29.04.2014 11:01
Между нами говоря, я не верю в то, что политический кризис в Украине можно решить мирным путем. И виноваты в этом отнюдь не США и уж тем более не Россия. Да даже и не «Правый сектор». Мне кажется, что ответственность за то, что происходит сейчас в Украине, должны нести все ее президенты.
Не те, что возглавляли украинское правительство в изгнании, начиная с Симона Петлюры, а те, что пришли к власти после распада СССР в 1991 г. Все они — Кравчук, Кучма, Ющенко и Янукович — планомерно вели страну к нынешнему политическому кризису.
Ни для кого не секрет, что после решения Переяславской рады в 1654 г. Украина де-факто стала частью Российского государства и, собственно, до 1991 г. ею и оставалась. Но это касается, прежде всего, ее восточной части, население которой всегда тяготело к православию и очень не хотело оставаться под властью католической Речи Посполитой. Западная Украина, где в большинстве своем проживали католики, не шибко стремилась в российское подданство, предпочитая польско-литовский протекторат. Польша и Литва после заката могущества Речи Посполитой сами превратились не в ахти какие самостоятельные государства и несколько веков болтались в исторической проруби от одной кромки к другой, мечтая о самостийности, причем вместе с Западной Украиной. И при этом любые попытки России распространить на них свое влияние там всегда рассматривались как агрессия.
Стоит ли удивляться тому, что не было предела ликованию в Западной Украине, когда Михаил Сергеевич к 1991 г. окончательно развалил СССР, и столь вожделенная самостийность сама свалилась к ним на голову. И если на востоке Украины люди, прожившие в России триста лет, особенно этим не заморачивались и продолжали спокойно работать, то ошалевшие от счастья западники бодро кинулись в политику. И беда в том, что не нашлось среди всех президентов новоявленной Украины человека, который остудил бы их пыл. Наоборот, для них был создан режим наибольшего благоприятствования, как для людей, страдающих комплексом исторической неполноценности. И ребята с западных областей Украины этим очень хорошо воспользовались, воскресили тени Пелюры и Бандеры, уговорив власти объявить их национальными героями. Власть смотрела на это сквозь пальцы. Биографии новоиспеченных героев изучали в школе, где в учебниках Россия из союзника превращалась во врага. В Западной Украине это ни для кого не стало новостью. Они исторически недолюбливали русских. Хотя винить Россию за то, что сами в XVIIв. облажались, сделав не ту ставку, по меньшей мере, глупо.
Тем не менее, двадцать с лишним лет дети ВСЕЙ Украины учились по учебникам, написанным прозападными авторами. И для нынешнего поколения украинцев Степан Бандера не фашистский прихвостень, а романтический герой, как Овод для Павки Корчагина, как маршал Жуков или Александр Покрышкин для любого российского школьника. Поэтому в «Правом секторе» так много молодежи. Да, из восточных областей их меньше, там еще велико влияние родителей, которые понимают, откуда ветер дует. Но против государственной идеологии, которая поддерживается на самом высоком уровне, не очень-то и попрешь. А потому есть и на Востоке довольно значительный слой молодых людей, которые искренне верят в идеалы Бандеры и для которых Россия — враг номер один. Так что нынешний конфликт в Украине очень похож на конфликт отцов и детей. А это едва ли не самое страшное, что может случиться в семье или в стране. Конфликт людей, искренне верящих в свою правоту. Мирно его разрешить практически невозможно. И спровоцировали его своим бездействием все руководители этого государства, стоявшие у власти последние двадцать лет.
К чему я все это? Наверное, к тому, что нельзя бесконечно переписывать свою историю и кидаться из крайности в крайность. Не стоит гоняться за дешевыми разоблачениями, не стоит ворошить тени ушедших, будь то герои или совсем наоборот. Какую цель преследовал один депутат-единоросс, когда утверждал недавно, что Виктор Цой пел песни по заказу ЦРУ, а тексты ему писали профессионалы из Голливуда? Для меня и для миллионов россиян – это полный бред. Но не исключено, что наши дети могут в это поверить. И тогда неизбежен еще один конфликт отцов и детей. Масштаб, конечно, не тот, что в Украине. Но, тем не менее, оно нам это в России надо? Но это только между нами.
Вячеслав Щедрин
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!