25.05.2013 10:33
ИВАН ЛАЗАРЕВ. ЛАЗАРЕТ ФАЛЬКЕНАУ Из Книги памяти Московской обл. (т.22-I): «Лазарев Иван Михайлович, красноармеец….
РамСпас поиск. Возвращение
ИВАН ЛАЗАРЕВ. ЛАЗАРЕТ ФАЛЬКЕНАУ
Из Книги памяти Московской обл. (т.22-I):
«Лазарев Иван Михайлович, красноармеец. 1903 г.рождения, д.Игумново Раменского р-на Московской обл. Призван в 1941г. Раменским РВК. Пропал без вести в декабре 1941г.»
После войны, уже в 1946-м, заявление на поиск Ивана Лазарева подавала его жена, Валентина Семеновна. Жила она в д.Игумново, д.22. В анкете на розыск она указала то, что успел сообщить о себе пропавший солдат. С ее слов 9 июля 41-го мобилизованных собрали в клубе Воровского, откуда они и уходили на фронт, кто-то навсегда. Последнее письмо от мужа она получила 27 сентября 1941г. Служил Иван Лазарев санитаром в санчасти 2-го батальона 2-го стрелкового полка, п/п 932. Эта полевая почтовая станция была закреплена за 5-й дивизией народного ополчения Фрунзенского района.
В июле-сентябре 1941 ополченцы занимались строительством оборонительных рубежей. Возводили Можайскую линию обороны, затем Ржевско-Вяземский рубеж. Рыли окопы, противотанковые рвы, оборудовали ротные и взводные огневые пункты. Таким образом и учились военному делу. На боевую учебу времени практически не оставалось. Работали по 10 часов совместно с рабочими батальонами. Обращаю на это внимание, т.к. впоследствии рабочий батальон еще всплывет в судьбе Ивана Лазарева.
В конце сентября 41-го все дивизии народного ополчения были переведены на штаты стрелковых дивизий и вошли в состав действующей армии. 5-я дивизия народного ополчения стала именоваться 113-й стрелковой дивизией, а ее 2-й полк 1290-м стрелковым полком. Таким образом, к октябрю 41-го Лазарев служил в том же полку, но уже с другим номером.
Дивизия пополнилась призванными по мобилизации и к началу наступления немцев насчитывала 11501 человека. Она вошла в состав 43-й армии генерала Собенникова и заняла оборону по реке Шуица в 30 км юго-западнее Спас-Деминска в районе деревень Григорьевка, Ямное, Ясная Поляна.
2 октября 41-го началась одна из самых трагических битв для защитников Москвы. У немцев она называлась операция «Тайфун». Майор М. Е. Агапов, в то время командир артиллерийского полка дивизии, вспоминал:
«… в 6 часов утра противник открыл сильный артиллерийский и минометный огонь. Для всех стало ясно, что фашисты начали артиллерийскую подготовку, всегда предшествующую наступлению. К 10 часам артиллерия 1-го эшелона наших войск была подавлена и прекратила ответный огонь, а примерно к 11 часам фашистские войска подошли к переднему краю обороны ополченской дивизии. Открыла огонь наша артиллерия, послышались первые длинные очереди пулеметов, ружейные залпы и одиночные выстрелы. Завязался жестокий длительный бой.
…Фашисты обрушили на … дивизию силу своей военной техники. Они засыпали позиции минами и артиллерийскими снарядами. Не давая подняться, резали огнем из автоматов. Танки, двигаясь мощными колоннами, давили людей и орудия. Фашистская авиация числом до 50 самолетов, чувствуя свое абсолютное господство в воздухе, снижалась над нашими частями, покрывая все пространство пулеметными очередями и снарядами из малокалиберных пушек…».
Немцы фактически раздавили сражавшиеся дивизии 43-й армии и прорвались в тыл нашей обороны. Уже 7 октября у Вязьмы замкнулось кольцо окружения, куда попали дивизии 19-й, 20-й, 32-й армий, а также остатки дивизий 24-й армии. Несколько сотен тысяч человек.
Разбитые остатки 43-й армии также были отрезаны от своих. Они примыкали к другим частям, выходили из окружения отдельными большими и малыми группами, погибали в стычках с немцами, попадали в плен. Из 11,5 тысяч к своим вышли только 2680 человек. Попал в плен командир дивизии генерал Пресняков, а 8 октября 41-го в плену оказался и Иван Лазарев. Такая дата стоит в его карте пленного, обнаруженной в архивах.
И здесь главное. Недостаточно сведений для утверждения, что в плен попал именно тот Лазарев Иван Михайлович из Игумново, которого искала жена в 1946г. В документах на розыск и в карте пленного разные года рождения, соответственно 1903 и 1898 (10 июля). Возможно и это ошибка кого-то из писарей, а может это два полных тезки или родственника из одной деревни, но разных по возрасту. Поэтому дальнейший рассказ о том Лазареве, который погиб в плену.
Местом пленения указан Roslaw, видимо так немцы записали Рославль. Именно с этого направления они наступали на позиции 113-й дивизии. При такой массе пленных, как в вяземском котле, местом пленения указывали направления, с которого или в котором наступали немцы. На этом направлении пересыльные лагеря военнопленных были в Вязьме, Рославле, Смоленске.
Неизвестно, через какие из них прошел Лазарев. В карте пленного таких сведений нет. На оккупированной территории СССР такой учет пленных, как в Германии, не велся и, как правило, персональные карты заводились на них при пересечении границ рейха. Иногда указывали, откуда пленный поступил, но у Лазарева такой записи нет.
Здесь приходится вернуться к рабочему батальону. Дело в том, что у Лазарева местом службы указал 929-й рабочий батальон. Это также добавляет сомнений, что документы найдены на другого Лазерева из Игумново, хотя имя его жены тоже Валентина, отчества нет. К сожалению, в адресе нет номера дома, это разрешило бы проблему. Если найдутся родственники, то, возможно, будет важным и имя матери пленного Лазарева – Лукерья.
Вернемся к рабочему батальону. Можно предположить, что первоначально Лазарев попал в рабочий батальон, который впоследствии пополнил дивизию, а при пленении номер батальона и указал. С другой стороны, если это другой Лазарев, он мог с этим батальоном в плен и попасть, а может просто и это ошибка писарей, случай достаточно частый. Утверждать можно одно: если это два Лазаревых, то сгинули оба в «вяземском котле».
Персональный номер пленного «113669» Лазарев получил в лагере военнопленных stalagXIIIASulzbach-Rosenberg (Зульцбах-Розенберг, земля Бавария) и уже 25 ноября 41-го был направлен в рабочую команду 268 Резенбург. Сведений об этой рабочей команде нет. 13 июня 42-го он был направлен в резервный лазарет Резенбург. Записи в карте пленного сделаны от руки, поэтому не всегда можно с уверенностью прочитать названия населенных пунктов. О таком лазарете сведений тоже нет. Возможно, запись нужно читать как «Розенберг», недалеко от него лазарет был — в Амберге. Но эти сведения неточны.
17.07.42 Иван Лазарев был переведен в шталаг XIIIБ, а 26 сентября 1942г. умер в лазарете Фалькенау-на-Эгере, сейчас Соколов, Чехия. Скорее всего, именно с болезнью, истощением или травмой этот перевод и был связан. Вот какую информацию о лазарете выложила на Форуме поисковых движений живущая в Мюнхене Варвара Турова. Она серьезно занимается сбором информации о наших военнопленных в Германии.
Из проспекта музея в Соколове:
«…Лазарет для пленных в Соколове (ReserveLazaretfurKriegsgefangeneFalkenau) был филиалом огромного лагеря для пленных Сталаг ХIII Б …, который находился в баварском Вайдене в ведении военного округа ХШ Норимберг. Первоначально лазарет был построен как основной лагерь для советских военнопленных и подходящим местом для его устройства была выбрана освобожденная казарма 33-го Чехословацкого полка Досс Алто на месте сегодняшней улицы Витезна. Но Верховное командование немецких военных сил приказом от (OKW) 14.11.1941 определило, что советские военнопленные должны направляться в уже существующие лагеря. Таким образом, соколовская казарма превратилась в лазарет для нетрудоспособных и бессильных советских военнопленных …
… жизнь советских военнопленных была здесь невыносимой, и постепенно условия жизни в лагере напоминали скорее классический концентрационный лагерь, нежели лазарет. Обращение с военнопленными было часто грубое, поставки продуктов – ничтожные, которые с продолжающейся войной все более снижались. Это касалось также поставки лекарств и медицинского ухода. Неудивительно, что смертность в лагере была достаточно высокая. Поэтому уже в сентябре 1942 года для мертвых пленных из лазарета было построено на этом месте огромное кладбище. Наиболее частой причиной смерти пленных был туберкулез легких, тиф, воспаление легких, поносы, заражение крови, маразм и полное истощение организма…».
Освободившие лагерь 7 мая 1945г. американцы были поражены увиденным. Десятки полуживых людей и десятки трупов в морге замученных голодом людей. Причем местные жители утверждали, что об этом ничего не знали. По приказу капитана Кимбалла Ричмонда умерших пленных захоронили высокопоставленные представители тогдашнего немецкого городского самоуправления. Причем они сами выносили трупы, одевали их, грузили на телеги и вместо лошадей через весь город везли на кладбище. Рыли и засыпали могилу, укладывали умерших тоже они. Набрав в интернете «Falkenau — The Impossible», можно посмотреть снятый тогда документальный фильм об этом.
Сейчас на месте захоронения воздвигнут мемориал. В списках захороненных есть и Иван Лазарев.
Ищите своих близких!
Копии архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 8-496-46-50-330 Горбачев Александр Васильевич.
Другие материалы по поиску без вести павших на сайте http://gorbachovav.my1.ru/
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!