08.10.2014 09:39
Не напичкать ребенка информацией, а научить ее добывать и перерабатывать.
Учитель, как известно, он, как первая любовь, был у каждого. А значит, День учителя, хоть немножечко, но всенародный праздник. Так что остаться в стороне – просто невозможно. И мы не остались. Перед наступающим праздником с нами беседует Наталья Андреева, педагог из Удельной.
— Здравствуйте, Наталья Викторовна, прежде всего, хочется поздравить вас с наступающим профессиональным праздником. И поэтому сразу же первый вопрос ребром: учитель – это престижно или призвание?
— Учитель – это, безусловно, призвание. Призвание – это внутреннее влечение к какому-нибудь занятию, это дело жизни. Призвание у каждого человека своё. Оно есть, независимо от того, обучался ли он этому делу специально. Возможно, это дано природой. Можно получить профессию учителя, не имея призвания к этой работе. Например, человек успешно окончил педагогический институт, устроился в школу. Достаточно ли этого, чтобы стать учителем? Думаю, что только поработав в школе некоторое время, он сможет понять: его это призвание или нет. Если он почувствует в учительском каждодневном труде свое предназначение, то останется учителем, несмотря на все трудности этой профессии. А если поймет, что это не его дело, то в лучшем случае оставит эту работу, а в худшем случае — будет несчастлив сам и сделает несчастными своих учеников, поскольку не сможет дать им того, что дает настоящий учитель.
А вопрос престижа – это вопрос общественного мнения. К сожалению, сегодня это мнение об учительском труде не слишком высоко.
В идеале профессия учителя должна быть престижна, но идти в нее, а точнее — оставаться в ней, нужно по призванию.
— Стоит ли молодежи идти в педагогику?
— Стоит! У нашей страны должно быть великое будущее!
— Что лично вас привело в педагогику?
— Огромную роль в том, что я оказалась в школе, сыграла моя мама — учитель физики Евгения Максимовна Зотова. Ее педагогический стаж насчитывает более 50-ти лет. Она всегда учила своих учеников бороться за знания, помогала каждому поверить в свои возможности и силы, воспитывала организованность, самостоятельность, ответственность и дисциплину труда. Я с детства очень любила находиться рядом с ней и наблюдать, как она проверяет ученические тетради, готовит карточки с заданиями, подбирает материал к уроку, красиво пишет и оформляет планы занятий.
Мама была и моим учителем. Я помню ее уроки, на которых, объясняя трудные темы, она находила такие примеры и модели, что все сразу становилось понятным. А еще она очень редко ставила ученикам «двойки», всегда давала шанс исправиться. При этом говорила: «Главное научить, а не задавить». Эти воспоминания остались со мной навсегда. Но, как ни странно, именно мама, конечно, желая мне только лучшего, «отводила» меня от трудной и не всегда благодарной профессии, говоря: «Только не учителем!»
И я послушалась — стала инженером в области вычислительной техники и, как мне казалось, нашла себя в этой профессии. Не знаю, как сложилась бы моя инженерная деятельность в НИИ, но во времена «перестройки», пришлось задуматься о хлебе насущном. Так я и оказалась в Удельнинской гимназии, которую когда-то окончила, и мама стала уже моим наставником.
— В чем разница между нынешней и советской системой образования?
— Нынешняя система образования представляется мне более демократичной и слишком динамично развивающейся. Она требует иных подходов в обучении. Нужно не просто давать знания детям, а научить их учиться. Голодному лучше дать удочку и научить ловить рыбу, чем просто кормить его. В первом случае он будет сытым и трудолюбивым, а в другом — сытым и ленивым. Задача современного образования – не напичкать ребенка информацией, а научить ее добывать и перерабатывать.
— Ну, что же, на этой мажорной ноте мы прощаемся с вами, а я еще раз поздравляю всех учителей страны с их профессиональным праздником.
Евгений Щедрин
Фото из архива Н.В.Андреевой
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!