две, пожалуй, самые уважаемые у бойцов награды — медаль «За отвагу» и Орден Славы. Знают ли родственники, за что их получил 21-летний парень из Раменского?

339-й гвардейский стрелковый полк, где служил Алексей, входил в состав 120-й гвардейской стрелковой дивизии, бывшей 308 стрелковой дивизии, сформированной в марте-июне 1942г. на базе Омского пехотного училища. Начальник училища полковник Гуртьев и стал ее командиром. Сам же полк — это бывший 351 стрелковый полк 308 дивизии.

Свой первый бой дивизия, а значит и полк, приняли северо-западнее Сталинграда в районе совхоза «Котлубань» в сентябре 42-го. Ниточкин был призван 4 февраля 42-го, а значит и свое участие в боях мог начать в этой дивизии под Сталинградом. С 1 октября 1942 г. в составе 62-й армии дивизия целый месяц держала оборону непосредственно в Сталинграде в районе завода «Баррикады». Видно пришлось Ниточкину хлебнуть в тех боях. Мало кто выживал в Сталинграде за такой срок. Хотя, конечно же, не могу утверждать, что Ниточкин не попал в дивизию лишь после вывода ее на пополнение.

Не хочу, устанавливая судьбу солдата, выдавать желаемое за действительное, поэтому и привожу здесь и возможные предположения, и причины для сомнений. Дело в том, что после месяца тех боев в полках оставалось по 50-60 человек. Дивизия была награждена орденом Красного Знамени, а все выжившие бойцы — медалью «За оборону Сталинграда». Документов о награждении Ниточкина этой медалью я не нашел, а значит можно предположить, что он не был в числе тех, вышедших из сталинградских боев. Но он мог быть ранен и на момент вывода дивизии из боев лежал в госпитале. Подтверждением тому может служить приказ о награждении Ниточкина медалью «За отвагу», где в описании подвига указано, что к 15.08.1943 г. он имел два тяжелых ранения. Одно могло быть сталинградским, но и это только предположение.

Документально подтвержденный этап его судьбы — награждение медалью «За отвагу». На момент его награждения дивизия уже стала гвардейской и нумерация полков сменилась. Из приказа по 339 гвардейскому полку 120 гвардейской стрелковой Рогачевской Краснознаменной дивизии от 17 мая 1944 г. №48/н:

«…наградить медалью «За отвагу»:

Наводчика ручного пулемета 5 стрелковой роты гвардии сержанта Ниточкина Алексея Ивановича за то, что он на Брянском фронте при овладении дер. Песочная 15.08.43 года огнем из ручного пулемета уничтожил до 10 гитлеровских солдат. Имеет два тяжелых ранения.

1923 года рождения, русский, б/парт., в Красную Армию призван: Раменским РВК, Московской области 4.02.42 г.».

Домашний адрес в копии приказа скрыт при обработке его работниками архива. К сожалению, таковы существующие требования.

Август 1943-го. Перелом в Курской битве или операции «Цитадель», как ее называли немцы, уже произошел, и советские войска развивали успех. 308 дивизия входила в состав 3 армии и занимала позиции севернее Курского выступа. Она прорвала сильно укрепленную линию обороны немцев в районе д. Измайлово и двинулась к Орлу. Это было началом операции «Кутузов». 5 августа город был наш. Для дивизии цена этой победы была дорогой еще и потому, что при штурме Орла погиб ее командир, генерал Гуртьев. Согласно некоторых источников, при неожиданном минометном обстреле наблюдательного пункта он заслонил собой командующего 3-й армией генерала Горбатова. Генералы тоже совершали подвиги в окопах.

Операция «Кутузов» завершилась 18 августа, на ее последнем этапе и совершил свой подвиг Алексей Ниточкин. Вот только награжден за него он был через 8 месяцев. Как сказано выше, к тому времени (23.9.1943 г.) дивизия стала 120-й гвардейской, а ее 351-й полк — 339-м гвардейским.

Дивизия входила в состав 41-го стрелкового корпуса 3-й армии. С конца сентября 1943 г. полк, где служил Ниточкин, участвовал в освобождении города Костюковичи, форсировал реки Проня и Сож, а 22.2.44 г. — Днепр, после чего в составе дивизии вел бой за город Рогачев. 120-я гв. дивизия за эти бои стала именоваться Рогачевской. В ходе Белорусской операции 1944г. полк участвовал в прорыве глубоко эшелонированной обороны противника северо-восточнее города Бобруйска. И здесь снова отличился наш земляк.

Из наградного листа от 29 июня 1944 г. на Ниточкина Алексея Ивановича, гвардии сержанта, командира отделения 5 стрелковой роты 339 гв. стрелкового полка, 1923 г.р., призванного Раменским РВК, на фронтах Отечественной войны с 18.08.42 г., имеет 2 ранения:

«Гвардии сержант Ниточкин в боях против немецких захватчиков проявил мужество и отвагу. При наступлении на д.Тихиничи 25.06.1944 г. первым со своим отделением ворвался в нее, уничтожил двух гитлеровцев и подавил огневую точку противника. На протяжении боев все время служил личным примером для бойцов своего отделения, взвода.

Достоин правительственной награды ордена Славы III степени».

Подписал представление командир полка гв. полковник Деменников.

Приказом по 120 гв. стрелковой дивизии №70/Н от 5 июля 1944 г. этим славным орденом Ниточкин награжден.

Вот как описывал те бои его однополчанин по 339-му полку пулеметчик К.К.Климов:

«Я воевал в составе 120-й гвардейской дивизии 339-го гвардейского полка. В 44-м, перед наступлением, нам раздали листовки с обращением Военного совета армии, в конце которого был призыв «Вперед к славе и победе!». Всю ночь позиции немцев бомбила наша авиация. Под этот грохот и шум саперы прокладывали проходы в минных полях и проволочных заграждениях для пехоты и артиллерии. На рассвете «заговорили» орудия и минометы. Взяли первую траншею, но за ней были минные поля. Пылали наши танки. Активизировалась немецкая артиллерия. Второй день также начался с 45-минутного артобстрела. Наконец прорвали оборону и продвинулись вперед на десять километров к д.Тихиничи. Окружавшее ее ржаное поле пулемет косил без устали… После ночного привала снова двинулись вперед — закрепиться, не дать врагу опомниться! С ходу форсировали реку Олу. Так начиналась для меня операция «Багратион».

( Продолжение следует.) 


Копии архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 46-50-330 Горбачев Александр Васильевич.

Все материалы по поиску без вести пропавших на сайте http://gorbachovav.my1.ru/ и http://www.ramspas.ru/

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее