26.02.2013 11:23
Защитить то, что любишь В центре внимания учителей-словесников Раменского района – проблема литературного…
Литература в школе – знак спасения
Защитить то, что любишь
В центре внимания учителей-словесников Раменского района – проблема литературного образования
Что бы мы ни говорили о важнейшей задаче школы, воспитание личности — важнейшая задача образования. Личностью мы можем назвать того, кто истинно способен чувствовать себя человеком, кто ощущает своё высокое человеческое достоинство и одновременно осознаёт глубокую причастность к людям, к Отечеству, к народу. Истинной личностью мы можем назвать того, в ком мощно выражены собственно человеческие качества: совесть, честь, воля, стремление к высшим ценностям. Без таких человеческих качеств, без стремления к Высшим ценностям сила человека становится силою зверя.
Сейчас молодым людям на государственном уровне внушают мысль, что самое главное – быть успешным и способным к конкуренции. Не стратегия ли это хищного зверя? Чем и как объяснить политику государства в области реформирования образования?
В июле 2012г. состоялся съезд учителей русского языка и литературы. Участники съезда выразили серьёзную обеспокоенность тем, что в современной школе в связи с принятием новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) исчезает общественный смысл преподавания литературы, утрачивается понимание национальных задач, стоящих перед учителем-словесником: литература перестаёт восприниматься как носитель национального исторического и культурного кода, как энциклопедия национальной жизни, как выражение ментальности народов России.
Съезд учителей-словесников обратился к новому руководству Министерства образования РФ с просьбой возвратить самостоятельность учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в старшей школе.
Учителя — словесники Раменского района заметили охлаждение школьников к урокам литературы не только с наступлением информационного века, но и с отсутствием предмета «Литература» в числе обязательных для сдачи ГИА и ЕГЭ. При этом выпускники стали испытывать значительные трудности при выполнении творческих заданий части «С» в контрольно- измерительных материалах ЕГЭ и ГИА по другим учебным предметам.
А ведь литература как учебный предмет может многое:
— формировать нравственные основы личности;
— способствовать духовному самоопределению личности;
— развивать его творческие и исследовательские способности;
— создавать условия для постижения универсальных законов человеческого общежития;
знакомить с национальными общекультурными ценностями;
— играть объединяющую роль в процессе формировании единого гражданского самосознания в многонациональном государстве.
Журналисту Леониду Жуховицкому однажды был задан вопрос: «Чем отличается пушкинская Татьяна от современной десятиклассницы?»
«А тем, что десятиклассница, слава Богу, читала Пушкина, а Татьяна — Ричардсона и Руссо», — был ответ. Пушкин не случайно перечислял, как и что читали его герои. Он прекрасно понимал: книги душу строят.
Задача нравственного воспитания учащихся всегда оставалась одной из главных задач школы. Сегодня она приобрела особую важность в силу того, что результаты научных исследований по социологии, философии, психологии свидетельствуют о критическом состоянии нравственности в нашем обществе. Для многих основной, если не единственной ценностью в жизни являются материальные блага, именно в них они видят смысл жизни. Сложившаяся опасная ситуация с ростом тяги общества к потребительству и материальному накопительству, повышением агрессивности заставляет беспокоиться о том, что и как читают наши дети и читают ли они вообще.
Проблема литературного образования находится в центре внимания педагогического сообщества учителей — словесников Раменского района. Интерес детей к литературе и литературному творчеству поддерживается разными способами: привлечение учащихся к проектной и к учебно-исследовательской деятельности, разнообразным конкурсам, участие в районных конференциях, работа с одарёнными детьми в Школе одарённых детей «Юный литературовед» на базе МОУ МЦ «Раменский дом учителя». На призыв пополнить свои знания по литературе откликнулись более 30 детей из школ г. Раменское: №4 №5, №8, №1, №21, №19, №6, Клишевская №12, гимназии №2.. «Духовной жаждою томимы», дети устают от массовой культуры, школьного жаргона, им хочется быть в среде близких по душевному складу, читательским интересам. Радостно смотреть на светлые лица детей, увлечённо размышляющих о прочитанном, о своей дороге к Храму классической литературы.
Вот что пишет ученица 11 класса Раменской школы №4 Аристархова Василиса;
«Как-то я купила свою первую книгу из серии «S.T.A.L.K.E.R.». У неё была красивая обложка и звучное название «Лунь». Книга была посвящена описанию несуществующей Зоне, образовавшейся после взрыва на Чернобыльской АЭС. В Зоне происходят загадочные явления, герои переживают необычные приключения. Чтение меня затянуло, я приобретала одну книгу за другой. К 10 классу я прочитала 25 книг из этой серии. К тому времени на уроках в школе стали изучать роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир» — чтение приключений пришлось приостановить. Произведения школьной программы, как и мои ровесники, я считала скучными и излишне назидательными. Роман Л.Н.Толстого «перепахал» мою душу. Наконец-то пришло озарение — вот каким должно быть настоящее произведение словесного искусства. И потом, когда для разнообразия снова взялась за современную фантастику, поняла, что это «литературный попкорн», что авторы этих книг всего лишь наигравшиеся в одноимённую компьютерную игру неопытные читатели, не имеющие литературного вкуса. Вкус вырабатывается постепенно благодаря чтению произведений авторов разных эпох.
Мне нравится читать с детства, Я не могу жить без книг. Они мои верные друзья… Но только с недавних пор я научилась отличать хорошие книги от бесполезных, на которые мы так безжалостно тратим драгоценные часы свое жизни».
Литературоведческая одарённость наших школьников выявляется во время выполнения заданий Олимпиады по литературе. Задания трудные, произведения не включены в школьную программу. Но есть работы, отмеченные дипломами победителей и заслуживающие уважения к их автору
. Вот как пишет Зубкова Екатерина, ученица 8 класса Ломоносовской школы-пансион о мало известном стихотворении М.Цветаевой «Челюскинцы», приступая к его интерпретации:
«Моя мама мне постоянно говорит: «Товарищей в беде не бросают. Слабые бросают, а ты не слабая. Своих –не бросают, в этом -сила». Так и в государстве. Бедно и слабо то государство, в котором люди оставляют своих товарищей, друзей на произвол судьбы. Бедно то государство, в котором люди думают только о себе. Это значит, народ разобщён, а общество деградирует. Тема единства народа, его сплочённости — тема национальная, и она всегда будет актуальна.
Именно к этой теме обращается в стихотворении «Челюскинцы» Марина Цветаева. Её поэзия всегда привлекала меня точностью слов, необычностью самовыражения… Мыс Челюскин-крайняя северная материковая точка СССР, ныне России. Когда об этом думаю, пробирает холод, .но в сердце у меня гордость. Гордость за тех, кто когда-то его достиг и заставил народ поверить в могущество, единство своей страны»
Не иссякает и поэтическое творчество наших детей. Впервые в этом году проводится региональный детский поэтический конкурс «Венец Каллиопы». На муниципальном этапе приняли участие 184 школьника 7-18 лет из 24 образовательных учреждений района.
Что волнует наших детей? Конечно, героические события нашей истории, социальные проблемы, красота окружающей природы, любовь и дружба, смысл жизни, добро и зло, отношение к братьям нашим меньшим. Всё это разные грани познания нашего сложного бытия. Лишённые лукавства и лицемерия, детские стихи трогают искренностью переживаемых чувств:
Данильченко Дарья,
8 класс, гимназия №2.
Родился человек,
Не зная, кем будет,
Зачем заявился
И кто это- люди…
Растёт человек, выбирая пути:
А кто я? Зачем я? Куда мне идти?
Кого-то, как птицу, пускают в полёт,
А кто-то в углу своей очереди ждёт…
Яхонтова Яна, 11 класс,
Дергаевская школа №23
Боль ветеранов
Лишь раз в году о них мы вспоминаем,
О тех, кто шёл на смертный час за нас,
Мы празднуем, но мы не замечаем,
Что чувствуют герои каждый раз.
Когда грубят им: «В очереди стойте!»
Когда кричат: «Платите за проезд!
Здесь льготы недействительны, извольте!»
Когда расписан свастикой подъезд,
Когда в кустах, в задворках, в подворотнях
«Справляет» День Победы молодёжь.
Бесповоротное, жестокое СЕГОДНЯ
Для ветеранов острое, как нож.
Зато раз в год пускаем фейерверки.
Цветы, парад, воздушные шары…
Зачем, когда в глазах огни померкли,
Блеск праздничной напрасной мишуры?
Приведены только фрагменты стихотворений, представляющих философскую и гражданскую лирику.
«Каждый возраст — ступенька. Каждой возрастной ступеньке должно соответствовать своё искусство. Корней Иванович Чуковский мечтал о возведении лестницы, которая приводила бы растущего человека к «Евгению Онегину»,- пишет в своих воспоминаниях его дочь Л.К.Чуковская.
Будет ли список 100 книг, обязательных для прочтения, путеводной ниточкой на эту лестницу? Пусть каждый из нас, родителей и педагогов, ответит на это вопрос. Учитель-словесник всегда работал и работает не по указке, а по зову своей взыскательной совести. Русская литература — одна из сверхмощных держав в литературе мира. Что ж будет, если наши наследники не в силах будут оценить и приумножить это наследство? Будем защищать то, что любим.
З.Данильцева, методист МОУ МЦ «Раменский дом учителя»
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!