02.04.2015 07:25
Ольга Юматова: «У нас работают неравнодушные люди!»
Не так давно исполнилось 20 лет Раменскому специализированному социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних «Родник». Накануне юбилея в гостях у Раменского информагентства побывала его директор — О.В.Юматова и ее коллеги по работе с детьми.
— Ольга Валентиновна, давайте ненадолго вернемся в 1995 г. и вспомним о первых шагах центра, о его первых руководителях и педагогах.
— В 1995 г. обстановка в стране была крайне тяжелой, и самые незащищенные слои нашего общества оказались беззащитными перед тем валом проблем, которые возникли. Поэтому решение о создании специализированного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, принятое главой района В.Ф.Деминым и руководителем районной социальной службы Л.В.Завадской, было правильным и своевременным. В марте 1995 г. состоялось его открытие, и с тех пор он существует в этом же здании, на тех же площадях. Первым директором реабилитационного центра «Родник» стала Ольга Игоревна Сиднева. Она 8 лет работала на этой должности, а в 2002 г. я подхватила это знамя. Несмотря на то, что она уже не директор, мы постоянно с ней активно сотрудничаем. Она прекрасно знает многие наши проблемы и всегда готова прийти на помощь.
— В структуру реабилитационного центра «Родник» входят стационарное отделение и отделение участково-социальной службы. Расскажите о них.
— Отделение диагностики и социальной реабилитации (мы называем стационарным отделением) — это отделение, где дети живут круглосуточно, круглогодично, и где мы ведем непрерывную работу и с ребенком, который к нам поступил, и с его семьей.
Но есть дети, которые не находятся у нас в стационаре, но у которых есть проблемы, требующие решения. Для этого в 2001 г. было создано участковое отделение профилактики и безнадзорности детей. Со временем оно трансформировалось, и в результате в 2006 г. возникла участково-социальная служба. Образно говоря, там находятся дети, которые могут постучаться к нам в дверь, несмотря на то, что они продолжают жить в семьях. У них тоже есть проблемы, и им надо помогать. В участково-социальной службе работает хороший коллектив специалистов по социальной работе, и мы очень надеемся на то, что эта служба будет развиваться и дальше. К великому сожалению, в нашем здании, где находится стационарное отделение, место очень ограничено. Но сейчас администрация нам выделила помещение по адресу: ул.Гурьева, д.26 (отдел по работе с населением). Есть возможность работать и на территории микрорайона Холодово, также в помещении отдела по работе с населением.
— То есть туда могут прийти подростки со своими проблемами, и вы можете их принять, выслушать?
— Конечно. Туда могут прийти и родители с подростками.
— Основная цель центра – это помощь детям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. За 20 лет работы через ваш центр прошло более 1000 человек. Прежде всего, это что – профилактика безнадзорности и социальной реабилитации, правильно?
— Наши подопечные — это, прежде всего, те дети, которые просто кричат о помощи. Коллектив, который их принимает, нацелен на то, чтобы помочь ребенку, и в результате все-таки вернуть его в семью. Ребенок нигде так комфортно не будет себя чувствовать, как в своей родной семье.
— Ольга Валентиновна, с кем вы сотрудничаете наиболее тесно?
— Субъектов профилактики безнадзорности много. Это и Комиссия по делам несовершеннолетних, это и управление опеки, с которыми мы сотрудничаем очень плотно. Не бывает дня, чтобы мы не обменялись звонками или какой-то информацией. Это социальные педагоги школ Раменского района, это участковые педиатры, потому что это люди, которые, войдя в дом, семью, первыми понимают, что есть какое-то неблагополучие. Это, конечно, и Управление внутренних дел, которое по долгу службы отслеживает ситуацию с детьми группы риска, с семьями группы риска.
— Сколько сейчас детей проходит реабилитацию в вашем центре?
— На сегодняшний день у нас по списку 23 ребенка, кто-то приболел, кто-то находится в больнице. Три ребенка находятся на 5-дневном обучении в школе-интернате. Центр рассчитан на 30 человек. За прошлый год у нас прошли реабилитацию 70 человек, из них 42 человека, то есть больше половины, мы вернули в семьи. Это говорит о том, что мы работаем над реабилитацией не только самого ребенка, но и его семьи. Ребенку нужно вернуться туда, где тоже есть изменения к лучшему, иначе наша работа теряет всякий смысл. Мы пытаемся изменить ребенка, но при этом надо изменить и отношение к ребенку в семье. Надо попытаться дать понять родителям, что ребенок – это ценность, и другой ценности на сегодняшний момент нет. Мы активно работаем в этом направлении, поэтому большая часть детей возвращается в семью.
— Ольга Валентиновна, скажите, а потом вы отслеживаете эти семьи, какой-то контакт у вас есть с ними?
— Когда мы ребенка отчисляем, мы переводим его на патронат в участковую социальную службу, и там продолжается та же работа, что велась здесь. И мы уже можем сравнить: как было и как стало, что изменилось в лучшую сторону, и что не изменилось.
— Бывает, что ребенок повторно к вам попадает?
— К сожалению, бывает.
— Ольга Валентиновна, вы говорили, что цель вашей работы – возвратить ребенка в семью. Но ведь бывают случаи, когда возвращение в семью невозможно. Как тогда поступаете?
— Обращаемся в Управление опеки, обозначаем проблему. Опрашиваем родственников, ищем этих родственников, если они есть. Если находим, то направляем их в опеку, чтобы понять – есть ли кандидаты для того, чтобы установить опеку, создать замещающую семью, решить как-то жизнеустройство ребенка не в кровной семье, где проблемы. Стараемся решить вопрос таким образом, чтобы ребенок не попал в детский дом. Не потому, что он такой плохой, а потому, что лучше, чем в семье, ребенку нигде не будет.
— Как попадают дети, подростки в ваш центр?
— Происходит это по-разному. Слава Богу, мы ушли от того времени, когда наших детей находили в подвалах, подъездах. Это было в 90-е годы. Но, тем не менее, в прошедшем году, по рапорту органов внутренних дел, то есть с написанием акта, к нам были помещены 8 подростков. По личному обращению к нам пришли 3 подростка. Несколько ходатайств было от органов опеки. Они обращаются к нам, и мы предоставляем детям наши услуги. Но более 60% наших подопечных попали к нам по заявлению родителей.
— Ольга Валентиновна, расскажите о материальной базе центра.
— С точки зрения материально-технического состояния, хотелось бы чего-нибудь лучше. Здание 1956 г. постройки. Мы всеми силами стараемся поддержать там чистоту, порядок, комфорт. Каждое лето в нем надо делать косметический ремонт или хотя бы отмыть, проветрить. Это все делают наши сотрудники. На территории у нас детская игровая площадка, мы ее не так давно купили. Мы должны создать уют для детей, домашнюю обстановку. У нас есть два автомобиля, автобус на 14 мест. На нем мы можем позволить себе поездки, как по городу, так и на различные экскурсии, например, в Усадьбу Деда Мороза, которая находится недалеко, на Рязанском проспекте. Ездим и в зоопарк, и в планетарий. Мы должны расширить реабилитационное пространство для детей, которые в своих семьях, может быть, не получали того, что можем дать мы. Хочу сказать по поводу финансирования. Финансирование стабильно идет по нашей смете, по нашим планам. У нас возрастное меню. Медсестры пишут меню на каждый возраст, а их три. В центре есть свой врач и пять медсестер, они работают круглосуточно, следят за здоровьем детишек.
— К вам приходят детишки из неблагополучных семей. Вы всех осматриваете?
— Все, что необходимо, дети получают от наших медработников. Хочу пояснить, почему мы не берем детей, как раньше, — с улицы. С 2006 г. действует Постановление губернатора, которое не разрешает брать детей с улицы учреждениям, где нет приемного отделения. Поэтому, прежде, чем ребенок попадает к нам, он проходит медицинское обследование в больнице. И только после этого мы забираем ребенка и переводим его в группу. Нашим медикам есть над чем работать. Они активно следят за питанием детей, занимаются профилактикой и санитарным просвещением, гигиеной.
— Скажите несколько слов о коллективе.
— У нас работает 51 человек. Коллектив сплоченный. Могу сказать, что практически все воспитатели имеют квалификационную категорию. Психологи у нас только высшей квалификационной категории. Если бы не коллектив, то, может быть, у нас и не было бы таких успехов. У нас работают неравнодушные люди!
Беседовала Инна Долгова
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!