23.10.2012 09:35
В Московской области задержана банда, переделывавшая макеты пистолетов и автоматов в боевые образцы В…
Прощай, оружиеВ Московской области задержана банда, переделывавшая макеты пистолетов и автоматов в боевые образцы
В Московской области завершена масштабная совместная операция МУРа и ФСБ, длившаяся полгода. Силовики перекрыли крупный канал поставки в Московский регион оружия и боеприпасов. Шесть членов банды покупали за границей массогабаритные макеты оружия — образцы, которые по внешнему виду, размеру и массе повторяют оригиналы, но за счет измененной конструкции непригодны для стрельбы. А затем из нескольких макетов в специально оборудованных мастерских собирали боевые образцы. Газета «Подмосковье» выяснила детали операции.
Гаражно-оружейный кооператив
— В разных странах существуют разные требования по деактивации огнестрельного оружия и его запуску в легальный оборот. Массогабаритные макеты, которые задержанные приобретали в Прибалтике, делают искусственно непригодными для стрельбы за счет серьезных изменений в ударно-спусковых механизмах. А пистолеты и автоматы, купленные злоумышленниками в Германии, деактивируются путем просверливания ствола. Если же собрать из двух этих макетов один, то получится боевой образец, — объяснил корреспонденту «Подмосковья» официальный представитель Московского уголовного розыска Алексей Бахромеев. — Именно этим, по нашим сведениям, и занималась организованная группа злоумышленников в специально оборудованных мастерских.
Представитель МУРа рассказал, что в гаражном боксе, который арендовали подозреваемые, были обнаружены и изъяты два пулемета MG-42, автомат Калашникова, пистолет-пулемет Thompson, карабин «Сайга», пять пистолетов Glock, револьвер МР, 17 стволов различных калибров, глушитель к автомату Калашникова, 1700 комплектов заводских пуль, гильз, капсюлей, множество составных частей ударно-спусковых механизмов.
Также были изъяты токарный станок и слесарные инструменты, которые использовались для изготовления оружия. Целые арсеналы были обнаружены у членов банды в их квартирах и на дачах. Уголовные дела возбуждены по статье 222 Уголовного кодекса РФ «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».
По информации «Подмосковья», на группировку, изготавливающую боевые образцы оружия из макетов, сотрудники правоохранительных органов вышли после задержания в Раменском районе одного из «любителей оружия» еще в начале нынешнего года. Тогда у него изъяли снайперскую винтовку с оптическим прицелом и два пистолета-пулемета. Чтобы собрать доказательства и не только задержать тех, кто сбывал это оружие, но и перекрыть целый канал поставки, потребовалось полгода работы ведущих оперативников МУРа и ФСБ.
Как рассказал оперативник Управления ФСБ России по Москве и Московской области, в последние годы значительная часть оружия, изымавшегося на черном рынке, представляла собой именно переделки массогабаритных макетов. Причем было видно, что восстановление оружия проводилось не кустарными способами. Это и заставило сначала экспертов, а потом и оперативников проверять версию о существовании в Московском регионе сети мастерских по переделке оружия.
Между тем этот перекрытый канал поставки оружия и боеприпасов — один из сотен. По оценкам ФСБ, только в Москве и Московской области действуют около 200 крупных поставщиков макетов и деактивированного оружия.
Лазейка в законодательстве
222-я статья Уголовного кодекса хотя и предусматривает наказание за оборот оружия до восьми лет тюрьмы, но привлечь к серьезной ответственности тех, кто переделывает макеты и коллекционные экспонаты в стреляющие образцы, очень проблематично.
— Причина в том, что ни 222-я статья, ни другие положения Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях не регламентируют оборот массогабаритных макетов. В российском законодательстве нет даже определения «массогабаритный макет», — поясняет собеседник «Подмосковья» из Управления ФСБ по Москве и Московской области. — Привлекать к ответственности мы можем только тех, кто хранит или применяет огнестрельное оружие — традиционное или переделанное в него из макетов. Те же, кто снабжает их оружием и боеприпасами, зачастую выходят сухими из воды… Мы можем квалифицировать эти предметы лишь как конструктивно схожие с оружием изделия. Макеты чаще всего делают из боевых образцов — в них лишь заварены некоторые детали или распилен ствол. Фактически боевые и лишь несущественно измененные образцы свободно продаются и в интернете, и в обычных оружейных магазинах. И предъявить продавцам претензии мы не можем — таков закон. Хотя оборот макетов мы считаем угрозой национальной безопасности страны.
Взрывоопасная посылка
В некоторых европейских странах производство, реализация и оборот деактивированного оружия разрешен. В Россию оно завозится в основном через Украину и Финляндию.
— Украина не только транзитная страна, но и крупнейший экспортер деактивированного оружия, — рассказывает начальник Управления баллистических экспертиз и исследований Экспертно-криминалистического центра МВД России Николай Мартынников. — В советские времена, памятуя о нехватке оружия у границ, на Украине появилось огромное количество складов с оружием и боеприпасами. В них хранится не только относительно современное оружие, но и времен Великой Отечественной войны, — немецкое, английское, американское. И то, и другое находится в хорошем боевом состоянии. Советский Союз развалился, а эти склады остались. И украинские власти решили, что государство на этом должно зарабатывать. Раньше это ввозилось в Россию контрабандой, а сейчас оружие официально деактивируется и распродается, а затем полулегально доставляется по всему миру посылками весом от килограмма через определенные сервисы. Я беседовал с руководителями таких компаний, спрашивал, не боятся ли они, что такая доставка может стать для курьера последней. Мне честно отвечали, что посылки уже не раз взрывались. Если государство заставит такие фирмы контролировать то, что они перевозят, они, конечно, установят рентгены или какое-то другое сканирующее оборудование. Но платить за это придется потребителю за счет резкого увеличения стоимости услуг.
При ввозе в страну, рассказывает оперативник подмосковного УФСБ, таможенникам, как правило, предъявляют описание оружия и сертификат на иностранном языке, разрешающий его оборот и применение. Сертификаты иностранных государств в России не действуют. Но сотрудники таможенных органов чаще всего дают «зеленый свет». Случаев, когда на таможне оставляли образцы для проведения экспертизы и сертификации, не так много.
Бесконтрольный выстрел
Из ряда вон выходящий случай произошел несколько лет назад в Люберцах. Уроженец Ставропольского края, работавший в одной из местных строительных фирм, принимал многочисленные заказы на переделку массогабаритных макетов в боевые образцы. Этим занимался его подельник, проживавший в Пензенской области. Чтобы смягчить себе наказание, люберецкий строитель решил сотрудничать со следствием и признался, что в родной для него станице Георгиевская Ставропольского края он организовал схрон с оружием, взрывчаткой и гранатами. Для кого это предназначалось, он не сообщил, но буквально в десяти минутах езды от этой станицы находится граница Ставропольского края и Чеченской Республики. Так что боеприпасы вполне могли применяться при проведении терактов — как на Северном Кавказе, так и в других регионах страны.
— Ни один иностранный образец оружия на территории РФ не сертифицирован, продолжает Николай Мартынников. — Отечественные образцы сертификацию, как правило, проходят, но их единицы. Легальные макеты делают всего на нескольких заводах в Туле и Ижевске, причем из легких сплавов и с использованием бракованных деталей.
По данным ФСБ и МВД, в последнее время при нападениях преступники все чаще используют бывшие макеты. Сотрудники спецслужб говорят фактически о неконтролируемой продаже в России огнестрельного оружия.
Свободный рынок: за и против
Между тем в России все чаще звучат голоса сторонников свободной продажи огнестрельного оружия. Презентуя недавно свой экспертный доклад по теме «К вопросу о реформировании российского оружейного законодательства», первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин заявил, что такая мера будет дисциплинировать россиян. «Если человек не страдает психическими расстройствами, не алкоголик, не наркоман, то ему нужно дать возможность себя защитить, а у тех, кто имеет злой умысел, эта проблема давно решена, — считает Торшин. — В России высок уровень преступности, а правоохранительные органы защитить население не могут».
В докладе сенатор приводит статистику, согласно которой владельцы оружия – одни из самых законопослушных граждан. Например, в Техасе их задерживают за нарушения общественного порядка в восемь раз реже, чем невооруженных граждан.
Правила приобретения короткоствольного оружия Торшин предлагает сделать довольно жесткими. Так, справку о состоянии здоровья должны выдавать только специализированные медицинские организации при МВД. Тех же, кто выдал справку незаконно, предлагается привлекать к ответственности как соучастников преступления (в случае если оно было совершено с использованием пистолета). Возможно и введение специального налога на владение короткоствольным оружием.
Соответствующий законопроект должен быть подготовлен и вынесен на рассмотрение Госдумы до конца года. Торшин подсчитал, что продажа населению такого оружия способна приносить государственному бюджету ежегодно 200 миллиардов рублей. против этой инициативы выступили ФСБ, МВД и Общественная палата.
— Согласно Федеральному закону «Об оружии» для самообороны можно приобретать гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения: пистолеты, револьверы, бесствольное оружие с патронами травматического, газового и светозвукового действия, — напоминает Николай Мартынников. — Право на приобретение оружия дается с 18 лет по лицензии, выданной полицией. Кроме того, защищаться можно электрошокерами, баллончиками со слезоточивым газом.
— У нас почти 30 процентов заключенных отбывают наказание за бытовые преступления, так это просто драки, применение в них ножей, бутылок и прочих подручных предметов. Если к ним добавятся еще и пистолеты, это будет катастрофа, — считает собеседник «Подмосковья» в УФСБ. — К тому же наша практика показывает, что наличие оружия дает лишь иллюзию защищенности. Вооруженный человек не так бдителен и осторожен, как безоружный, и в экстремальной ситуации он зачастую не успевает применить пистолет. Опыт показывает: те, кто имеют оружие, обычно используют его во зло. Есть и другая тенденция: чем больше оружия — тем больше стреляют, чем меньше оружия и чем жестче правила его оборота — тем стреляют меньше. Когда в 1998 году правила оборота гражданского и служебного оружия были ужесточены, при общем росте количества преступлений в последующие годы количество преступлений с применением оружия резко снизилось.
Запрет на макет
Опрошенные «Подмосковьем» эксперты считают, что законодательство об оружии следует ужесточать. В частности, регламентировать, наконец, оборот массогабаритных макетов и деактивированного оружия. В условиях отсутствия четких правовых формулировок и сотрудники полиции, остановившие человека и обнаружившие у него такие предметы, и сотрудники прокуратуры, которые потом выходят с обвинением в суд, и сами судьи вынуждены принимать решения, исходя из своей субъективной оценки.
— Проблему оборота массогабаритных макетов нужно решать, а не делать вид, что ее не существует, — полагает Николай Мартынников. — Власти должны определиться, запрещать ли оборот массогабаритных макетов или разрешать. Если они все же разрешат использование такого оружия, следует ввести в законодательство понятия «массогабаритный макет» и «деактивированное оружие» и расписать требования к его обороту. Во-первых, не должно быть возможности произвести из такого оружия выстрел. Во-вторых, на нем должна быть соответствующая маркировка, чтобы оно как-то отличалось от боевого оружия. Неспециалисту трудно отличить макет от настоящего оружия, а сделать это в стрессовой ситуации, когда на человека наставляют пистолет, и вовсе невозможно. Именно так совершаются разбойные нападения и другие преступления. Нужно предусмотреть, чтобы из такого оружия невозможно было извлечь детали и механизмы для использования в качестве составных частей боевого оружия.
Взаимозаменяемых частей на макетах и деактиватах быть не должно. Конечно, умельцы найдутся — но тогда им можно предъявить обвинения по 222-й статье. Необходимо, чтобы образцы оружия, которые идут в обход системы сертификации и контроля, изымались и утилизировались, а виновные отвечали по всей строгости закона. определять, макет ли это или образец может использоваться в качестве огнестрельного оружия, должно только МВД, а не частные эксперты.
Виталий Цветков enp@oblnews.ru
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!