18.03.2021 12:43
Раменский приборостроительный завод сыграл огромную роль в становлении и развитии города. Недаром предприятие называется градообразующим….
Раменский приборостроительный завод сыграл огромную роль в становлении и развитии города. Недаром предприятие называется градообразующим. 1950-80-е годы — время активного строительства в Раменском. Возводятся целые кварталы, появляются новые, современные школы, детские сады, ДК, кинотеатры, стадионы. В этом немалая заслуга руководства завода, который не только развивал собственную инфраструктуру, но и оказывал шефскую помощь городу. Навсегда в историю Раменского вписаны имена директоров РПЗ, которые так много сделали для жителей: Михаил Леонтьевич Михалевич, Иван Алексеевич Симагин, Василий Никитович Степнов.
О том, как велось строительство, помнят те, кто принимал участие в этом процессе. Поистине драгоценными воспоминаниями поделился Юрий Геннадьевич Толокнов — начальник отдела капитального строительства Раменского приборостроительного завода до 2000 г. В течение 40 лет он руководил проектированием и строительством многих известных нам городских зданий, формировал их внешний и внутренний облик. Дворец культуры «Сатурн», бывший стадион в парке, бассейн, школы №1 и №8, озеро Пионер, Дом пионеров, профилакторий «РПЗ» и многие другие объекты по праву можно назвать детищами Юрия Геннадьевича Толокнова.
В рамки небольшой статьи невозможно вместить его рассказ целиком — для этого нужно написать книгу. Но некоторые эпизоды мы постараемся привести.
«После окончания в 1959 г. Московского института инженеров транспорта, я был распределен на РПЗ, — рассказывает Юрий Геннадьевич Толокнов. — Меня приняли в ОКС инженером. И с течением времени я возглавил этот отдел.
Одним из городских объектов, который мы создавали, — бассейн в парке. Его строительство потребовало больше всего времени и сил и стало, пожалуй, самым ярким эпизодом в моей работе. Для строительства директор Василий Никитович Степнов освободил меня от всех других обязанностей, потому что бассейн был сложнейшим объектом для завода и для нас. Надо было разрабатывать тысячи чертежей, контролировать бригады.
Первоначальный проект был типовой. По нему было создано несколько таких объектов. Но мы его полностью переделали. В итоге все фасады, внутренние помещения, оформление интерьеров приобрели уникальные черты. И впоследствии наш бассейн приезжали смотреть и перенимать опыт со всей страны.
Почему было принято решение переделать бассейн? Потому что под типовой проект выделялась строго определенная смета. А построить качественный, достойный объект на такие деньги было практически невозможно. Перед началом строительства мы с Василием Никитовичем посмотрели два подобных бассейна. Один из них был в Москве — стены покрашены масляной краской, глазурованная плитка на полах. Степнов посмотрел и сказал: «Чем такой бассейн строить, лучше вообще ничего не строить!» Второй бассейн был у Министерства обороны Морского флота — весь в мраморе и граните. Василий Никитович был впечатлен: «Нам не потянуть так, но будем стараться». И поручил мне поднимать этот объект. Чтобы не превысить смету, Степнов нашел выход из положения. Многие уникальные конструкции, детали интерьеров были спроектированы и изготовлены на заводе. Для проектирования я заключил договоры с лучшими архитекторами, скульпторами и художниками. Кроме того, я отвечал за всю работу в цехах и напрямую докладывал директору о ходе работ. Это были напряженные годы. Мы разработали сотни красочных планшетов с эскизами интерьеров. Так как над ними трудились специалисты высокого класса, эти планшеты были настоящими произведениями искусства.
Строительство бассейна продолжалось с 1975 по 1978 г. Но проектировать его мы начали еще в 1972 г. 27 декабря 1978 г. его предъявили государственной комиссии, а 1 сентября 1979 г. открыли и запустили первых посетителей. Эти семь месяцев шла отладка оборудования, отделка помещений, монтаж грандиозной скульптуры на фасаде, созданной по эскизам художника Генриха Выбана. Под нее был специально спроектирован фундамент.
Многие проекты, реализованные в городе, мы таким образом переделывали, улучшали конструкцию, наполняли уникальным оборудованием, изготовленным специалистами завода. Так было и во Дворце культуры «Сатурн», и на старом стадионе, и в школе №1, и в Доме пионеров, и в профилактории. Почему мы к этому стремились? Потому что знали, мы делаем это для города, для жителей, для заводчан. У них должно быть все самое лучшее».
Яна ГАРБУЗОВА
Фото из архива Раменского историко-художественного музея
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!