А.В.Горбачев: «Нужно верить в успех»

Спасатели — люди сильной натуры, твердых взглядов на жизнь, патриоты своего дела. Их призвание —…

А.В.Горбачев: «Нужно верить в успех»

Спасатели — люди сильной натуры, твердых взглядов на жизнь, патриоты своего дела. Их призвание — избавлять нас от последствий нашей безалаберности. Какая еще работа может быть столь почетной в мире, названном сообществом ученых «миром техногенных катастроф»? Персона этого номера — руководитель Раменской службы спасения и антикризисного реагирования Александр Васильевич Горбачев поведал нам о гранях своей героической профессии.

Фото Николая Митрофанова

— Александр Васильевич, расскажите, пожалуйста, об истории службы спасения в Раменском. Как она появилась у нас в городе?

— РамСпас — муниципальная служба. Она появилась по инициативе А.Ф.Бусыгина — в то время начальника управления МЧС России по Раменскому району. Он долго вынашивал идею этой службы и в 2005 году предложил мне ее создать и возглавить. Я к тому времени ушел в запас из центрального аппарата МЧС России, а поскольку у меня была в Раменском квартира, переехал сюда жить. В 2006 году написали концепцию создания этой службы, приступили к реализации, подготовили документы, зарегистрировали, заложили деньги, а с 1 января 2007 года она начала свою работу. 1 апреля 2007 года заступили на смену первые оперативные дежурные и спасатели. На тот момент у нас еще не было своих аварийно-спасательных машин, мы хотели заказать хорошие машины на базе Фольксвагена, поставка таких машин — длительный процесс. Московская областная служба спасения выделила нам на первое время одну из машин, на которой мы и выезжали на ЧС.

— Сложно переоценить значение службы спасения в нашем районе. Почему она появилась только в 2007 году?

— На тот момент в Раменском действовало управление МЧС России по Раменскому району. Дело в том, что произошло перераспределение полномочий по уровням. Федеральный уровень передал полномочия по защите населения и территорий непосредственно территориям. Тогда же было сокращено Управление, то есть отвечать за защиту населения от чрезвычайных ситуаций стали местные органы власти, в зоне полномочий которых живут люди. Создание РамСпаса — это, собственно говоря, реализация местными органами власти, в частности, администрацией Раменского муниципального района, своих полномочий по защите населения и территорий — раз она за это отвечает, то вкладывает деньги и создает эту службу.

— Насколько эффективно создание территориальной службы по сравнению с федеральной? По идее, это ускоряет процесс помощи в ЧС?

— Сама система спасения людей в чрезвычайных ситуациях предусматривает силы, которые экстренно реагируют и находятся максимально близко к возможным местам ЧС, но это практически вся территория района. Задача таких служб — до трех часов провести аварийно-спасательные работы, эвакуацию населения, особенно в непригодных для дыхания условиях задымления, химических испарений. У муниципальной службы спасения нет тяжелой инженерной техники, не предусматриваются некоторые специалисты, которые имеются в службах областных и федеральных. Наша задача — спасение людей на начальной стадии ликвидации ЧС. Далее по уровню каждый выполняет свою задачу. Если ЧС требует привлечения более мощных сил, тогда уже решение принимают областные структуры. Может привлекаться инженерная техника, как например, в случае взрыва газа в жилом доме в Бронницах в сентябре прошлого года. Такое распределение сил помогает наиболее эффективно реагировать на ЧС. Кстати, нельзя не отметить, что Московская областная противопожарно-спасательная служба в России, пожалуй, самая мощная.

— Наверное, этому во многом способствует мощная поддержка…

— Наш район характеризует то, что он разделен на две части Москва-рекой. Пересечь ее можно только в определенных местах, а значит, при наличии наших пробок, попасть нам с этой части района на другую его часть бывает достаточно проблематично. Но параллельно с нами работает областная пожарно-спасательная часть, которая находится в Ульянино, с другой стороны Москва-реки. Между нами есть документально оформленная договоренность, что первоочередные выезды с той стороны реки выполняют областные спасатели, с этой стороны (а она наиболее густонаселенная) выезжаем первыми мы. Если нам требуется помощь областных спасателей, то мы приступаем к работе, а они быстро подъезжают, либо наоборот. Так происходило, когда был взрыв газа в Бронницах. Бронницы — не наша территория, но ситуация требовала быстрого привлечения больших сил. Там начали работать областные спасатели, а мы к ним подключились. Поэтому деление между нами недопустимо, мы можем только дополнять друг друга. Областные спасатели могут привлекаться на мероприятия областного плана, и тогда мы договариваемся, что РамСпас перекрывает всю территорию, и наоборот. Но зоной ответственности РамСпас остается весь район, и на некоторые вызовы реагируем только мы.

— Ваша работа состоит из множества видов деятельности. Чем еще вы занимаетесь помимо спасения людей в авариях, ЧС?

— Я убежден, что муниципальная служба спасения как раз и должна характеризоваться различными видами деятельности. Задача защиты населения и территорий — комплексная. Нет смысла создавать по разным полномочиям отдельное подразделение. Создается одна служба, в ее обязанности входят аварийно-спасательные работы, мониторинг и прочее. У нас создана служба экстренной психологической помощи, она работает на телефоне доверия 465-03-32 круглосуточно, анонимно и бесплатно. При необходимости психолог выезжает со спасателями для оказания помощи пострадавшим на месте ЧС. Так было в Бронницах при взрыве газа. Выезжали и в Жуковский на угрозу суицида, справились.

Эта служба создавалась с большой помощью Центра экстренной психологической помощи МЧС России, которую возглавляет Ю.С.Шойгу. Когда у нас возникла мысль создавать такую службу, я обратился к ней, она пригласила приехать. Отбор психологов производили ее сотрудники. Они брали анкеты тех, которые просились на работу к ним, плюс мы дали резюме тех, кто приходил устраиваться на работу к нам. Провели тестирование по своим методикам. На последнем тестировании по способности работать на телефоне нашу потребность в сотрудниках превышал один человек. Последний человек отсеялся, говорят, девушка плакала, очень хотела попасть в нашу службу. У нас работают и москвичи, и люди из других городов, в этом плане люди едут не в Москву, а к нам. С самого начала мы подходили к созданию службы психологической помощи с большими требованиями и поддерживаем их до сих пор. У нас есть свои правила этического и профессионального характера. Например, никакая ситуация обсуждаться не должна не только с другими сотрудниками службы (кроме психологов), но и особенно в общественном транспорте, дома. Это жесткое требование, оговоренное в трудовом договоре, в случае его нарушения психолог знает, что он будет уволен. Иногда психологи косвенно или напрямую могут узнать о тревожной ситуации или даже о преступлении. По правилам, мы не можем скрывать преступления, несмотря ни на какие этические нормы. Когда спасатели выезжают по вызовам и видят запущенных детей или пожилых людей, они пишут на меня докладную, и мы обязательно извещаем социальные службы.

У нас работает дежурно-диспетчерская служба. Первоначально РамСпас создавалась как районная служба, но в связи с изменением в законодательстве с 2010 года начала работать как городская служба спасения. У нас также заключены договоры об обслуживании со всеми поселениями на территории Раменского района. Тогда мы были единственной службой, которая могла взять на себя функции единой дежурно-диспетчерской службы района, сейчас ЕДДС создана в Раменском центре гражданской защиты. РамСпас имеет автоматизированную систему, позволяющую организовывать комплексное реагирование. В этом случае оповещение экстренных служб «01», «02», «03» происходит за 1,5 минуты, а в обычном телефонном режиме эта же процедура занимает 10-12 минут. Это существенное сокращение времени. С 2012 г. начнем эту систему запускать. До 2017 года страна должна перейти на единый экстренный номер 112. Будут отменены все номера, начинающиеся на ноль, вместо них будет действовать 112. По этому номеру должны ответить в единой дежурно-диспетчерской службе. Человек набирает 112, в мобильном телефоне даже необязательно иметь для этого сим-карту, и попадает в ближайшую ЕДДС. Там его звонок переадресовывают либо в одну из нужных служб, либо на оперативного дежурного, когда необходима комплексная помощь. Согласно прежним документам перейти на эту систему предполагалось к концу 2012 года. Теперь вышло новое постановление о завершении работ в 2017 г. Всего лишь повторю то, что сказал вице-премьер Сергей Иванов на правительственном заседании: «К сожалению, введение системы 112 провалено». Переход на эту систему без должной готовности мог вызвать коллапс — люди не могли бы дозвониться ни в скорую, ни в полицию. Чиновники нашли мужество признать, что программа провалилась и назначить новый срок.

— Это была ваша инициатива собирать информацию о пропавших в войну земляках?

— Да, поначалу я просто искал своего деда. Один мой дед прошел все войны — финскую, Великую Отечественную и японскую, он был кадровым офицером, подполковником. А второй был призван в сентябре 43-го, а в декабре пропал без вести. Его односельчане, призванные из этой же деревни и вернувшиеся домой, рассказывали отцу, что они были где-то в Белоруссии, толком даже не знали где именно. Были очень сильные бои, многие части перемешались. И дед пропал. Когда появились сайты Министерства обороны «Мемориал», «Подвиг народа», я стал искать на них информацию по деду и обнаружил, что есть форумы, где общаются люди, имеющие огромный опыт в поиске пропавших без вести, они могут помочь расшифровать карту пленного, написанную на немецком языке, уточнить на местах многие вопросы. Я узнал, что дед погиб в Белоруссии, в поселке Паричи, связался с этим поселком, там эту работу ведет Виктор Мураль, он нашел информацию уже о тысяче людей, погибших в этих местах, занимается их увековечиванием, вносит в списки. Когда я распечатал карту и показал точное место гибели деда, отец час сидел над этой картой как каменный и просто смотрел на нее. Мой отец в 83 года поехал на могилу своего отца в Паричи, его там радушно приняли, разместили, проводили к захоронению, и я видел, насколько отцу важно знать, где умер его отец, просто видеть это место. Попробовав, я решил, что можно продолжить заниматься поиском пропавших, помочь другим, кто ищет своих родных. Попросил у раменского военкомата сведения о пропавших без вести и мне выдали два тома Книги памяти, таких там более четверти. Я попробовал искать, стал находить документы, заинтересовался. Я не мистик, но иногда у меня появляется ощущение, что кто-то сверху дал мне это в руки. Нашел, к примеру, сведения о лейтенанте Маслове, который служил в минометной батарее под Новгородом, и параллельно нахожу воспоминания офицера, служившего с Масловым в одной батарее, и он описывает бой, в котором Маслов погиб. Или что-то заставляет меня искать сведения о солдате, у которого в Книге памяти указаны и дата гибели и место захоронения. Выясняется, что по документам он погиб два раза и числится захороненным в двух могилах на расстоянии в 300 км. Сейчас материалы поиска размещаются на сайте, посвященном пропавшим без вести и погибшим. В месяц в среднем полторы тысячи посещений. Недавно посмотрел статистику и удивился: на сайт заходят люди не только из бывших советских республик — Украины, Белоруссии, Казахстана, но и из Польши, Литвы, Германии, Италии, Франции, Финляндии, Вьетнами, Новой Гвинеи, Исландии, США, всего из 18 стран. Видимо, люди набирают в поиске «Раменский район», ищут своих родственников и потом заходят повторно, значит, эта тема их интересует.

В мае планируется перезахоронение останков младшего лейтенанта Денисова, командира взвода пешей разведки. Он погиб в Погосте, где 2-я Ударная армия Власова попала в окружение, а со стороны Ленинградского и Волховского фронтов была попытка пробиться к ней на соединение, но она не удалась. Было очень много погибших, их не убирали с полей, они продолжали лежать там непогребенными. Большая удача, что останки лейтенанта поисковики из Набережных Челнов нашли, и он почти через 70 лет может вернуться в родную землю. Администрация Кузнецовского поселения занимается сейчас вопросом организации перезахоронения.

— Скажите, пожалуйста, как и почему вы стали спасателем?

— Много лет я прослужил в Советской армии, потом перешел в центральный аппарат МЧС России заместителем главного метролога министерства, там прослужил 7 с половиной лет и затем ушел в запас. Собирался заниматься тепловидением и, скорее, в коммерческом плане. Но предложение А.Ф.Бусыгина заняться созданием Раменской службы спасения меня заинтересовало больше, тем более что я уже тогда понял, что тепловидение можно применить более широко и полезно для большого количества людей. Стимулы такого рода для меня очень важны. А все о службах спасения мы с нынешним советником главы Раменского района А.Ф.Бусыгиным сначала в течение полутора лет досконально изучили и потом уже стали службу создавать.

— Кто для вас является примером в работе и жизни?

— Я в армии закончил службу в должности заместителя командира части. Командиром части был полковник Михаил Викторович Казаков. Мне нравилось с ним работать, потому что он всегда ставил задачи заведомо, казалось бы, невыполнимые. На мои возражения, что это ведь физически невозможно сделать, он говорил: «А ты сделай». Я ехал, делал и с удивлением обнаруживал, что почти решил или решил эту задачу. А в принципе, командир именно такой результат и ожидал. Когда ставится более высокая планка, добиваешься того, что в итоге нужно. Он требовал, чтобы никогда я не исходил из сомнения «так все равно откажут». Нужно верить в успех. Времена были сложные, наша часть существовала на крохах, приходилось общаться с коммерсантами. И он посылал просить, договариваться, я думал, кто вообще будет со мной разговаривать по этому поводу? Он говорил: «Ты езжай и делай». Едешь и узнаешь, что люди-то тебя слышат и понимают. Создавая РамСпас, я исходил из опыта, который перенял от своего командира. Благодаря ему я понял: если хочешь проблему решить — просто решай, бейся, верь в успех сам. Ведь, например, где спасатели и где тепловизор? Что их может объединять? Но были уверены в том, что это нужно и это должны делать мы. И нас услышали. В первую очередь высокую планку нужно ставить для себя. Не лениться и не ждать, не раздувать щеки, а учиться всегда, даже у подчиненных, и все получится.

 Ольга Гарина

Адрес сайта в память о погибших и пропавших без вести жителях Раменского района http://gorbachovav.my1.ru/

 

Поделиться:

Просмотров: 237

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее