ЛЕТЧИК-ИСТРЕБИТЕЛЬ ГЕОРГИЙ ЧЕРСТВОВ

Из Книги памяти Московской обл., т.22-II:
«Черствов Георгий Дмитриевич, мл. лейтенант 286 иад. 1923 г.р., д.Сельцо Раменского р-на Московской обл. Призван Раменским РВК. Пропал без вести в октябре 1943 г.»

РамСпас поиск. Возвращение

«286 иад» – это 286-я Нежинская истребительная авиационная дивизия. Кем был в ней мл. лейтенант Черствов? Летчиком? Техником? А может, тыловиком? Где воевала дивизия в октябре 43-го? Где, как и сколько воевал Черствов? Ведь на момент гибели ему было всего двадцать! Увы, запись в Книге памяти дает минимум информации.
В донесение о безвозвратных потерях дивизии за период с 10 по 20 октября 1943 г. включены три погибших летчика, входящих в ее состав 165-го истребительного авиационного полка: заместитель командира авиаэскадрильи мл. лейтенант Черствов (20 лет), летчик, мл. лейтенант Веденеев (21 год) и старший летчик, лейтенант Иванов (22 года). Какие молодые!
Вот только Георгия Черствова молодым летчиком уж точно не назовешь! В Отечественной войне с 8.12.41 – это из наградного листа на старшину Георгия Дмитриевича Черствова. 16 сентября 1942 г. он представлялся к награждению орденом Красной Звезды, а было ему всего 19 лет.
Из наградного листа: Черствов Георгий Дмитриевич, 1923 г.р., старшина, командир звена 197-го истребительного авиационного полка. В Красной Армии с 8.11.1941 г., в Отечественной войне — с 8.12.1941 г. Ранений и контузий не имел, ранее не награждался. Призван Раменским РВК Московской обл.
Описание подвига (без правок): «В боевой работе проявил себя как мужественного и смелого летчика-истребителя. За период боевых действий с мая месяца 1942 года произвел 38 боевых вылетов с налетом 40-час. 51 мин., участвовал в 12 воздушных боях, в группе сбил 8 самолетов противника.
10.8.42 г. в числе шести летчиков, возвращавшихся с боевого задания, в районе реки Западная Лица из облаков был внезапно атакован 6-ю «Ме-109». В первой же атаке ведущий группы «Харрикейнов» лейтенант Рутковский и капитан Павлов были подбиты и выведены из строя. Оставшиеся молодые пилоты – мл. лейтенант Бровцев, старшина Черствов, ст. сержант Ченцов и сержант Жильцов смело приняли бой с численно превосходящим противником, встав в круг. Бой продолжался в течение 20 минут, только двум «Ме-109» удалось скрыться и уйти от преследования Сталинских соколов, остальные 4 – «Ме-109» были сбиты. Четверка «Харрикейнов» благополучно вернулась на свой аэродром.
24.6.42 г. группой 6 «Харрикейнов» в районе аэродрома Мурмаши атаковали 8 – «Ю-88» прикрываемых 10 – «Ме-110» и 4 – «Ме-109», бомбардировщики, не сбросив бомб, расстроенным строем ушли на запад. В завязавшемся воздушном бою с 14 истребителями, 1 – «Ме-110» и 1 — «Ме-109» сбиты метким огнем нашей группы «Харрикейнов». 14.8.42 г. гидросамолет противника «Арадо 96» (прим.: возм. «Арадо 196») сел на Урд-Озеро для вывозки с нашей территории экипажа, выпрыгнувшего с парашютами с зажженного самолета «Ме-110», тов. Черствов в группе 6 «Харрикейнов» штурмовкой уничтожил его. 5.9.42 г. в группе 6 самолетов «Харрикейн» сбил 1 – «Ме-109» в районе 5-7 км северо-восточнее Мурмаши. Все сбитые самолеты подтверждены штабом ВВС и наземным командованием. Тов. Черствов в воздушных боях проявляет много личной инициативы и находчивости, проявляя в сложной боевой обстановке хладнокровие. 15.9.42 в воздушном бою лично сбил 1 «Ме-109».
За проявленные образцы мужества и отваги в борьбе с германским фашизмом достоин правительственной награды – орден «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».
Подписал представление командир 197 иап майор Шамышейский. Интересно то, что он погиб при катастрофе самолета «Харрикейн» 12.09.42, а представление датировано 16 сентября, наверное, дату под подписью поставили уже после его гибели. Это видно и по тексту – о сбитом 15 сентября самолете строка допечатана.
Приказом по 7-й воздушной армии от 1.12.1942 №01 старшина Черствов был награжден орденом Красной Звезды.
В 19 лет командир авиазвена – а это 3-4 истребителя, которые могли выполнять задачи не только в составе авиаэскадрильи, но и самостоятельно. Значит, к этому времени Черствов уже имел боевой опыт и обладал качествами командира.
Герой Советского Союза летчик-истребитель С.Д.Горелов вспоминал: «К орденам и награждениям все мы относились с чрезвычайным трепетом. Ведь в начале войны награждали скупо. Даже летчиков с медалью «За боевые заслуги» или «За отвагу» уже считали героем. Он — первый человек, ему все можно.
Сбитые самолеты засчитывались так: я, прилетев с задания, докладывал, что в таком-то районе сбил такой-то тип самолета; туда оправлялся представитель, который должен был привезти подтверждение от наземных войск, что действительно, такой тип самолета там упал. И лишь после этого тебе засчитывали сбитый самолет. А если самолет падал на вражеской территории, все было сложнее. Чаще всего не засчитывали. В некоторых случаях, когда территорию освобождали, еще можно было привезти подтверждение. А без подтверждения не засчитывали. Вообще, я редко видел, как падают сбитые мной самолеты — только если загорался или терял управление».
Губа Западная Лица и Мурмаши, которые упоминаются в наградном листе – это мурманское направление. 197-й истребительный полк базировался на аэродроме Мурмаши, недалеко от Мурманска и входил в состав ВВС 14-й армии. Основная задача полка – охрана Мурманской железной дороги в районе ст.Оленья. Но, судя по описанию боев в наградном листе, полк привлекался и для прикрытия бомбардировщиков, так как по Западной Лице проходил рубеж обороны, а ст.Оленья – это тыловая станция.
Полк воевал на «Харрикейнах» — это английский истребитель. Получали их по ленд-лизу с осени 41-го. Поначалу летчикам полеты на нем давались нелегко, так как не было даже инструкций на русском языке, по той же причине были проблемы и у механиков. Вооружение самолета было слабовато. Со временем на «Харитоны» (так их прозвали в войсках) стали ставить по два 12,7-мм пулемета с боекомплектом по 100 патронов на каждый ствол, под крылья подвески для двух 50-кг бомб и даже модифицировали для применения реактивных снарядов, то есть они работали и как штурмовики. Судя по наградному листу, ходил на штурмовку и Черствов.
Подготовку летчиков для «Харитонов» организовали в нескольких летных школах, но это были всего лишь двухмесячные курсы, после которых летчики шли в бой без достаточной подготовки и не имея боевого опыта. По этой причине летом 42-го авиация 14-й армии несла значительные потери. В том воздушном бою 15 сентября, когда Черствов лично сбил «Ме-110», 197-й и 837-й полки потеряли 5 «Харрикейнов».
В ноябре 42-го 197-й полк перешел на структуру смешанного авиационного полка (одна эскадрилья на «Харрикейнах» и две — на У-2), а 3 марта 1943 г. был расформирован.
Можно предположить, что часть летчиков, в том числе и Черствов, были направлены на переучивание и доукомплектование других летных полков. На станции Сейма Горьковской обл. располагался 166-й запасной истребительный авиационный полк, на базе которого проводилось переучивание выведенных в резерв полков на самолеты ЛаГГ-3 и Ла-5 и их доукомплектование. В феврале 1943 г. там переучивался 165-й истребительный авиационный полк, возможно, тогда в него и попал летчик Черствов.
После переучивания полк вошел в состав 286-й истребительной авиационной дивизии, которая в 1943-м воевала в составе 2-й Воздушной армии Воронежского фронта, а с 4 октября в составе 5-й Воздушной армии Степного фронта. Если Черствов воевал в полку с зимы 43-го, то он участвовал в Харьковской операции (февраль-март 1943) и Белгородско-Харьковской операции «Румянцев» (август 1943 г.).
С лета 1942 г. полк воевал на Ла-5. Вот как отзывался о них упомянутый выше С.Д.Горелов: «Во-первых, у него скорость — почти 700, если с «прижимчиком». Во-вторых, удивительно живучая машина! В одном из воздушных боев под Сталинградом мой самолет получил очередь в двигатель. Кабину начало маслом забрызгивать, а самолет все-таки летит! Мне удалось дотянуть до аэродрома и сесть. Двигатель остановился в ходе пробега, и меня притянули на стоянку. Заключение техников было таким: ремонту не подлежит. Оказывается, два цилиндра двигателя было отбито! Ты представляешь?! Там только шатуны ходили! Тот же «Як» — стоит осколку попасть в двигатель, зацепить какую-нибудь трубочку и — все.
Григорий Черствов был хорошим летчиком. К осени 43-го он стал уже зам. командира эскадрильи, младшим лейтенантом. Фильм «В бой идут одни «старики» — это и о нем.
4 октября 1943 г. он не вернулся с боевого задания. Так записано в донесении. Там же указано, что родился он в д.Сельцо Раменского р-на, где жила и его мать, Олимпиада Яковлевна. Есть в донесении и еще одна интересная запись, характеризующая Григория. На войну он ушел добровольцем и поступил в Борисоглебскую военную авиашколу летчиков. Дат, к сожалению, нет. Срок обучения в школе в военное время был 3 месяца. В наградном листе есть две даты – «в Красной Армии с 8.11.1941 г., в Отечественной войне — с 8.12.1941 г.». «В Отечественной войне» — это дата, с которой Черствов числился в действующей армии, то есть на фронте. Может быть, курсанты авиашколы во время учебы в Красной Армии не числились? Тогда выходит, что 8.11.1941 г. он ее окончил. Выпускникам присваивалось воинское звание «старшина», после чего их направляли или в запасные авиационные полки, или напрямую на фронт. А может в начале войны в связи с большими потерями летчиков их готовили по ускоренному курсу – за месяц? Все могло быть.
20-летний парень, доброволец. За спиной два года войны, сбитые самолеты, награждение орденом, продвижение от летчика до зам. комэска. Георгий Черствов был достойным воином.
В октябре 43-го Степной фронт воевал по Днепру от Кременчуга до Днепропетровска. Где-то там, скорее всего, и погиб наш земляк. Иногда поисковики находят обломки самолетов и останки летчиков. По номерным деталям самолетов устанавливают, к какой части он относился, и кто на нем летал. Может, когда-то найдут и Григория Черствова.
Ищите своих близких!
Копии архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 8-496-46-50-330 Горбачев Александр Васильевич.
Все материалы по поиску без вести павших на сайте http://gorbachovav.my1.ru/

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее