Робототехника: чем раньше, тем лучше

Одним из приоритетных направлений развития в детском саду №15 является робототехника и конструирование Ребенок —…

Одним из приоритетных направлений развития в детском саду №15 является робототехника и конструирование

Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки через техническое конструирование реализуются особенно быстро. Становление познания дошкольников в процессе технического конструирования эффективно. Оно полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям.

Робототехника в будущем будет все больше проникать в повседневную жизнь обычного человека. Как подготовить подрастающее поколение к этим изменениям, выработать у них правильное отношение к проблеме, ознакомить с принципами и правилами функционирования роботов? Ответ один: давайте заниматься робототехникой и чем раньше, тем лучше.

Ольга Гарбузова

Детский сад №15 г.Раменское расположен в микрорайоне Холодово. Его посещают порядка 300 воспитанников. Детский сад является одним из первых в Раменском округе, где проходят систематические занятия по робототехнике и конструированию. О том, чему обучаются ребята, рассказывает заведующая детским садом №15 Ольга Гарбузова.

— Ольга Викторовна, конструирование и робототехника — это довольно сложный вид деятельности, как он вводится в обучающий курс?

— Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на развитие конструктивного мышления и мелкой моторики, то теперь в соответствии с современными стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводится с детьми всех возрастов в доступной игровой форме, от простого к сложному. От кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые образовательные конструкторы.

— Что такое современный образовательный конструктор?

— Образовательные конструкторы — многофункциональное оборудование, которое можно использовать для речевого, художественно-эстетического, физического, социально-коммуникативного и познавательного развития ребенка.

Во-первых, конструктор должен стремиться к бесконечности, то есть предлагать такое количество вариантов конструирования, которое только способен придумать педагог и ребенок. Он не должен ограничивать воображение.

Во-вторых, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая, как правило, обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора, делающими конструирование разнообразным и в перспективе сложным.

В-третьих, набор для конструирования должен входить в линейку конструкторов, обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором в зависимости от возраста детей и задач конструирования.

В-четвертых, нести полноценную смысловую нагрузку из деталей конструктора. В результате чего дети демонстрируют степень освоенности ими знания и предметно-чувственного опыта.

Отвечающий этим критериям конструктор способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным и полноценным развитием ребенка. С одной стороны ребенок увлечен творческой познавательной игрой, с другой — применение новой формы игры способствует всестороннему развитию ребенка в соответствии с образовательной программой.

-В чем польза и привлекательность конструирования и робототехники на ваш взгляд?

 — Это направление инновационное, тем самым и привлекает и детей и родителей. Это отличная возможность ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду привлечь детей дошкольного возраста к техническому творчеству.

Конструирование и робототехника привлекательны еще и тем, что одно оборудование может использоваться во всех возрастных группах детского сада, меняются только задачи и цели в соответствии с возрастом.

В России для детей предлагается целый спектр знаний, но, к сожалению, крайне мало представлено такое направление, как робототехника, а ведь за этой технологией большое будущее. Очень актуальна она и для Московской области, как промышленного региона.

— С какими конструкторами и обучающими программами вы работаете?

— С сентября 2016 г. мы ввели новую технологию «Робототехника» по адаптированной к нашему детскому саду программе «Конструирование и робототехника для старших дошкольников», которую разработали наши педагоги. Мы используем конструкторы Технолаб и логороботов «Пчелка Bee-bot» для детей старшего дошкольного возраста. Обучающей базой являются наборы конструкторов Технолаб (предварительный уровень). Программа рассчитана на два года.

— Как проходят занятия с роботами?

— Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью до 30 минут. Ребята работают в подгруппах по два человека или индивидуально. Процесс работы по одной теме поделили на три части: познание (сведения о модели), конструирование, обыгрывание модели с рефлексией. Каждое занятие мы начинаем с приветствия робота. Именно эта игрушка помогает нам подвести детей к теме занятия, создать проблемную ситуацию, например, «Робот хочет отправиться на прогулку». Занимаясь конструированием, наши воспитанники изучают принципы работы простых механизмов, схемы сборки «умных игрушек», учатся работать руками. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки. Так как ребенок действует двумя руками, то и работают у него оба полушария сразу, что сказывается на его всестороннем развитии. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, знакомится со временем.

При этом мы поощряем детей проговаривать размер, величину, количество, цвет, названия деталей, датчиков, называть способы их соединения. После сборки обсуждаем назначение той или иной конструкции и как она может помочь человеку в решении тех или иных задач. Когда дети начинают действовать со схемами, конструировать по схеме, они придумывают каждый шаг, учатся планировать свою деятельность, ставить цели, задачи, добиваться в итоге результатов.

Любой признанный и оцененный успех приводит к тому, что ребенок становится более уверенным в себе, поэтому дети приглашают своих родителей в группу и эмоционально, с восторгом рассказывают о собранной игрушке.

— Какие практические результаты вы уже получили?

— Опыт показал, что робототехника дает широкие возможности для развития ребенка-дошкольника. В конце учебного года уже виден результат. Занятия по робототехнике оказывали на ребенка глубокое эмоциональное воздействие, побуждали к высказыванию, помогали воспроизводить полученные знания и представления в своем воображении, способствовали развитию воображения (можно изменить игрушку, добавляя детали). В ходе занятий повышалась коммуникативная активность каждого ребенка, формировались умения работать в паре, в группе, происходило развитие творческих способностей. Дети стремились соблюдать технику безопасности при конструировании, следили за порядком на своем рабочем месте, чтобы все детали лежали в контейнере.

— Конструирование — процесс увлекательный и для взрослых. Родители участвуют в этой деятельности вместе с детьми?

— Внутри детского сада в 2017-2019 гг. проходили выставки поделок «Мой первый робот», на которых проявляли свое творчество и дети, и родители. До пандемии для родителей проводились мастер-классы по сборке робототехнических моделей. Это очень понравилось родителям. Надеемся, что в скором времени возобновим ее.

— В каких мероприятиях детский сад №15 представлял свой опыт?

— Внедряя образовательную робототехнику в процесс обучения и воспитания детей, мы участвуем в муниципальных и региональных конкурсах и фестивалях. Пять лет подряд, с 2017 г., являемся участниками регионального фестиваля по робототехнике «Роботема» по разным номинациям. В конкурсе «Юные машиностроители» защищали проект «Чистый город», участвовали в творческом конкурсе с проектом «Веселая карусель». Также в ноябре 2018 г. наши воспитанники участвовали в районной робототехнической квест-игре «Роботемка» в Раменской гимназии №2, с которой мы взаимодействуем по данному направлению.

Мы надеемся, что в рамках обмена опытом между дошкольными учреждениями Раменского округа, которые как и мы будут внедрять программу по робототехнике, будет организован свой фестиваль. А в 2019 г. уже был организован муниципальный детский конкурс поделок «Робот Самоделкин», где наша работа «Робот — огородник» выиграла гран-при. Так же свой опыт мы транслируем в СМИ, принимали участие с данным проектом в Региональной инновационной площадке Московской области и в Ежегодной премии губернатора «Наше Подмосковье». Наши публикации и видеоролики из опыта работы можно найти на сайте детского сада.

Яна ГАРБУЗОВА

Фото из архива детского сада №15 г.Раменское

Поделиться:

Просмотров: 1

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее