09.11.2012 09:43
1 ноября (19 октября по старому стилю) Иванов День. Проводы Осени, встреча зимы….
Примечали в старину
1 ноября (19 октября по старому стилю)
Иванов День.
Проводы Осени, встреча зимы. Было поверье, что баламутит на 1 ноября конюшенный домовой: гриву треплет, в косицы заплетает, на дыбы вставать жеребцов принуждает.
В этот день встречали зиму и провожали осень. Наступали настоящие морозы. Кто в ноябре не зябнет, тому и в крещенскую стужу не замерзнуть. В этот же день резали кур, яства всякие из них готовили.
2 ноября (20 октября по старому стилю)
Артемьев день. Артемий. Садок.
Садока молят об избавлении от случайной смерти. К Артемию обращаются за помощью при грыжной болезни. Квасят капусту. Занимаются починкой заборов, потому что считали: чем лучше да крепче забор, тем урожайнее следующий год будет. День Атаманов, воинских предводителей.
С этого дня к человеческому жилью начинают приближаться волки. Если волки на Артемия воют — к морозам. Если волки воют стаями — к голоду.
Есть поверье, что на защиту рожденного в этот день встает мати зверям — волчица. И близок этот человек по духу лесу, зверям, птицам. Волчий корень — ему покорен. Волчье лыко — его улыбка. Мати зверям — волчица — его заступница.
3 ноября (21 октября по старому стилю)
День Иллариона. Пороша.
С этого дня начинает заметать пороша. Первая пороша — не путь. А вот днем еще грязно. Надо помнить: Бездорожье хулить — по белу свету не ходить.
Если на Иллариона снег ляжет на сырую землю и не растает — весной рано зацветут подснежники. На Иллариона выпадет снег на мерзлую землю — в следующем году следует ожидать хорошего урожая хлеба.
4 ноября (22 октября по старому стилю)
Казанская.
День Казанской иконы Божъей Матери. Казанская Бабья Заступница (один из главных женских праздников).
На Руси праздник Казанской Божией Матери считался важной датой в крестьянском календаре. Это был своего рода рубежный день, вслед за которым почти сразу наступала настоящая зима. С этого дня ожидали наступления настоящих зимних холодов. Суровая зима предстояла, по поверью, если осенью был снят хороший урожай. К этому празднику приурочивались и запоздалые свадьбы. Кто на Казанской женится – счастлив будет, не раскается. Заканчивались сезонные строительные работы, и землекопы, каменщики, плотники, штукатуры, маляры, получив расчет, возвращались домой, в свои деревни. Договор: «На Казанскую – расчет!» – никто нарушить не смел, опасались и наступающих холодов. В этот праздник часто устраивали в деревнях пивные праздники, потчуя мужчин, вернувшихся из города с работ в деревню.
По этому дню в старину судили о наступающей зиме. Первый заморозок. Что Казанская покажет, то и зима скажет. Казанской не зима, с Казанской — не осень. На Казанскую, по мнению русского народа, всегда идет дождь. А коли на Казанскую дождь пойдет — все луночки нальет, а снег пойдет — все дороги заметет. Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами лежит. Если в этот день пойдет дождь, ожидают скорого наступления зимы. На Казанскую ясный день — к похолоданиям. С Казанской мороз не велик, да стоять не велит. С Казанской тепло морозу не указ. Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади.
5 ноября (23 октября по старому стилю)
Иаков. Яков. День Якова.
Снежная крупа или град предвещают, что в Матренин день (22 ноября) зима на ноги встанет. На Якова водили последние осенины – проводы осени. С Якова уже ждали зиму. По наблюдениям, «на Якова» второй снег падал. Если в этот день выпадал глубокий снег и потом не таял, а оставался, зима обещала быть мягкой, а лето урожайным. Снега надует – хлеба прибудет,– гласила поговорка. Как бы там ни было, а с Якова начиналась настоящая зима во всей средней России. В народе считали: С первого снега сорок дней до зимы, со второго – сама зима. И весело провожали в этот день осень с терпким пивом из нового урожая.
В этот день едят мед и играют в пчелиные игры, подражая жужжанию пчел. Считалось, что чем больше меда съест хозяин в этот день и чем громче он будет жужжать, тем лучше будут роиться пчелы весной и тем больше меда удастся собрать в будущем году. В этот день старались заготовить последние дрова в зиму. Считалось, что это обычай принесет в дом тепло. Яков был покровителем мужской работы, поэтому в этот день и справляли прежде всего тяжелую работу. В этот день гужи из сыромятной кожи делали, да всю конскую сбрую и упряжь проверяли, что все было справно.
Крестьяне помнили, что поле поднимет на другой год хорошие хлеба, когда ты о нем думаешь, когда не позабываешь и наведываешься к нему в пору, когда оно голо. И взять с него нечего. Разламывая кусок пирога и раскидывая по полю, крестьяне верили, что зимние птицы — снегири, свиристели, чечетки, вьюрки — прилетят к полю и своими голосами успокоят землю, чтобы дала она богатый урожай на следующий год.
Отец Яков в молитве не одинаков: за ину берет полтину, за другую сам два дает.
6 ноября (24 октября по старому стилю)
День Арефы. Светец. Скорбящая Божья Мать.
С этого дня начинались девичьи зимние посиделки, отсюда и день этот называли Светцем при вечерней лучинке. А прясть и ткать самый срок. Собирались на них девушки, песни пели, пряли и ткали. Выкованные узоры, травы и птицы, когда горела лучина, как бы подсказывали девице о душе суженого, о любви.
Скорбящую Божью Мать считали избавительницей от скорби и болезней. Ей молились, чтоб исцелила от всех болезней.
7 ноября (25 октября по старому стилю)
Красная горка.
В этот день вся природа и земля плакали — дождиком или снегом. Полагалось вспомнить всех сирых да убогих, несчастных да обиженных, пожалеть их. В этот день поминали родственников — и дома за столом и на кладбище. Вопили бабоньки, припав к землице, о родных своих ушедших. Из любви к усопшему родственники соблюдали в чистоте и порядке его могилу — место будущего воскресения. Придя на кладбище, зажигали церковную свечу, молились об умершем, читали акафист об упокоении его души. Обязательно прибирали могилу, а потом немного молчали, вспоминая дорогого человека. Есть или пить (особенно водку) на кладбище не полагалось. Еду на могиле не оставляли — отдавали ее нищим.
Торгующие зерном с этого дня не должны были переезжать с места на место — в противном случае им не было удачи в продаже остатков хлеба. Торговцам в этот день вообще воспрещалось есть хлеб.
8 ноября (26 октября по старому стилю)
День поминовения Предков. Дмитриев день (иначе он называется Родительским днём).
По обычаю, в этот день поминают усопших). Дмитровская неделя – родительская суббота. Помин по усопшим воинам. Поскольку определенно установленный день памяти Дмитрия Солунского приходится в различные дни недели, то и Дмитриевская родительская суббота отмечается в разные календарные дни. Живы родители — почитай, умерли — поминай.
Зима уж лезет на плетень. Коли в этот день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель — зима и весна теплые. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, коли по голу, то и Святая по тому. На Дмитрия девки хитры — собираются замуж. До Дмитра девка хитра; а после Дмитра еще хитрее (выйдет замуж). После Дмитра не будет (девка) такова. В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит.
9 ноября (27 октября по старому стилю)
Зарок на Параскеву. Обеды.
В этот день давали обеты — обещания — выполнить какую-нибудь работу или заповедь. Бабы по обету должны были за одну ночь выткать пелену для иконы Пресвятой Девы Марии. Начинали прясть обыденную пелену.
Этот день называли еще Зарок на Параскеву, ибо, если в доме было несчастье или пришла беда, надо было выполнить зарок — и сделать его в полном молчании, — а следующим утром пойти к Параскеве в церковь помолиться и испросить себе милости Божией и помощи святой мученицы.
10 ноября (28 октября по старому стилю)
Параскева Пятница — Бабья Заступница. Параскева Льняница.
В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В день ее памяти не работали, даже если этот день приходился не на пятницу, а на другой обычный день недели. Начинают мять и трепать лен, готовить для продажи. Вся неделя, на которую выпадет этот день, — Пятницкая Неделя.
Параскевия Пятница, с одной стороны, совпадала и даже заслоняла собой христианскую Богородицу, а с другой — наследовала и завещала Макошь (Мокошь), древнейшую богиню славянского язычества: богиню пряху, покровительницу земного счастья. Поговорка предостерегала: Кто в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать. В пятницу нельзя было ни мыть голову, ни купать детей. К родникам Параскевы приводили матери своих чахлых детей, умывали в этот святой день, и сходили немочи детские, чахлость осенняя. Животворящая сила источника Параскевы указует бабам: в этот день белья в воде не мыть, вальками у воды не стучать, веретеном свет белый не сучить, веретено и на лавке не оставлять, а то наживешь, мол, сорок грехов.
Первый зимний день. Осматривали и утепляли дома, скот помещали в зимние стойла. На Параскеву полагаются особые мольбы на хороших женихов. Бабы и девки устраивали «льняные смотрины»: Вытрепанный лен -первак показывали друг другу, хвалились своим рукодельем. Девушки стремились показать свое искусства парням и будущим свекровям.
11 ноября (29 октября по старому стилю)
Аврамий Овчар и Анастасия Овечница.
Анастасия считается заступницею овец, а Аврамий — покровитель овчаров, которые справляют в этот день свой праздник. Овчаров принято угощать в этот день, пекли пироги и угощали их всем миром. Женщины носили в избы овчаров и пастухов угощение — пироги из новой (свежей) муки, — чтоб овцы водились и чтоб овец летом уберегли. С этого дня крестьяне начинали стричь овец.
12 ноября (30 октября по старому стилю)
Зиновий и Зиновия. Юровая. Праздник Рыбаков и Охотников. Праздник Псарных Охотников. Синичкин день.
Не велика птичка — синичка, а и та свой праздник помнит. Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною. Взрослые и дети мастерили кормушки для птиц. Первое массовое появление синиц, а с ними вместе: снегири, сойки, чечетки, свиристели — признак приближающихся больших холодов.
Юровая — народный праздник рыбаков и охотников. В Сибири день Зиновия считали праздником рыбаков. На Иртыше, Оби, Енисее и других реках с Зиновия отправлялись на лов красной рыбы. И добрый улов непременно отмечали хмельной пирушкой на высоком берегу реки – на юру. Праздник первого улова так и назывался – «Юровая».
Охотники собираясь на охоту за зайцами, сходились пировать в одну избу. Если в этот день выпадет снег, то они, вместо пирушки выезжали на травлю зайцев. В этот день непременно нужно было затравить хотя бы одного зайчишку, называвшегося «именинным», иначе охотников ждала неудача весь год. И в первый день охоты на зайцев не жалели ни себя, ни лошадей, ни собак. Добыв косого, бывало, говорили: Коня положили, да зайца уходили. «Цена зайцу – две деньги, а бежать – сто рублев». Плохой приметой считалась в этот день встреча на охоте с волком.
13 ноября (31 октября по старому стилю)
Никодим.
Никодима почитали как хранителя дома от огня и пожаров. Он оберегал семьи от несчастий и разных бед. В этот день переводили кур в зимние закуты, метили старых и слабых. Из кур блюда разные готовили.
14 ноября (1 ноября по старому стилю)
Кузьма и Демьян. Кузьминки.
Кузьминки — осени поминки, встреча зимы. По народному календарю осени отводится время от второго Спаса до Кузьминок. На Кузьминки доигрывали последние свадьбы — ковали счастье молодым. Святые Косьма и Дамиан считались как мастера и покровители семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях.
С Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями всех рукоделий, женщины садились за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Батюшка Кузьма — Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними.
Кузьминки были еще и девичьим праздником. В этот день девушки собирались вместе и готовили стол, а вечером приглашали в гости холостых парней. Обязательным блюдом была каша. Кузьминки продолжались «до света», а потом парни, расправившись с угощением, отправлялись воровать чужих кур.
Время забоя кур. Обычно курицу в крестьянском дворе держали два года. За этот срок она сносила почти 400 яиц – две трети своей продуктивности, назначенной ей природой на всю ее короткую, в среднем шестилетнюю жизнь. Поэтому каждую осень хозяйки старались пополнить курятник «молодками», а «перестарки» отправлялись на стол.
Начало зимы, первые морозы, Козьма — Демьян с мостом, Никола (19 декабря) с гвоздем. Если Кузьма — Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт. Холод на Кузьму — Демьяна — тепло на Михаила. Кузьмы — Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье. Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня. На Кузьму и Демьяна лист на дереве — через год мороз. Если лист остается на дереве, то на другой год будет мор.
15 ноября (2 ноября по старому стилю)
Акиндин и Пигасий.
Акиндин разжигает овин, Пегасий солнце гасит. Световой день убывает. Шла сушка хлеба в овинах и его молотьба. Как известно, в овинах сушат зерно, разводя в нем огонь.
16 ноября (3 ноября по старому стилю)
Анна Холодная.
В этот день внимательно следили за погодой, думая о наступившей в большинстве регионов России зиме и будущем урожае. Анна без снега — жди хлеба. Анна пришла — снега принесла. Анна холодная — осень голодная.
Дрова в печи горят сильно и пламя стремится в трубу с ревом — к буре. Если печеный хлеб на улице замерзнет, скоро морозы будут. Облака плывут низко — ожидай стужу.
17 ноября (4 ноября по старому стилю)
Еремин день.
Ерёма — Сиди Дома. По представлениям русского народа, в этот день надо было оставаться дома, никуда не выходить за ограду, чтобы не столкнуться с нечистой силой, которая в этот день пытается в избу проникнуть, угля или огня стащить. Поэтому ни огня, ни углей соседям не дают, иначе счастье из дома уйдет. Ни огня, ни уголья из дома не дают, счастья пытать не идут. Призрачны околицы в этот день.
18 ноября (5 ноября по старому стилю)
Галактион. Иона.
В этот день девицы умоляют Бога послать им истинных мужей. Девушки, которые хотели побыстрее выйти замуж, разбрасывали на заре этого дня вокруг своего дома мелкие монетки и предметы рукоделия для привлечения женихов. Говорят, что с этого дня осень разъезжает на гнедой кобыле.
19 ноября (6 ноября по старому стилю)
Павел Исповедник и Варлаам Хутынский — Ледоставы. Наступает пора подледного лова. Если у лошадей в этот день хороший аппетит, то зимой они болеть не будут, а если корова на Павла дает много молока, то и зимой хорошие удои будут. Мороз и вьюга обнялись, в любви вечной поклялись. На многих речках появляется лед. Если день богат снегом, то и вся зима будет снежная. Если лёд на реке к этому дню становится грудами, то и хлеба будут груды, а гладко — так и хлеба будет гладко.
20 ноября (7 ноября по старому стилю)
Федот. Федот — лед на лед ведет. Женщины начинали прясть и обращались к Федоту, покровителю женского рукоделия, с молитвой о помощи в труде. Реки льдом покрывались — зимние дороги открывались. С Федота можно было по льду на реках на санях ездить. С Федота до будущего года реки замерзли. Если на Федота дорога бугром, то и хлеб бугром, т.е. хорошим, набористым.
21 ноября (8 ноября по старому стилю)
Михайлов день. Михаил Архангел. Михайло мосты мостит. Михайловские ранние морозы. Начинались михайловские праздники — пиры да гулянья после окончания всех летних и осенних сельских работ. С Михайлова дня скот загоняют на зимний корм.
В Михайлов день наблюдали: Коли на Михайлов день иней – ожидай больших снегов, а коли с утра туман – ростепели быть. Считали, что Михайловым днем зима еще не начинается. Утверждали: С Михайлова дня зима не стоит, земля не мерзнет. Но уже после Михайлова дня «зима морозы кует». И стужи следует ждать со дня на день. Если Михайло Демьянов путь порушит, не жди пути до зимнего Николы (19 декабря).
Михайлов день испокон веков весело праздновали и селяне, и горожане. Этот праздник был «гостевым». В обычае было в Михайлов день и самим в гостях побывать, и у себя гостей принять, и самому хорошо угоститься, и своих гостей щедро попотчевать. Крестьяне угощались своим пивом, пирогами из нового хлеба, свежим медом. И жаренья и паренья было вдоволь. Неделю еще гуляли. А потом наступал долгий и строгий Филипповский пост.
22 ноября (9 ноября по старому стилю)
Матрена зимняя. Матренин день. С этого дня зима встает на ноги, налетают морозы. Облачная, снежная погода — жди ненастного мая. Иней — урожай овса, дождь — пшеницы. Каков иней на деревьях, таков и цвет на хлебе будет. Если в этот день гусь войдет на лёд, то будет ещё плавать по воде (растает). Если на Матрёну стоит хорошая погода, то стоять ей целых три недели. С Сергия (25 сентября старого стиля) зима починается, с Матрены устанавливается.
23 ноября (10 ноября по старому стилю)
Родион и Ераст. Родион Ледолом. Ераст — на всё горазд: и на холод и на голод и на бездорожную метелицу. С Ераста жди ледяного (крепкого) наста. Большой туман предвещает большую оттепель.
В этот день крестьяне освящали в церкви хлеб с большим куском соли — это приносило здоровье домашнему скоту. Если корову зимой продавали, то покупатель был вправе потребовать к ней освященного на Ераста хлеба.
24 ноября (11 ноября по старому стилю)
Федор Студит. Федор Студит — землю студит, морозит. Со Студита стужа, что ни день, то хуже. Холода правы, без них — неладно. На печке да около горячих щей и в Студитов день не застудишься. Примечали: Если в этот день сырость или снег, быть оттепелям до Введенья (4 декабря). Федоровы ветры голодным волком воют. Со Студита стужа, что ни день, то хуже. Федор не Федора – знобит без разбора. С Федора — студита станет холодно и сердито.
Если на Федора много звезд на небе — будет большой урожай ягод и грибов на будущее лето. Чтобы примета сбылась, в этот день обязательно заваривали чай с сушеной малиной, земляникой или черникой.
25 ноября (12 ноября по старому стилю)
Иоанн Милостивый. Примечали: Если дождь на Ивана Милостивого, то, опять же, оттепели будут до Введения (4 декабря). Закончились свадебные недели. Девушкам, оставшимся без женихов, приходилось ждать Масленицы или Красной горки — новых свадебных циклов.
26 ноября (13 ноября по старому стилю)
Иоанн Златоуст. Всякая зябь останавливается в росте. На Златоуста все поле пусто. Созывает зима свою свиту: вьюги и метели. Наступает пельменная пора.
Молятся Ивану Златоусту о суде над мздоимцами и обманщиками.
27 ноября (14 ноября по старому стилю)
Филиппов День. Филипповка. Филиппово Заговенье. Начало Рождественского поста. С филипповок начинались «бабьи засидки» за чесалкой и прялками. Пряли лен, шерсть, стучали ткацкие станы, мерно крутились и постукивали прялки. Собирались женщины небольшой дружной артелью. Работали, пели, беседовали, готовились к великому празднику – Рождеству Христову. Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом. У нерадивой пряхи и про себя нет рубахи. Соха кормит, веретено одевает. Иней на Филиппа – урожай на овес. На Филиппа дождь — пшеница уродится. На Филиппа ворона каркает — к оттепели. Коли в этот день облачно или снежно — к ненастью в конце мая. В этот день было принято выносить на двор еду домовому, чтобы водился скот. Филиппово заговенье — начало Рождественского поста, конец свадебным неделям.
28 ноября (15 ноября по старому стилю)
Гурьев день. Гурий помогает устранению зубных болезней. Уж коли ляжет на Гурия снег, так лежать ему до половодья. Зима приезжает на пегой кобыле и разгоняет всех нечистых. С этого дня вся нечисть убегают с земли, боясь морозов и зимы.
Рожденного в этот день одаривали в старину мерой овса, возом сена. Гурьян без лошади, что зима без января. Погоняй коня не кнутом, а овсом — помнили хорошие конюхи. Была примета: Коли кони ржут — то это к добру.
29 ноября (16 ноября по старому стилю)
Матфей. Матвеев день. На Матвея земля преет. На Матвея зима потеет. Случаются оттепели. Если на Матвея ветры веют буйные — быть вьюгам — метелям до Николы Зимнего (19 декабря). В Матвеев день облака низко идут – будет стужа.
30 ноября (17 ноября по старому стилю)
Григорий Зимоуказатель. На Григория было принято зиму закатывать: по свежему снегу и старые, и малые катались колесом, славя солнце (колесо — символ светила). Чем дальше колесом прокатывались, тем крепче и суровей должна была зима быть.
Примечали погоду на Зимоуказателя. Если мороз был, то зима должна была быть холодной. Каков Григорий — такова и зима. Если замерший лёд темный — к урожаю.
Ю.Молодчиков
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!