08.10.2020 15:44
Любовь к книгам стараются прививать с детства. Рассказывают о пользе чтения, дают задание на лето,…
Любовь к книгам стараются прививать с детства. Рассказывают о пользе чтения, дают задание на лето, когда ты учишься в школе, ну и уроки литературного чтения не стоит забывать. И те, кто действительно любит читать, идут в библиотеку — ведь где, как не в ней, найти книжные новинки и получить рекомендации об интересных книгах?
У кого можно узнать о книгах, интересующих молодежь, значении слова «книгоглот» и пользы от навыка скорочтения? Конечно, у библиотекаря. Поэтому мы встретились с библиотекарем Тимонинской сельской библиотеки Марией Фроловой и поговорили о книжном мире.
— Когда вы начали интересоваться литературой?
— Увлечение книгами у меня возникло в раннем детстве. Я помню, как родители читали мне замечательные истории Николая Носова и Валентины Осеевой. В детстве у меня был огромный библиотечный шкаф, где хранились самые разные книги. Потом, когда я научилась читать, мне очень интересна была книга Н.Носова «Приключения Незнайки». Мне вспоминается такой эпизод: один раз, вместо того чтобы лечь спать, я взяла эту книгу, укрылась одеялом, чтобы родители не видели, и читала произведение, пока не заснула. Мне тогда было 6 лет.
— Сейчас все большую популярность набирает навык скорочтения? Насколько, на ваш взгляд, эффективен такой прием чтения книг?
— Обычный человек читает за минуту примерно 201 слово. Показатель тех, кто обладает навыком скорочтения, увеличивается в 3-4 раза — это примерно 600 слов в минуту. Как достигается такой результат? Во-первых, должна хорошо работать зрительная память, во-вторых — мыслительная, то есть человек, который обучается скорочтению, должен мысленно отключать все внешние факторы. Но самое главное — научиться читать не быстро, а осмысленно. Если ты читаешь быстро, бегло, но невдумчиво, то ты — книгоглот. Глотаешь книги и не можешь взять самое главное. Поэтому важно не как быстро читать, а как быстро осмыслить книгу.
— Чтение портит зрение?
— Если бездумно читать какую-то некачественную литературу с мелким шрифтом при неправильном освещении, то действительно можно посадить зрение.
— А как тогда читать правильно?
— Во-первых, для правшей освещение должно быть с левой стороны, чтобы тень не падала на текст. Во-вторых, бумага книги — не слишком белая, шрифт — удобный для чтения с расстояния 30-35 см. Нельзя читать много часов подряд (больше 2,5 часов), нужно обязательно делать перерывы (10-15 минут). Желательно делать зарядку для глаз, чтобы глаза не были сухими: смотреть в стороны, часто моргать.
— Что изменилось в современной библиотеке?
— В Тимонинской библиотеке существует такая форма выдачи электронных изданий, как ЛитРес — это крупнейшая электронная библиотека. Читатель может прийти в любую библиотеку Раменского округа и сказать, что хочет купить книгу в ЛитРес — для наших читателей это бесплатно, потому что литературу закупает библиотека. Однако нужно учитывать, что не все книги библиотека может закупить в ЛитРес. Например, приходит читатель и спрашивает Дарью Донцову, литература которой у нас есть в печатном варианте — это не дефицит. Поэтому библиотека не может закупать её в электронном варианте — библиотекарь покупает только самые-самые интересные, которые нельзя найти в фондах наших библиотек.
— Сколько приблизительно книг вы прочитали?
— Конечно, я не считала, но думаю, больше тысячи и даже больше. Я читаю одну книгу в 350 страниц примерно за неделю.
— Ваши любимые книги?
— С детства моим любимым писателем является Николай Носов. Я и сейчас со своей дочкой перечитываю его замечательные произведения, потому что Носов писал не только для детей, но и для взрослых. Мне нравятся «Фантазеры». Также могу отметить произведение «Дружок». Еще мне нравится рассказ «Огурцы», в котором герои своровали на колхозном поле огурцы, а потом не знали, как в этом признаться. Любимые книги очень трудно определить, потому что я выбираю те, которые захватывают с первой страницы. Но все же хочу отметить произведение английской писательницы Элеанор Портер «Поллианна» — о девочке, которую папа научил играть в радость. Недавно к нам в Тимонинскую библиотеку поступил роман Пэм Дженоффа «История сироты». А один из рассказов из сборника Елены Кучеренко «О Машке-дурочке» я прочитала во время самоизоляции. Потом эта книга вызывала большой фурор у читателей. Однажды я её открыла и увидела отзыв: «Мария Викторовна, мне эта книга очень понравилась. Спасибо Вам! Прям супер-супер!». Еще одно произведение — «Книжный вор» Маркуса Зусака. И последняя книга — «Стояние» Николая Агафонова, она рассказывает о чуде, которое произошло в Куйбышеве в 1958 г.: девушка Зоя решила танцевать с иконой в рождественский сочельник и просто окаменела.
— Почему молодежь тяжело воспринимает русскую классику?
— Современный подросток хочет читать то, что он видит сейчас. А то, что было до этого и еще написано непонятным языком, читать трудно, но все же есть слово «надо». И тогда должны подключиться родители, воспитатели, библиотекари и учителя, которые сделают уроки литературы очень информативными и интересными.
Полную версию интервью можно послушать здесь.
Дарья АРТЕМОВА
Беседовали Дарья Артемова и Илья Щедрин
Фото из личного архива Марии Фроловой
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!