Дом Максимовых

Есть в поселке Кратово дома, которые называются по именам их владельцев. С  домом Скворцовых вы…

Дом Максимовых

Есть в поселке Кратово дома, которые называются по именам их владельцев. С  домом Скворцовых вы познакомились в прошлых публикациях. А сегодня мы выходим на улицу К.Маркса и приглашаем вас в дом Максимовых.

Брат и сестра Максимовы родились в Казани: Владимир Николаевич в 1882-м, а Екатерина Николаевна в 1891 г. Их родители были глубоко верующие люди. 

Отец, свободно владевший татарским языком, преподавал в  национальной школе, готовившей ремесленников, и сын его с малолетства привык обращаться с разными инструментами и приспособлениями, что очень пригодилось ему в будущей профессии.

Владимир Николаевич Максимов

С профессией он определился уже в 16 лет, поступив на архитектурное отделение Казанской художественной школы, одной из лучших в российской провинции. После ее окончания в 1905 г. Владимир Николаевич решил продолжить образование в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге.

Студентом, он уже работал под руководством А.В.Щусева над восстановлением храма Св. Василия в Овуче. Будучи ярым приверженцем русского национального стиля, начиная с 1910 г., Владимир Николаевич плодотворно трудится в Царском селе сначала в качестве помощника В.А.Покровского, а затем самостоятельно. Это были самые лучшие 7 лет в его творчестве.

Революция и гражданская война обернулись для семьи Владимира Николаевича, в которой было уже четверо детей, годами скитаний. Кормились подсобным хозяйством. Новую власть Максимов категорически не принял, считая ее совершенно безнравственной.

Екатерина Николаевна Максимова

 

Младшая сестра Владимира Николаевича Екатерина вслед за братом приобрела очень редкую в те годы для женщин профессию архитектора, окончив 2-й Петроградский политехнический институт. Работала помощником у разных архитекторов Ленинграда и Москвы, участвовала в проектировании и  производстве на постройке Казанского вокзала. В Самаре до сих пор сохранилось уникальное здание фабрики-кухни, над проектом которого работала  Екатерина Николаевна. Уникальность здания состоит в том, что при виде сверху оно представляет собой  скрещенные серп и молот.

В 20-е годы Екатерину Николаевну привлекли к реализации  забытого проекта Города-сада. И так как своего жилья у нее не было, предложили ей взять участок под постройку дома. Екатерина Николаевна, не имея средств, обратилась к брату, у которого оказался знакомый делец согласившийся дать денег под обязательство сделать для него крупную работу.

Дом Максимовых в Кратово

Брат и сестра взялись за чертежи, они обдумывали проект собственного дома на две семьи. В 1926 г. дом был построен и до сего дня сохранился почти без изменений. Дом понравился многим. И Владимир Николаевич начал принимать частные заказы. В Кратово есть дома, построенные по его проектам.

1932 г. — год начала второй пятилетки, объявленной «пятилеткой сплошного безбожия» стал роковым и для брата и для сестры. Весной была проведена операция «пасхальный набор»: арестовали большую группу священнослужителей и просто верующих. 14 апреля пришли к Максимовым. Арестовали Владимира Николаевича, его шестнадцатилетнего сына Арсения. Был ордер и на арест Екатерины Владимировны, но она месяцем раньше трагически погибла при невыясненных обстоятельствах под колесами поезда.

Сфальсифицированное заключение обвинило всех арестованных в принадлежности к контрреволюционной организации Истинно Православной церкви. Суда не было, ограничились протоколом Особого совещания при Коллегии ОГПУ.

Владимир Николаевич прошел лагеря, ссылку, но сохранил человеческое достоинство и православное смирение. Эти качества унаследовали и его дочери.

Проект дачи для артиста Большого театра, выполненый архитектором Максимовым

После ХХ съезда КПСС в стране началась кампания по восстановлению честных имен  жертв необоснованных репрессий. Из прокурорского надзора к дочерям Максимова обратились с предложением возбудить ходатайство о реабилитации  отца и снятии с него ложного обвинения.

Дочери отказались. «Отец был осужден за принадлежность к Православной церкви, и он действительно был глубоко верующим человеком. Мы гордимся этим и не можем просить снять с него это обвинение», — объяснили они свой отказ.

Детей Владимир Николаевич в советскую школу не отдавал, так как там процветал атеизм. Но «домашнее» образование оказалось не хуже школьного, к тому же жизнь среди людей творческих помогла им развить собственные способности. Ирина, Елена и Злата стали художницами, а Арсений — архитектором.

(Продолжение следует.)

 Т.А. Мамонова

Фото из архива Кратовской библиотеки

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее