История Малой Московской железной дороги

Чем, прежде всего, знаменит поселок Кратово? Наверное, большинство людей ответят: там есть Детская железная дорога….

История Малой Московской железной дороги

Чем, прежде всего, знаменит поселок Кратово? Наверное, большинство людей ответят: там есть Детская железная дорога. Это, действительно, так: детская железная дорога это визитная карточка поселка. Поэтому следующий наш рассказ будет именно о ней.

8  октября  1935  года  «Пионерская  правда»  опубликовала  обращение   тбилисских  пионеров,  в  котором  они  предлагали  построить  детскую  железную  дорогу  в  Красной  столице.  На  этот  призыв  горячо  откликнулись  учащиеся  железнодорожных  школ.

30  октября  1935  года  в  Центральном  доме  культуры  состоялся    первый  слет  юных  строителей  детской  железной  дороги.  На  слете  присутствовало   около  двух  тысяч  учащихся  железнодорожных  школ.  Слет  принял  решение  строить  детскую  железную  дорогу  в  поселке железнодорожников —  Кратово.

Не утерпели  и  взрослые:  рабочие  депо  Москва-Пассажирская,  Москва-Сортировочная   и  других  предприятий приняли горячее участие в проектировании и строительстве детской железной дороги.

На опушке соснового бора, у станции «Отдых», под Москвой, около невысокой песчаной  насыпи, собралось несколько тысяч ребят и гостей. Под звуки оркестра ребята положили на насыпь первые шпалы, а их родители потом уложили поверх шпал два тонких рельса и тяжелыми молотками вбили первые железные костыли…

Начальник строительства дороги инженер Михайлов рассказывал:

— Ребята с большим увлечением работали. При помощи геодезических инструментов они определяли уклоны и подъемы пути. Сами укладывали шпалы и даже рельсы.

  В то время, когда дорога строилась, на детской технической железнодорожной станции в Быкове ребята уже учились в кружках, готовясь к будущей своей работе на

железной дороге. Сережа Андреев, Юра Ярин, Гриша Леонтьев и многие другие ребята уже сдавали экзамены на машинистов, диспетчеров, дежурных по станции.

Ребята  приняли  обязательство  закончить  строительство  первой  очереди  к  Октябрьским  торжествам.  Это  обязательство  было  с  честью  выполнено.  7  ноября  1936  года  было  закончено  строительство  путей  протяженностью  2300  метров.

 

День 2  мая  1937  года  на  всю  жизнь  остался  в  памяти  у  ребят. На открытии     Малой Ленинской железной дороги (Малая Московская) на  станции  Путь  Ильича (станция Юность) собралось  около  3000  человек,  желающих  попасть  на  первый  поезд.  Однако,  право  проезда  в  первых  поездах  было  предоставлено  активным  участникам  строительства  детской  железной  дороги,  которые  с  гордостью  и  радостью  заняли  места  в  голубых  вагонах.  Станционный  колокол  возвестил  о  готовности  к  отправлению  первого  пассажирского поезда (паровоз ВЛ-1 и три пассажирских вагона).

К августу 1940 года была сдана вторая очередь строительства детской дороги. Трасса была продлена на 2 км. Регулярное движение по всей дороге наметили открыть на 22 июня 1941 года.

В этот день  юный машинист Валентин Ольховцев со своим помощником Павлом Скворцовым провели  свой последний почти пустой поезд.

Война прервала мирную жизнь страны.  Пришло время суровых испытаний. Воспитанники детской железной дороги не остались в  стороне. Многие ушли добровольцами на фронт.

Ребята помладше заменили на трудовом посту отцов и старших братьев. Юные  железнодорожники были направлены на строительство лесовозных дорог Спецлестранхоза  НКПС на ст.Бронницы Ленинской ж.д. Родина по достоинству оценила самоотверженный труд воспитанников детской железной дороги.Указом Президиума Верховного Совета

СССР от 1.05.1944 г. 12 юных железнодорожников награждены медалью «За оборону Москвы».

В 1945 году юные железнодорожники приступили к восстановлению работы детской железной  дороги. Для ребят был организован лагерь санаторного типа.

В конце 40-х годов Малая Московская, а тогда  уже Малая Московско-Рязанская, железная дорога была оборудована электрожезловой системой организации движения поездов, имела три станции Путь Ильича, Школьная и Пионерская, два паровоза ИС-1 и ВЛ-1 и три вагона.

Из  года  в  год  совершенствовалась  работа  и  материально  техническая  база  детской  дороги.  В  1957  году   детская  железная  дорога   получила  тепловоз  ТУ2-078,  четыре  польских  цельнометаллических  пассажирских  вагона.  Был  построен  обгонный  путь, земляная  платформа  и  павильон  станции  Школьная.

В  1957  году  начали  строить  локомотивное  депо  на  станции  Пионерская.  Строителям  была  оказана  посильная  помощь  со  стороны  ребят.  Начало  шестидесятых  было  отмечено  вводом  в  действие  автоблокировки  на  детской  железной  дороге.

 

Станция  Пионерская  была  оборудована  маршрутно-релейной  централизацией,  станция  Путь  Ильича  —  электрической  централизацией.  Станция  Школьная  была  переоборудована  в  остановочный  пункт.  В  1969  году  произведен  капитальный  ремонт  пути.  В  70-тые  годы  детская  дорога  получает  дальнейшее  развитие. В 1964 году пришел второй тепловоз ТУ2-129.

В  1979  году  ребята  получили  новый  учебный  корпус  с  кабинетами  по  службам:  движения,  СЦБ  и  связи,  локомотивного,  путевого  и  вагонного  хозяйства,  помещения  дежурного  по  станции,  диспетчера,  радиоузел.

В  этом  же  году  была  построена  новая  посадочная  платформа  на  станции  Пионерская,  получены  8  цельнометаллических вагона.

 

Продолжение следует

Г.А.Куценко, инструктор  смены № 1

Московской  детской железной  дороги

Фото из архива ММЖД и Л.В. Недачиной

Поделиться:

Просмотров: 175

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее