Старший лейтенант полиции, участковый уполномоченный Гжельского отделения полиции Игорь Рябушкин пошел по стопам отца. Вот уже несколько лет он служит в органах внутренних дел РФ. И гордится, что выбрал эту профессию.

Все начинается с общения

Наше знакомство с Игорем Рябушкиным состоялось незадолго до профессионального праздника, который в ноябре отмечают все участковые уполномоченные полиции. Игорь занимает эту должность с 2018 года.

— Просто у меня было желание работать в органах внутренних дел, — говорит участковый. – После университета получил юридическое образование и решил, что самое оптимальное будет пойти работать именно в структуру МВД.

— Слышала, что самые ценные кадры вырастают из ППС, — с видом знатока утверждаю я.

— Я изначально и был в патрульно-постовой службе, — подхватывает Игорь. – А после мне предложили должность участкового уполномоченного полиции.

Вот уже шесть лет он служит в Гжельском отделении полиции. С виду – человек молодой, хотя заметно, что работу свою знает, любит, говорит о ней, как в «Горе от ума» у Грибоедова «с чувством, с толком, с расстановкой».

Спрашиваю:

— А люди, с которыми приходится ежедневно общаться, как к вам относятся?

Участковый слегка смущается, а потом берет себя в руки и твердо отвечает:

— По-разному. Кто-то скептически, кто-то говорит «спасибо». Граждане все-таки по большей мере благодарны за работу, когда выполняешь ее ответственно, грамотно подходишь к своим решениям.

— Территория под вашим ведомством большая?

— Достаточно. От поста 52 км заканчивая Орехово-Зуевским районом. Мы граничим с Электросталью, с Бронницким отделением полиции, с Первым городским. У нас границ, по сути, много, и людей, с кем можно взаимодействовать, — Игорь улыбается, видя, как я удивляюсь масштабу.

Сотрудничают участковые не только с жителями населенных пунктов, хотя, конечно, это в первую очередь, но и с представителями различных подразделений, находящихся на вверенной территории.

— Вообще, работа участкового связана больше с общением с людьми, — утверждает Игорь.

Я провожу аналогию, мол, у нас, у журналистов, тоже. А участковый добавляет:

— Всегда нужно что-то уточнять, что-то выяснять, чем больше информации ты соберешь, тем будет гораздо проще.  

Прямо как у нас.

Лишнего не бывает

Общение с людьми, которые проживают на административном участке, дает очень большое количество информации, считает участковый. Для него важно то, что происходит и в многоквартирном доме, и на соседнем участке. Лишнего не бывает.

— Все начинается с доверительного отношения, — уверен Игорь.

— А как его заслужить?

— Надо работать! Если сидеть в кабинете и перекладывать бумаги с одного места на другое, ничего не получится. Нужно выходить на участок, знакомиться со старшими домов, с директорами магазинов, например.

Игорь ненадолго замолкает. А потом подводит итог:

— Круг работы очень обширный!

— Что вы говорите людям, к которым вы обращаетесь при встрече? «Здравствуйте, я ваш участковый!»?

— Банально? Да, именно так я и говорю.

Вместе с коллегами, другими участковыми уполномоченными, он не жалеет визиток для граждан. Они, в случае чего, могут сразу позвонить на личный номер и сообщить то, что необходимо.

— На личный номер?! – удивляюсь. – Так это и ночью могут позвонить!

— А что такого? – в ответ удивляется Игорь. И его эмоции абсолютно искренние. – Разве можно терять время, когда людям нужна помощь?

Мне становится стыдно.

— Как родные к этому относятся?

— Работа, да, сложная. Дома приходится бывать не часто. Но они уже привыкли.

— Нервная у вас работа, — делаю вывод в слух.

— Стрессоустойчивость! Без нее никуда! – бодро заявляет участковый.

Порой он и сам удивляется, как ему удается справиться с многозадачностью. Хотя ответ  все-таки знает. После небольшой паузы сообщает:

— Достаточно всего лишь выработать внутри себя умение быстро принимать решения. Здраво. Не опираясь ни на какие эмоции. И, главное, стараться действовать по совести, по справедливости

Знания — сила

— Есть люди в моем окружении, которые гораздо больше меня повидали и больше знают! – с уважением говорит Игорь о коллегах. С особым теплом он отзывается о ветеранах МВД, которые работали и в милиции, и уже в полиции. Бывших, как известно, не бывает. И в их адрес участковый произносит слова благодарности.

— Они всегда готовы что-то подсказать, чему-то научить, — произносит Игорь. Заметно, что он хочет назвать имена и фамилии, но потом передумывает, чтобы кого-то случайно не забыть.

Считает, что развиваться самостоятельно – тоже необходимо, чему-то учиться.

— Если за день ты не узнал что-то новое, можно считать, что день прошел зря! – с важным видом говорит участковый.

Как и многие жители нашей страны он активно следил за происходящим на Украине. Началась специальная военная операция.

— Граждане с нашего административного участка приходили в Гжельский отдел полиции и спрашивали: «Куда нам идти, чтобы стать добровольцами?», — вспоминает Игорь. Он тогда еще и подумать не мог, что время не заставит себя ждать и он сам окажется в Запорожской области.

Однажды он услышал, что идет набор сотрудников органов внутренних дел в командировку в зону проведения СВО.Тут же, без сомнений, выдвинул свою кандидатуру.

— Мне хотелось сделать что-то полезное, — скромно говорит полицейский. Он не мог оставаться безучастным, к тому же появилась возможность чему-то научиться.

Прибыв на место, признается Игорь, он сразу почувствовал какое-то напряжение. Оно будто витало в воздухе.

Командировка

— Первое, что бросилось в глаза, когда вы вступили на землю, где ведутся боевые действия? – интересуюсь я.

— Люди. Местное население.

Я думала, что сейчас услышу слова про разрушенные дома, про грохот снарядов. А полицейский сразу же заговорил о людях.

— Они там ходят такие спокойные. Для них свист пролетающих мимо ракет уже стал обыденным. Это, конечно, удивило. Живут при этом полноценной жизнью на сколько это возможно, особенно в больших городах, — делится впечатлением участковый.

Перед ним стояла задача, которую на слух воспринимаешь достаточно сухо «паспортизация населения». А если задуматься, получается почетная миссия. Вместе с коллегами Игорь занимался оформлением паспортов граждан России. Также следили за миграционным законодательством, вели учет, работали с населением.

— Было ли ощущение, что вы причастны к чему-то важному? Испытывали ли вы гордость, вручая новым гражданам России паспорта?

Игорь, конечно же, скромничает:

— Я просто выполнял свой долг, свою работу.

В его словах слышится твердость, намека на тщеславия – ноль. Понимаешь: человек на службе, эмоции тут излишне.

— Мы все выполняли свой долг, и мы обязаны были это сделать, — подчеркивает участковый.

А между тем, люди реагировали как раз весьма эмоционально. Они искренне радовались новому паспорту, улыбались, были счастливы стать частью Российской Федерации. И все же у полицейских были особые чувства. Маломобильные граждане и пенсионеры – та категория людей, которым хотелось помочь в числе первых. На улице в то время стояла жара под 50 градусов.

Общий язык

В командировке Игорь Рябушкин провел три месяца.

— Чему она вас научила?

— Там контакт с гражданами очень тесный. У людей приходилось узнавать буквально все: где и как они живут, чем занимаются, с кем общаются. Не из праздного любопытства, конечно же. Эта информация требовалось для того, чтобы можно было в любой момент выследить лиц, которые нежелательны для нахождения на территории России. О том, что могут работать диверсионные группы мы были предупреждены заранее.

— По возвращении вас наверняка спрашивали: «Было ли страшно?».

Участковый смотрит куда-то в даль. Он видел, как работает ПВО, над его головой пролетали истребители. Невольно вздрагивал, когда слышал шипящийсвист ракет, направляющихся в сторону противника. Так и не привык к объявлениям об авиаугрозе.

— Что чувствовали,когда это происходило?

— Напряжение, — Игорь отвечает так, что дает понять — тема закрыта.

Его отец также является сотрудником органов внутренних дел. Он много лет служит в Росгвардии.

— Я же пошел немного по другой направленности, и пока об этом не жалею, — признается участковый.

 Как-то на дежурстве поступило сообщение об инциденте на вверенной Игорю территории. Компания весело проводила время за стаканчиком-другим. Перебрали.Слово за слово и, как часто случается, конфликт. Один мужчина нанес другому ножевое ранение в область живота. Прибыв на место, полицейские застали участников преступления врасплох. Оперативно из задержали.

— А тот, кого зарезали?

— Пострадавший был весь в крови. Мы вызвали «скорую». По внешнему виду было понятно, что человек находится в тяжелом состоянии. Пришлось вспомнить все чему учился, чтобы оказать ему первую помощь.

Игорь тогда справился. Минуты в это время казались часами. Сердце участкового колотилось с бешеной скоростью: «Когда же приедет «скорая»?» Медики подоспели вовремя,мужчина остался жив.

Бытовые конфликты, семейные ссоры – для участковых уполномоченных полиции это не редкость.

— Как же вы с этим справляетесь?

— Это тот самый случай, когда надо уметь найти компромисс и общий язык с человеком. В начале службы я волновался, а сейчас, когда уже настолько к этому приспособился, понял, что и как надо делать, стало проще. Главное — быстро проанализировать ситуацию и молниеносно принять решение. Любое промедление здесь не уместно.

Ольга Неаполитанская