Раменский приборостроительный завод в эвакуации на земле Удмуртии

Раменский приборостроительный завод (РПЗ) – одно из ведущих предприятий отечественной авиационной промышленности. В его цехах…

Раменский приборостроительный завод (РПЗ) – одно из ведущих предприятий отечественной авиационной промышленности. В его цехах производят современные пилотажно-навигационные приборы, системы и комплексы для самолетов, вертолетов военной и гражданской авиации. Сегодня АО «РПЗ» входит в Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Свой день рождения в недавнем прошлом градообразующее для г.Раменское предприятие ежегодно отмечает 17 сентября.

Завод создан в 1939 году и в прошлом году РПЗ исполнилось 80 лет.

Раменский приборостроительный завод в эвакуации на земле Удмуртии

1. Завод запустили к Новому году

В Ижевск осенью 1941-го прибыло много эвакуированных в тыл предприятий. Город встретил заводчан холодным дождём и мокрым снегом. Но как только раменчане выгрузились, сразу же закипела работа: были созданы десятки погрузо-разгрузочных бригад. Трудились круглосуточно, стоя по колено в грязи: рядом с насыпью, на которой находились вагоны с оборудованием, было болото. Прошло несколько дней, и ударили сильные морозы. Многие ящики с оборудованием вмерзли в лед. Чтобы согреться и вытащить станки и их оснастку, жгли бесконечные костры.

Заводу пришлось размещаться на пяти отдаленных друг от друга и неприспособленных площадках. Сборочные цеха и технические службы располагались в сгоревшем городском театре в центре города. На мебельной фабрике разместился автоматный цех. Склады пионерского клуба оборудовали под инструментальный цех. В здании санитарной инспекции начали трудиться рабочие-гальваники.

Рабочих и служащих разместили по домам местных жителей. Запустить завод удалось уже к Новому году. В цехах работали по 12-14 часов в сутки, неустанно шёл творческий поиск заменителей материалов, резервов роста производительности труда, экономии ресурсов. Постоянно шло освоение новых изделий.

Было голодно и холодно. Рабочих в столовой кормили по карточкам – 40 г крупы, 5-10 г жиров, 600-650 г хлеба на сутки. Но этого, конечно, не хватало. Заводчане стремились увеличить помощь фронту, значительно перевыполняя плановые задания. Этому способствовало то, что на сборке были пущены семь конвейеров, позволивших резко поднять производительность труда, снизить трудоемкость.

Воспоминания о работе Раменского приборостроительного завода в эвакуации

Ветеран завода Л.М.Козинов вспоминал:

– Я пришел на завод летом 1941-го года. Уже началась война. В ту пору мне было 16 лет. Через два месяца я получил 3-й разряд сборщика. Вскоре пришел приказ Комитета обороны об эвакуации завода. Пришлось ехать с заводом и мне.

Ижевск показался городом могучим – так много было в нем промышленных предприятий, очень крупных. Город был большой, состоял в основном из частных домов. Нам, сборщикам, много досталось в конце года. Приходилось в срочном порядке выполнять не только месячный план, но и годовой, хотя у нас был большой перерыв, связанный с переездом. Но на это никто не смотрел. Выпускали мы бензомеры, маленькие двигатели для бомбосбрасывателей, тахометры, на которых работал я.

Настроение было оптимистичным. Нас не надо было о чем-то просить, уговаривать. Все мы понимали, что работаем на фронт и на Победу. Работали сверхурочно.

Четкой и слаженной работе завода на удмуртской земле во многом способствовали главный конструктор завод В.В.Медведев, начальники цехов: М.Л.Михалевич, Н.В.Свинцов, А.И.Матусевич, М.М.Бындин, Н.Ф.Матвеев, И.А.Симагин, М.С.Петрова, главный механик В.К.Новиков, главный энергетик В.К.Днепровский.

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее