Незаметные моменты

Когда в администрации сельского поселения Заболотьевское, на мой вопрос о человеке, с которым можно было…

Незаметные моменты

Когда в администрации сельского поселения Заболотьевское, на мой вопрос о человеке, с которым можно было бы интересно поговорить, все один голос ответили: Иван Григорьевич Быстров, я, признаюсь, был слегка разочарован. 

Дело в том, что И.Г.Быстров – человек в Раменском районе известный и уважаемый. И наша газета много раз писала и о нем самом, и о предприятии, которым он долгое время руководил. Если честно, я слабо представлял, что еще можно рассказать об этом человеке такого, о чем еще не рассказали мои коллеги.

Более 50-ти лет вместе. С женой Анной Сергеевной. 1957 год

Однако… Однако, два часа разговора с Иваном Григорьевичем пролетели почти незаметно. Говорил больше он. А я сидел и слушал, развесив уши. Ну, и включив диктофон, разумеется.

Несколько моментов в его рассказе меня просто поразили. Вот на них, собственно, и остановлюсь.

 

Момент первый. Приятный.

Действительно, это приятно, слышать теплые и добрые слова о своей профессии и о своих коллегах. А именно с них начал наш разговор Иван Григорьевич Быстров.

— С районной газетой у меня всегда были хорошие деловые отношения. Со многими редакторами я был знаком лично. Знал Баранова, Красновского. Но чаще всего доводилось общаться с Ириной Никитиной, поскольку именно она отвечала за освещение сельской жизни в газете. Хороший и грамотный журналист. Очень здорово у нее все получается.

Что ж тут с И.Г.Быстровым трудно не согласиться. Таланта, опыта и трудолюбия Ирине Анатольевне не занимать. И не случайно на сегодняшний день она является ведущим журналистом нашей газеты.

Момент второй. Военный.   

Момент шестой. Кремлевский. На Красной площади во время выпуска кремлевских курсантов

Будем откровенны в том, что знания большинства из нас о тех трудностях, которые довелось пережить нашей стране в годы Великой Отечественной войны, невелики. И почерпнуты они, прежде всего из школьных уроков истории, а также из книг и кинофильмов. Если же кто-то и видел живого немца, то, скорее всего это случалось на средиземноморских курортах Турции. Но… там они мирные. И вот я в уютном доме, сижу и пью чай с человеком, которому довелось видеть и немцев, пришедших на нашу землю с оружием в руках, и партизан, и полицаев, и бойцов регулярной Красной Армии. В общем, всех тех, кого мы привыкли видеть только в кино. Возникало странное чувство нереальности происходящего. Оно усугублялось тем, что о жизни во время оккупации Иван Григорьевич рассказывал спокойно, без всякого пафоса и преувеличения.

— Когда началась война, мне было девять лет. Отец с первых дней войны ушел на фронт. Он погиб в 1945 году.  А мы с сестрой и мамой, которая к тому же ждала ребенка, оказались на территории оккупированной немцами Белоруссии. Так, что моя вторая сестра родилась уже во время оккупации. Отец был мастером на все руки, и наш дом в деревне был одним из самых лучших. Поэтому именно в нем любило останавливаться наезжавшее время от времени немецкое начальство. Нас тогда выгоняли жить в сарай. По-видимому, наличие в семье грудного ребенка спасло нас от угона на работы в Германию.  Однако, и здесь жизнь была не сахар. Голодали. Ели, что придется. Об учебе речь вообще не шла.  Вслед за частями регулярной немецкой армии в нашу деревню пришли эсесовцы и принялись устанавливать свои порядки: назначали старост, вербовали полицаев. Некоторые люди специально шли на эту работу, чтобы получить в руки немецкое оружие и уйти в лес к партизанам. Лесов вокруг было много, и партизанское движение было сильное. Если днем в деревне верховодили полицаи, то ночь была самым партизанским временем. Так продолжалось вплоть до прихода Красной Армии в 1944 году.

Рассказ Ивана Григорьевича звучит довольно обыденно. И вот именно от этой обыденности немного жутковато. Приходит понимание, что война это не веселая, хоть и весьма опасная прогулка, а каждодневная, нелегкая борьба за выживание. И ничего романтического в войне нет.

 

 Момент третий. Космический.

В детстве мы не знали, кто такие олигархи. Зато знали, кем был Юрий Гагарин. А потому, многие из нас хотели стать космонавтами. Получилось далеко не у всех. Но первый космонавт планеты по-прежнему для многих из нас продолжает оставаться легендой. И вот рядом со мной сидит человек, который встречался с самим  Гагариным! И не просто встречался, а пожимал ему руку и разговаривал! Вот как со мной сегодня.

— В 1961 году я работал директором РТС (Ремонтно-технической станции) одного из районов Смоленской области. Одним из самых ярких впечатлений того времени стал приезд в наш район Юрия Гагарина. Он только, что совершил свой героический полет и баллотировался в депутаты Верховного Совета СССР от Смоленской области. Делегация прилетела на трех вертолетах, для посадки которых силами нашего предприятия была расчищена специальная площадка. Гагарин встречался с избирателями, а потом состоялась отдельная встреча с руководством района, на которую был приглашен и я. Что ни говори, а увидеть воочию человека, чье имя в 1961 году гремело на весь мир, было интересно и приятно.

Я прекрасно понимаю Ивана Григорьевича. Это действительно уникальная встреча. Слава Гагарина и сейчас огромна. Но тогда, в 1961 году она была просто невероятной. И пожать ему руку считали для себя за честь даже первые лица всех без исключения мировых держав.

 

Момент четвертый. Раменский.

В 1980 году Москва принимала летние Олимпийские игры. Для Советского Союза это было грандиозным событием. Город Раменское, на первый взгляд, вроде бы никакого отношения к этой Олимпиаде не имел. Но это лишь так кажется.

— В начале этого года меня назначили директором совхоза «Раменское». До этого я восемь лет работал на разных должностях в колхозе «Борец». Если честно, то менять работу в мои планы не входило. Тем более, что совхоз «Раменское» в то время находился в числе отстающих хозяйств. Но партийная дисциплина тогда значила очень многое.   И вот более 20-ти лет, с 1980-го по 2003-й гг. я возглавлял это сельскохозяйственное предприятие. Принял я совхоз в феврале, а уже летом нам было доверено обеспечивать поставку овощных культур для гостей, приехавших на московскую Олимпиаду. Мы поставляли олимпийцам 17 видов продукции. Примерно в это время я познакомился и с Ю.М.Лужковым, который руководил торговым отделом Московской области.

Вот оно, значит, как. А ведь на той Олимпиаде советская команда завоевала больше всех медалей. И в этом успехе есть пусть небольшой, но личный вклад И.Г.Быстрова. А американцы, которые в Москву не приехали, много потеряли: и без медалей остались и овощей раменских не попробовали.

Момент пятый. Юбилейный.

Из разговора с Иваном Григорьевичем я совершенно случайно узнал, что 20 мая ему исполняется 80 лет. Он упомянул об этом вскользь, между делом. А мне подумалось, что это я удачно зашел. И теперь со страниц «Родника» от имени всей редакции имею возможность поздравить его с этим юбилеем. Здоровья Вам, Иван Григорьевич, счастья и долгих-долгих лет жизни!

Вячеслав Щедрин

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее