Алла Васильевна Кукса: «Если Бог дал тебе голос – пой»

Знакомство с некоторыми людьми – воистину нечаянная радость, большая удача и счастливый билет. В них…

Алла Васильевна Кукса

Знакомство с некоторыми людьми – воистину нечаянная радость, большая удача и счастливый билет. В них вдохновляет и восхищает всё: биография, отношение к жизни, редчайший творческий дар. Каждый раз они открываются нам и, подобно бриллиантам, сияют новыми и новыми гранями личности, души, профессионализма.

И такой человек – Алла Васильевна Кукса, основатель, вдохновитель и бессменный художественный руководитель детской певческой капеллы в ДК «Победа» в поселке Удельная Раменского района Московской области.

Дитя войны

27 июня 1941 года, Могилев. Обстрел Днепра. Беременная женщина бежит по мосту, спасаясь от пуль. Падает, начинаются схватки. Вскоре на свет появляется семимесячная девочка. Алла. Родиться и выжить в военное время – чудо. И это чудо должно было произойти, потому что так задумано свыше.

На детство Аллы Васильевны выпало немало испытаний: жизнь в белорусских партизанских отрядах, голод и холод войны, детский дом… Но через все эти годы красной нитью тянутся ее воспоминания о светлых и добрых людях, которые были рядом. Когда совсем близко грохотали снаряды, когда в каждом новом дне поджидала смерть, люди держались вместе.

«Я родилась в семье врача и военного. Мама – Мария Максимовна Филиппович, отец – Василий Борисович Коноплев. И дед был врачом, и мама стала врачом. Дед был профессором по биологии, в Москве работал. Вообще он был вспыльчивым по характеру. Во время войны наши родственники ушли в партизаны».

«Я родилась раньше срока, семимесячная.. Дед сказал: «Отправляйтесь! Здесь оставаться нельзя». Мы ушли в партизанский отряд: я с мамой и Ольга Петровна с ее мамой..»

«Если бы тогда не ушли в отряд, то нас бы или вывезли, или пропали, а так это нас, маленьких, спасло».

«Ближе к окончанию войны шло соединение регулярных войск. И весь этот балласт раненых, детей – всех надо было обслуживать. Шли военные действия, и было опасно, а почему нас отправили в детский дом».

Из воспоминаний Аллы Васильевны

Народ был одним духом под гнетом общей беды. Иначе – не выжить! Одним из значимых людей в жизни маленькой Аллы стал отец Константин. Он помогал организовать снабжение партизанского отряда, помогал с укреплением, обменом советских пленных. И после войны она часто бывала в храме у отца Константина.

«…Это был самый любимый батюшка, мы его звали Боженька. Ходили в храм… Куда? – К Боженьке. – Не Боженька, а батюшка. И все ходили на исповедь. <…> На Нюрнбергском процессе официально представителем Белоруссии он выступил. Его видно: авторитет, его популярность. Вот для меня он как бы продолжает эту линию – вера в бога и служение людям».

Из воспоминаний Аллы Васильевны

Встреча патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Июнь, 2000 год.

Жизнь в музыке: начало

Девочка впитывала звуки музыки с детства. После войны, когда люди учились жить заново, в старинный театр в центре Могилева привозили спектакли, играли оркестры. Маленькая Алла там бывала.

 — А кто же вам привил интерес к музыке, Алла Васильевна?

 — Мама на гитаре играла и очень любила музыку. Нас в театр водили в Могилеве. В центр города спектакли привозили. В парке оркестр играл. И так всё лето музыканты ездили по городам Белоруссии.

 — Слушаю вас и вспоминаю песню «Мама». «Тихая моя, нежная моя..». Вы о чём думаете, когда дети её исполняют?

 -Да.. ты помнишь? – Перестань плакать!.. Да, тихая моя, нежная моя, она никогда не кричала и не ругала. Я не помню, чтобы нас наказывали. Уже не было дедушки, а он был очень требовательный. Помню, в 44-м году пришел немец и стал бабушке хамить и матом выругался. Та опешила. Дед лежал, у него рак желудка был. И потом, как он выругался матом! Типа, помолчи, раскомандовался. Немец такого никогда не слышал. А дед воевал в 1914 году и немецкий хорошо знал. В общем, немец его стукнул, и дед умер через несколько дней.

«…Белорусский народ, как и украинцы, голосистые… Мама пошла в партизанский отряд. Я потом спрашиваю: “Мама, а что ты взяла в партизанский отряд?” – “Патефон”. Значит, мама пошла в партизанский отряд с ребенком и патефоном! Мы слушали патефон всегда».

Из воспоминаний Аллы Васильевны

В детском доме у Аллы обнаружился абсолютный музыкальный слух. Природный дар. Она быстро запоминала и воспроизводила слова, мотивы – детские песенки, народные композиции, оперная классика. Еще до школы исполняла Арию Ленского. А когда пошла в первый класс, поступила и в музыкальную школу. Закончила класс фортепиано и впервые всерьез задумалась о дирижировании.

А когда вы первый раз выступили? Может, когда были в детском доме?

 — Вообще у нас это была одна из основ воспитания. Ты должен слушать. Например, идешь в гости. У тебя есть номер? – Да, спою Арию Ленского. У меня абсолютный слух, и я быстро запоминала. Это от природы. И не то, чтобы я пела детские песни или народные, мне нравились классические произведения в опере. Первый раз, наверно, после войны, но точно до школы. Вот я и внучку когда воспитывала, так строила: ты идешь в гости, и у тебя должен быть номер. Дело даже не в том, чтобы как-то выделиться, а чтобы быть интересным другим. Ты что-то можешь.. А если не можешь, то сиди дома (смеётся).

Школьные годы

«У нас была очень хорошая школа, там ещё мама в свое время училась. Директором была тогда Садовских Ольга Тимофеевна, учительница младших классов.. Это были учителя особой породы. Нас, детей, только на «вы» звали. И никто тебя не тыкал, если ты чего-то не знал. Учительница сама жила в этой школе. В одном из классов у нее была комната».

«Для меня это был пример ученичества. Заметь, «ученичество», не «учительство». Это была настоящая элита. Учились хорошо, литературу очень любила.Я даже не знаю, была ли музыка в программе, но совершенно точно помню, что в нашем классе музыка была. И с первого класса я пошла в музыкальную школу. Это был 1948 год. Там была Любовь АксентьевнаПлещинская. При училище была школа. Она преподавала и в училище и в школе. Я закончила класс фортепиано. А когда увидела дирижеров в концертах, мне очень захотелось пойти на дирижирование».

Из воспоминаний Аллы Васильевны

Профессиональное образование

Потомбыли музыкальное училище Мусоргского и минская консерватория, подарившая диплом дирижера. Правда, не хоровая специальность, а оркестр народных инструментов. Но еще в студенческую пору Алла Васильевна пробовала себя как хоровик: участвовала в организации хора с кубинскими студентами, посещала капеллу. Это было не только практикой, наработкой опыта, а делом, к которому тянулась душа.

«Музыкальное училище закончила в 1959 году.А после училища в консерваторию сразу поступила. Причем мне не дали даже пробовать в Москву. Человек из комиссии аттестационной забрал документы, потом мы в Минск приехали. Там я поступила в минскую консерваторию. Там был потрясающий дирижер – Виктор Владимирович Ровдо. Потрясающий педагог был. В консерватории училась с 1959 по 1964 годы».

Из воспоминаний Аллы Васильевны

Следующие восемь фотографий — последний концерт детской певческой капеллы в ДК «Победа» 30 октября 2010 года, участник капеллы Костя Блоцкий дарит художественному руководителю цветы в знак благодарности от коллектива

У вас наверняка были примеры. На кого вы хотели быть прохожей?

 — На Ровдо и на Дубровского. Потом я работала на одной кафедре с Виктором Павловичем Дубровским. Человек он был замечательный, гений..Такой интеллигентный, закончил Московскую консерваторию с золотой медалью как скрипач, потом как дирижер. Такой молчаливый, нельзя сказать, что робкий, но такой внутренне застенчивый. Не было нахальства в нем. Когда он выходил, поднимал руки, и больше не надо было говорить, глаза.. Теперь вот я смотрю на других: Плетнев, Гергиев меня покоряют. Ты не болтай, не объясняй, а покажи. В оркестре и в хоре так. Ты покажи, а мы сделаем. А ведь руками можно показать всё: ритмическую смену, характер звукоизвлечения.

Что вас привлекало в выбранной профессии?

 — Живой голос, звук, гармония, эмоциональность.. То, что все поют под руку дирижера. Ведь звучащее слово – это потрясающе! Хоров тогда было много. В школах пели.

Учитель и творец

После переезда из Белоруссии Алла Васильевна некоторое время проработала концертмейстером в музыкальном училище имени Гнесиных, после устроилась в Институт культуры (на тот момент Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ) – прим. автора) —  на оркестровое отделение. Там и проработала почти четверть века, пока не открылось новое отделение музыкального воспитания – хоровое. Здесь опытный специалист и талантливый педагог прослужил музыке еще два десятка лет, заслужив звание доцента.

«В институте я проработала почти 45 лет. Получается, с 1964-го года по 2009 год. Параллельно в капелле работала почти 20 лет».

Из воспоминаний Аллы Васильевны

Детская певческая капелла – гордость, отдушина и «душа» Аллы Васильевны Куксы – заработала в ДК «Победа» в 1991 году.

«…Началось всё с того, что подобралась группа единомышленников. Отец удельнинской церкви Владимир Бушуев стал нашим духовным пастырем. Композиторы Степан Соснин и Виктор Егоров, искусствовед Юрий Борисов, теоретики Галина Семенова, Татьяна Нефедова, режиссеры Владислав Воробьев, Сергей Афанасьев, позже ГурамАбесадзе. И два хороших концертмейстера – Дмитрий Степанович Луцив и Марианна Поливанова. Мы обошли все школы. Думали, чем заинтересовать школьников. Не все ведь будут петь, да и скучно только петь. Тогда мы решили сделать хоровой театр, чтобы можно было и петь и играть. Ребята пришли заинтересованные. У кого получалось пение – в хоровую группу; у кого получше, потом попали в сольную, а ребята, которых интересовала театральность, возможность играть, стали театральной группой».

Как развивать творческую деятельность и оставаться собой? Такой душевной, искренней, когда в обществе наблюдается вечное противостояние между искусством и деньгами, огромная пропасть всегда между любимым делом и возможностью его реализации.. Как остаться собой?

 — Вот тут Бог спас. Для меня это не было изначально путем заработка. Я работала в институте. Карьера – это по-другому. Ты ищешь больше-больше-больше. Арифметика. А если это интересно, то больше-то и нет. Или одно или другое. В капелле мы только потому получали помощь, что они видели, понимали, что детям помочь надо. Это и защита батюшек. Вот, например, Бушуев Владимир. Он с нами начинал, тогда был настоятелем церкви в Удельной. Потом отец Владимир стал помогать. Он в храмы нас приглашал. Официально он — наш основатель. Потом отец Павел был, но он — в  Ильинке. А еще наш отец — Виктор Шаповаленков, он до конца дней своих в Удельной прожил и всегда приглашал нас на службы в церковь в Удельной.

Из воспоминаний Аллы Васильевны

Лена Перчикова, Альбина, Шаехова, Светлана Перчикова, Катя Васильева во время выступления детской певческой капеллы

Любимое детище

Капелла выступила впервые перед тяжелобольными детьми в приютах, детских домах. «Мы сами пели и рыдали. Тяжело это видеть», вспоминала Алла Васильевна. Выступление показали по телевидению, их стали приглашать на фестивали, посвященные дням славянской письменности и культуры. Постепенно к коллективу пришла известность.

Капелла участвовала в областных выступлениях и международных фестивалях. Коллектив ребят занимал престижные места на тематических конкурсах и выезжал за границу. Было и то, что делалось во имя чего-то неосязаемого, но ощутимого внутри. Это выступления в детских домах и приютах для бездомных, перед трудными подростками.

«Мы пели в сложных детских хорах, выступали в Рязани и в Москве, пели на больших концертах с симфоническим оркестром, в монастырях и на площади. Это было красиво и такое живое общение. Там мы познакомились с детьми из приютов и воскресных школ, выступали перед делегацией Русской зарубежной церкви».

Из воспоминаний Аллы Васильевны

На Рождество Алла Васильевна традиционно ставила спектакли с песнопениями, колядками, капелла встречала патриарха Московского и всея Руси Алексия II (25 июня 2000 года). Благодаря поддержке РПЦ у педагога были ноты редких произведений, она буквально открыла их, доселе неизвестные, для зрителей.

Репертуар капеллы становился более разнообразным. Кроме народных песен, классики и современной музыки, появились сочинения литургического характера. Пели Д.С. Бортнянского «Слава Отцу и Сыну», С.А. Дегтярева «Днесь Христос», А.Архангельского, П.Г.Чеснокова «Ангел вопияше», «Свете тихий», С.Рахманинова «Тебе поем» и другие вещи, которые наиболее понятны детям, «Господь Просвещение» А.Никольского, киевские распевы и греческие, пасхальное — «Христос Анести».

«Мне хотелось разучить знаменные распевы. Там прихотливая ритмика, надо суметь уложиться. Вот, например, “Един Господь”. <…> Меня потрясло, что запомнилось очень быстро. Какая энергетика слова! А слово такое, как клятва. Я не стремилась объяснить сам смысл, больше хотела объяснить музыкантский смысл. Вот посмотрите, какая песня, какие слова четкие. “Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое!” Какой тут трус? Когда поешь – мужаешь! Или последние слова: “Аще восстанет на мя брань, на Него аз уповаю”. Вот это значит, помощь нужна. Там я был командиром, когда на меня трое напали. А тут на меня целое войско.. И я уже боюсь, Господи, пронеси мимо меня. У детей интуитивное сознание, они сердцем поняли. Такая интонация».

Из воспоминаний Аллы Васильевны

Конкурс в Серпухове. Выступление детской певческой капеллы

Помощь и поддержка

В 1993 году капеллу посетила делегация американских священнослужителей во главе с епископом Василием Родзянко. Он посмотрел, как дети занимаются, пообщался с коллективом и предложил поехать в Грецию. Тогда с поддержкой батюшек состоялась первая зарубежная поездка капеллы. Разместили коллектив в Афинах в заведении, где сестры милосердия ухаживают за престарелыми людьми: актерами, представителями древних дворянских родов.

«Помню, спустилась одна актриса, узнала, что приехал детский хор. Они рыдали. Мы там пели “Многолетие” и “Сергия Радонежского” часть спектакля поставили»

«Мы же когда приехали на Святую Землю, нас сразу к себе взяли монахини кипрских горных монастырей. Мы там ели, жили, не платили ничего.

Или приехали в Польшу на Международный фестиваль «Святый Боже». Стоим, суетимся, всех разобрали.. Вдруг к нам подходят. — Я вижу, что у Вас проблемы. Тут недалеко в Ястшембе-Здруй есть монастырь, будете там жить. Споете в Кракове, Варшаве, на конкурсе и там остановитесь.

Но что можно предложить? Мы не просили, тут же подошли к нам люди. А мы поехали в Польшу как раз впервые без отца Павла. И мы спели в храме, спели в монастырях.

А потом к нашим подошли: Где хотите выступить? Куда хотите поехать? А какой сделать подарок детям? – а сам держит поднос с деньгами. Я говорю: «Лучше не надо. Ну, как я с этим подносом детей одарю? Подарите лучше детям по крестику!»

Они: Ой! Как хорошо! — И каждому ребенку вручили серебряный такой или посеребренный крестик.

«Был у нас такой отец Павел из Ильинки. Он сказал: “Это у Вас поездка познавательная, а теперь надо делать поездку, вдохновляющую на будущее, и целенаправленную”, и мы поехали на Святую Землю. Посетили, Кипр Египет, поднимались на Синай. Эта поездка коллектив сплотила и вдохновила».

Из воспоминаний Аллы Васильевны

В капелле особое внимание уделяли концертному костюму. Первый в коллективе Аллы Васильевны был свободный, белый с золотым воротничком. Но капелла всегда выступала бесплатно. Как удавалось шить наряды и вообще?.. Помогали опять же.

«Никогда мы денег не брали. А потом батюшка говорил, вот вы, Алла Васильевна как талантливый педагог начнете брать деньги, и пропадет педагогический дар. Начнешь много денег брать – потеряешь голос. Вот поешь от души и всё..Покормили тебя в монастыре и хорошо. <…> В “Истории Византии” мне попалась картинка с византийским императором и императрицей. Вот это и есть наш знаменитый костюм белый с золотистой вышивкой. А я взяла и просто слямзила из книжки, перерисовала, пошла к портнихе. <…> Внесла 30 рублей, нам тридцать костюмов сшили.. – Церковь помогла. Это влияние отца Павла. Помню его разговор с солидным прихожанином. “Можешь помочь? Смотри, какие дети у нас? – Да. Хорошо пели. – Вот хотим съездить на Валаам. Помоги. – Ну ладно, батюшка, а сколько надо? – Батюшка: А сколько, Алла Васильевна, надо? – Нас тридцать пять, родителей еще человек десять”. И нас на Валаам поехало пятьдесят человек!»

Из воспоминаний Аллы Васильевны

Со временем многие кружки в ДК «Победа» стали платными. Но только не певческая капелла. Это была принципиальная позиция ее руководителя. Однако время неумолимо шло, и надо было уступать дорогу другим, молодым, перспективным.

30 октября 2010 года состоялся последний концерт детской певческой капеллы под руководством бессменного художественного руководителя. Алла Васильевна Куксапокинула  ДК «Победа».

Алла Васильевна с коллегами, среди которых ее знакомая поэтесса Нина Карташова, священник, Юлия Кузенкова и Павел Гавриченков, коллеги по ДК, художники, Ирина Брежнева

Бессмертие памяти

8 февраля 2021 года Аллы Васильевны Куксы не стало. Но человек жив, пока живет память о нем. Магией своего сердца, мелодией своей души Алла Васильевна притягивала таких же людей, как она сама: добрых, светлых и талантливых.

О том, какой она была, рассказывают близкие и родные, друзья и коллеги, ученики и их родители:

Самым маленьким участником интервью стал Ваня, внук Аллы Васильевны, на тот момент ему было всего шесть лет:

 — Ваня, ты знаешь, что у бабушки был хор, капелла? Что думаешь о капелле?

— Думаю, что бабушке надо туда вернуться.

Какая у тебя бабушка?

— Умная.. Музыкальная.

— Ваня, профессия для человека важна? Бабушка нашла себя в профессии?

— Да, очень важна.

= Ты, наверно, видел, что бабушка музыкой занимается. А сам не хочешь?

—  Сам хочу.. Иногда.

— За что ты любишь бабушку?

 — За то, что она добрая.

— На Новый год вы что-нибудь готовите с бабушкой?

—  да. Рисунки.

— Кем ты хочешь быть сейчас?

— Сейчас я хочу быть врачом и потом тоже.

 — Что бы ты рассказал о бабушке своим детям?

 — То, что она музыкальная, добрая.

 — Ты бы занимался музыкой со своими детьми?

 — Да.

Такой Алла Васильевна запомнилась Марии:

«…Безумно творческий, светлый человек, который всегда фонтанирует. У бабушки бывают периоды, когда некоторая опустошенность, некоторое разочарование, но это мимолетно. Если бабушке сказать, что сегодня концерт, она зажигается постоянно. Как она общается с другими людьми – это пример наипозитивнейшего человека. Она постоянно какая-то в своих мечтах, в творчестве, и бабушку без творчества я не представляю».

«…Кокетство какое-то ее, порыв, жизнерадостность, открытость. Я тоже пытаюсь иногда на нее равняться, и ее воспитание мне и дало большую базу. Сейчас я понимаю, что бабушка меня воспитала по-хорошему так. Концерты я сейчас посещаю, выставки, стараюсь пойти куда-нибудь, послушать, прочесть. С творчеством постоянно. Это все бабушка дала. Базу моего духовного становления – это да, это она».

«Бабушку я не совсем вижу без профессии <…> Для таких людей профессия нужна. Это те люди, которые связаны с учениками, т.е. с молодым поколением. Потому что понимают, что такие люди важны, они больше несут. Такие люди поэтому больше живут. <…> Потому что молодость душевная передается и на молодость физическую. Вот это вот настроение».

«Во-первых, сама манера преподавания, как бабушка что-то объясняла, как рассказывала, как нужно рот открыть, как прочувствовать, и все это с юмором было, потому что бабушка находила удивительные примеры. Так объяснит, такие слова подберет, что это всегда воспринималось с улыбкой».

Мария, внучка А.В.

«Дети <…> они на нее смотрели, как на “образ чистой красоты”, подражали ей. Она добрая очень, она очень образованная, у ней такая врожденная, на генетическом уровне интеллигентность. Вот это есть в ней».

«Хоровики, которых она воспитала, имеют ее манеру, дух, не скажешь, но все-таки они очень много от нее подчеркнули. Мир артистический тесен. На одних площадках, когда выступаем, тем более православные когда хоры, всегда встречаешься. Я даже слышу, кто учился у Аллы Васильевны».

Карташова Н. В., поэтесса, член Союза писателей России

”Инэтернум ин кардиностро, ин этернум ин карди эс”, – слышу, подходя к двери. Открываю дверь и вижу, что эти непонятные, почти магические слова поют дети. Возраст этих детей от 3 и до 16, они смирно стоят у стульев рядом с пианино, позади сидят родители, а за инструментом их руководитель совершает магическое действо, мастерски исполняя “Гимн Музыке” А. Калныньша, сл. Пурвса».

«Мы никогда не замечали ее возраста, она хорошо выглядела. Высокая вечерняя прическа, туфли, платье или костюм… естественная внешность… Она точно могла выйти в любой момент на сцену и выступить, мне кажется, когда бы ни попросили, и выглядела соответствующе».

«А ее руки… Их невозможно забыть. Руки передавали характер, настроение песни, в них настолько точно чувствовался каждый звук, который предстояло исполнить, каждая нота звучала после этого магического действа ее рук. Она сама играла на фортепиано, дирижировала на концертах, распевала хор, показывала, как надо петь – в ней одной было столько ролей».

Анна Демидова, участница капеллы

«Когда я пришел, <…> начал расспрашивать ребят, что это, как, что тут происходит, мне сказали, что здесь проходят занятия детской певческой православной капеллы и что преподаватель здесь очень хороший и добрый, зовут ее Алла Васильевна Кукса. В скором времени я сам в этом убедился. В самый первый день <…> Алла Васильевна уделила лично мне около часа времени после занятий, и она слушала меня, как я пою, что я делаю, давала мне дельные советы».

«Алла Васильевна вложила в меня частицу своей благородной души. Везде, где бы я ни был, все время вспоминаю то, чему она меня учила. Она учила не только нас музыке, она учила нас абсолютно всему. Она всегда рассказывала нам какие-то истории из жизни людей, например, Сергия Радонежского или Чичагова и вместе с нами радовалась. Когда у нас что-то не получалось, помогала нам во всем. Учила нас жизни».

«Меня заинтересовало в методике ее преподавания то, как она с нами общается: <…> не как учитель с учеником, а, можно сказать, на равных. Она объясняет нам все простым, доступным языком. То есть не так: надо взять соль мажор или соль минор, а все говорит простым русским языком. Мне нравится юмор в ее речи, она все время сочетает с этим юмором какие-то интересные факты, помогает нам встать в правильное русло, и не как это делают многие бабушки, дедушки или там родители, как-то нудным языком, а именно добрым, простым и понятным».

Костя Блоцкий, участник капеллы, в настоящее время – актер театра и кино

«Когда мы куда-то выезжали, она постоянно объясняла детям, что очень важно в настоящей жизни, как правильно себя вести, что – главная ценность, не всё решают деньги, как правильно соблюдать посты, что во время этих постов, как облагораживается человек, как его душа развивается, как его душа процветает, в общем, много интересного, как Костя сказал, из жизни людей интересных. То, что необходимо было детям знать, и к чему они должны стремиться».

«Алла Васильевна запомнилась ранимой, как, впрочем, все творческие люди, одухотворенной своими идеями, готовой рассматривать маленького человека как большую, известную личность».

Вера Захарова, мама Кости

«…Я иногда вожу с собой записи императрицы Александры Федоровны, там нашел такую фразу о том, что “влияние хороших женщин – это самая великая сила после милости Божией, которая формирует хороших мужчин”. Именно такое влияние все время на меня оказывает Алла Васильевна».

«Когда я попал в капеллу, я знал Аллу Васильевну как преподавателя учебного заведения. Но когда я попал в капеллу, я ее увидел в другом ракурсе. Абсолютно. О том, как она такие сложные вещи доносит детям. <…> Она брала такие вещи, сложные для детского восприятия. Но она как-то так преподносила потрясающе, что даже самые маленькие, они про Бога пели, глаза горели, всё. Это фантастика!»

«Она ко всем находит общий язык, кто бы перед ней не был. <…> И к детям, и ко взрослым. Уважением, почтение, доброжелательность. <…> Опять же вот прочитал из дневника Александры Федоровны: “Что отличает великих людей от ничтожных, что отличает талантливых от бездарных, что отличает, грубо говоря, порядочных от непорядочных? – Очень просто. Одно слово – энергия”. У Аллы Васильевны энергия просто потрясающая. Несломленная, несдавленная энергия творческой натуры, настоящего огромного музыканта».

Сергей Семенов, концертмейстер капеллы, в настоящее время – концертмейстер, композитор, пианист, ведущий авторских музыкальных проектов.

«Алла Васильевна – очень профессиональный человек, она – очень душевный человек. <…> Поскольку она много знала всего, она использовала разные методики работы с детьми, она очень любила детей, каждого ребенка индивидуально, она старалась найти исключительные черты его голоса, как-то развить их и преумножить. Она каждого ребенка старалась сделать солистом, и у нее это очень хорошо получалось. Каждый мог спеть сольную партию. <…> Я думаю, от личных качеств Аллы Васильевны многое здесь идет, потому что она как-то умела заинтересовать, умела своим стремлением к музыке, к исполнению она детей зажигала этим. И поэтому дети очень старались».

Елена Сазонтова, участница капеллы, в настоящее время – регент хора в храме Живоначальной Троицы пос. Удельная

«Я была не очень взрослая, наверное, лет 10-11. Я узнала через подружек, мы пришли на прослушивание, и меня взяли. <…> Алла Васильевна меня привлекала, во-первых, мне просто очень нравилось петь, во-вторых, она очень хорошо объясняла, старалась, мы повторяли. Очень внимательна была к тем, кто приходит, всегда рада была видеть».

«…Я помню это ощущение, когда ты поешь в церкви, и очень важно правильно, наверно, учиться петь. Мне всегда нравилось пение в церкви, особенно звучание, энергетика, обстановка, иконы и так далее».

«Для меня удовольствие смотреть, как она дирижирует, потому что она показывает напряжение, темп, ритм, который есть в произведении, последовательность действий, которые разворачиваются в произведении, – все это необходимо объединять. Это первое. Второе – когда ты смотришь, как дирижирует Алла Васильевна, прекрасно можно понять, о чем песня. Если это трагическая песня, то Алла Васильевна так страдает, дирижируя, что тебе это передается. Если это ликование и счастье, те подъемы, которые есть в песне, все это напряжение Алла Васильевна прекрасно передает».

Катя Васильева, участница капеллы

«Мне нравится ее именно вот такая творческая активность, в хорошем смысле напористость и то, что она умеет раскрывать. Она раскрывает образы, она объясняет каждое произведение <…> Она объясняет именно, какой должен быть звук именно по тембру, по силе, как именно нужно его пережить».

«Даже когда она дирижирует <…> она помогает, она всегда своим жестом руки заставляет тебя выкладываться, не просто там стоять открывать рот, петь какие-то звуки, а именно делать фразы, чтобы наполнялась музыка, чтобы она дышала».

«Не знаю, сколько было до этого всяких разных хоров, дирижеры, они просто выполняют качественно свою работу, но у них нет порой какой-то души. А у Аллы Васильевны: даже если ты не хочешь, она из тебя вытянет это всё».

Альбина Шаехова, участница капеллы, в настоящее время Альбина Хелави – оперная певица

Такой Аллу Васильевну знали. Такой запомнили. Такой она остается в нашей памяти и живет в наших сердцах. Вечно.

Постскриптум

***

Алла Васильевна, вы счастливый человек?

 — Видимо, да. Могла ведь не родиться. Могла в отряде загнуться: у меня было воспаление лёгких. У такой мамочки, красавицы, умницы (улыбается).

В чем счастье для вас?

 — Мне кажется, в служении делу. Вот это счастье. Старалась увлечь своих студентов и заразить этим. Вот Таня Артемьева. Была такая Татьяна, уехала в Мюнхен и сейчас в хоре поёт. Её родственник там руководит. А, может, настанет время, и она будет руководить. Мне хотелось заразить «микробиком» тех, кто был возле меня. Кутаков Алеша – мой студент. Закончил в моём классе институт культуры..

— Что бы вы сегодня хотели пожелать молодому поколению?

— Чтобы любили детей, заботились о них.. Помнили, что они — из русской певческой традиции. Чтобы эта традиция не исчезла. Чтобы не перехватили нас американцы… Чтобы не забыли, откуда мы родом, и все хорошее, воспринятое в капелле и в дружеском общении с людьми, несли дальше.

Авторы — Лиза Глум, Анна Демидова

(В статье впервые использованы материалыиз неопубликованных интервью с Аллой Васильевной, с её внуками, коллегами, учениками, взятые 10 лет назад).

Поделиться:

Просмотров: 266

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее