19.10.2012 09:43
Совсем недавно в какой-то передаче я услышала фразу: «Интересная судьба у этого человека!» И…
Дороги жизни Валентина Попеля
Совсем недавно в какой-то передаче я услышала фразу: «Интересная судьба у этого человека!» И подумала, а ведь у каждого из нас она не простая, каждому есть чего рассказать. А людей старшего поколения и вовсе можно слушать часами. Моим собеседником на днях стал человек, который знает о железной дороге, наверное, все. Человек, отдавший большую часть своей жизни станциям, вокзалам, поездам. Человек, за спиной которого 7 миллионов железнодорожных километров. Валентин Иванович Попель. Мы познакомились с ним в редакции и рассказ о его жизни показался мне удивительным и очень интересным. Знакомьтесь и вы.
Мы все — войны шальные дети
Родился Валентин Иванович в Белоруссии. В 1929 г. В деревне Залесовичи Могилевской области. Закончил там 4 класса. А в 1940 г. забрала его к себе бабушка в д.Сокольничи. И он продолжил обучение уже у нее. В июне 41-го вместе с друзьями Валентин Иванович работал в совхозе, окучивали картошку. Ему было 12 лет. Однажды они увидели как на поле возле реки Сож приземлился кукурузник. Из него вышли 2 летчика. Начали задавать ребятишкам вопросы: какая здесь река, где можно перейти ее в брод, сколько имеется мостов и так далее. Мальчишки с радостью отвечали на вопросы военных. Они эту местность знали на зубок. А спустя несколько дней, возвращаясь с поля они узнали, что началась Великая отечественная война. И эти летчики были немецкими разведчиками…
Рядом с нашей деревней, — вспоминает Валентин Иванович, — проходило шоссе «Москва-Варшава». 16 июля 1941 г. мост через него взорвали. В этот же день по железнодорожному полотну прошли и последние составы, не оставили фашисты переправы через железную дорогу. Советские войска отступали, тяжело им тогда было, но предупредили жителей деревни, что с утра у них будут немцы. Проснувшись по утру, услышали люди стрельбу, летели снаряды, гремел бой. Прятались в землянках, страшно было всем. Никто и подумать не мог, что колонну оккупантов в одиночку пытался остановить молодой артиллерист из Орловской области Коля Сиротин. Парню было всего 19. Эту фамилию Валентин Иванович запомнил на всю жизнь. Смельчак был убит только тогда, когда у него закончились боеприпасы. Потрясенный его мужеством немецкий офицер приказал похоронить солдата в деревне как настоящего воина, со всеми почестями. После похорон гитлеровцы еще долго стояли у могилы и пушки посреди колхозного поля, не без восхищения подсчитывая выстрелы и попадания нашего стрелка. Позже Николаю Сиротину было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, а на 480 км Варшавского шоссе установлен памятник.
И время жизни прибавляли
После отступления немцев, в конце февраля 45-го года Валентин Иванович пошел, по следам старших товарищей, устраиваться на работу в паровозное депо г.Кричев, преодолев пешком пять километров по зиме. Тогда он был совсем еще юным пятнадцатилетним подростком. Каково же было расстройство, когда его не взяли на работу! Не подошел по возрасту. Времена были голодные, парень не отчаялся и решил попытать счастье во второй раз. Уже проявив смекалку он сказал, что ему 16 лет и был зачислен в ПТО вагонного депо. Ему предстояло ремонтировать вагоны. Оформляться надо было ехать за 100 км в Могилев. Поезд ходил раз в неделю, мест в «теплушках» не было. Настырный Валька 4 часа до Могилева ехал под скамейкой, уж очень стойкое желание было у него работать.
В апреле Попеля послали учиться на курсы поездных вагонных мастеров, которые длились 6 месяцев. А 9 мая 1945 г. ночью раздались залпы орудий. Вместе с весной пришла победа! Но война закончилась не для всех. Однажды, поезд в котором трудился Валентин Иванович обстреляли бандеровцы, часть вагонов сгорела, погибли знакомые и коллеги, а ему повезло. С ранением он попал в госпиталь, где пролежал 2 месяца. С тех пор шрам на голове не дает забыть о том случае. Вскоре Валентин Иванович поправился и уже в Могилеве отвечал за техническое состояние вагонов. Орша, Жлобин, Кричев, Осиповичи, Могилев… Ни дня без железной дороги. А в 1951 г. призвали в армию.
Выпало нам строить путь железный
Но и тут судьба не разлучила его с «железкой». Попал служить в железнодорожные войска. Вместе с сослуживцами Валентин Попель ехал в «теплушках» на КМБ (курс молодого бойца) в Архангельскую область, а потом пришлось учиться в Ленинграде. В 52-ом году часть отправили на север. Мороз был под сорок — вспоминает Валентин Иванович. Выгрузили нас в лесу с машин, поставили мы палатки и начали расчищать снег, потом пилить деревья, строить пути. Тяжело было. Но никто не роптал, не возмущался, знали мы, что делаем нужное дело. Как оказалось позже, мы прокладывали ветку, ведущую к будущему космодрому «Плесецк». С 1970-х годов и до начала 1990-х этот космодром удерживал мировое лидерство по числу запусков ракет в космос (с 1957 по 1993 г. отсюда было осуществлено 1372 запусков, тогда как с находящегося на 2-м месте Байконура лишь 917).
Уйдя в запас, сержант Попель приехал в Москву. Оставив чемодан с нехитрым скарбом в камере хранения, пошел искать работу. Думаю, вы не удивитесь, когда скажу, что в депо «Москва-Киевская» ему предложили должность осмотрщика вагонов. Правда, перед этим пришлось обойти все вокзалы. Общежитие дали только на Киевском. Не беда, что зарплата не такая уж и большая, зато есть жилье и любимая работа. А уж ее-то Валентин не боялся. Дело знал как свои пять пальцев. Руководство оценило такого сотрудника. Стал он вагонным мастером, как когда-то в Могилеве. А потом и вовсе — проводником.
Километры превратятся прошествии лет в киноленты
«В 1959-м вызвали меня к начальству, — вспоминает Валентин Иванович. И предложили стать проводником правительственных вагонов». Молодой, талантливый, энергичный, а главное — опытный проводник — это просто находка. Но сначала нужно проверить, чиста ли биография того, кто будет находиться рядом с вождем? В этом человеке можно было не сомневаться. Правда родственники в Белоруссии очень удивились, когда в деревню пришли «люди в черном» и досконально интересовались его скромной личностью. «Что же ты Валя, там натворил?», — переживала сестра.
С новыми обязанностями в жизнь к Валентину пришли и новые люди. Ему приходилось встречаться разными высокопоставленными пассажирами. Среди них Брежнев, Хрущев, Терешкова и даже Фидель Кастро. Однажды тому подарили настоящего сибирского медвежонка. Кубинский лидер по дороге в Иркутск пронес его через весь состав. Очень он был рад такому мохнатому подарку.
А еще, говорит Валентин Иванович, запомнился ему, известный в то время, Дин Рид. После хлебосольного русского гостеприимства американский исполнитель всю ночь на пролет от Выборга до Москвы развлекал пассажиров своим пением. Эту ночь помнят многие, кто был в поезде.
В конце 1976 г. Валентин Попель стал начальником поезда «Россия», который возглавлял в течение двух десятков лет. Это был самый представительный поезд, следовавший от Москвы до Владивостока. «Вагон мой второй дом, полжизни под стук колес», — шутит ветеран труда Валентин Иванович. Мне и стихи писали, и детей в честь меня называли, и чего только не было…
Об этом человеке можно писать целую книгу. А я, заканчивая, скажу, что у Валентина Ивановича очень много различных наград, медалей и благодарностей. Он скромничает, медали не носит. Живет тихонько в Кузнецово Раменского района с женой инвалидом, ухаживает за любимой женщиной и тихими вечерами вспоминает, как когда-то перед войной слушал из граммофона: «Спят курганы темные…»
Ольга Неаполитанская
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!