Разговор за кромкой поля

  Николай Фролов, человек достаточно известный в российских спортивных кругах. Долгое время он играл в…

Разговор за кромкой поля

 

Николай Фролов, человек достаточно известный в российских спортивных кругах. Долгое время он играл в футбол, выступая за различные команды мастеров, а после завершения карьеры игрока, стал одним из лучших отечественных футбольных арбитров. И, конечно, поговорить с таким человеком всегда интересно. Причем не только о футболе. Особенно, если учесть, что Николай Егорович Фролов уже много лет является постоянным читателем нашей газеты. И знакомы мы с ним достаточно давно.

 

— Николай Егорович, вся ваша жизнь самым тесным образом связана со спортом. Откуда появился такой интерес спортивным занятиям?

— Конечно, любовь к спорту прививается с детства. На мой взгляд, в советское время государство гораздо больше внимания уделяло развитию детского спорта. Все секции были бесплатными. Более того, там нам даже выдавали форму. Поездки на соревнования были также бесплатными. Само государство делало очень многое, чтобы дети занимались физкультурой и спортом. И это было частью, как сейчас принято говорить, национальной идеи. Занятие физкультурой считалось делом достойным, а тренеры, в том числе и детские, получали достойную зарплату.

Если говорить обо мне, то меня в спортивную секцию привлек мой друг. Он уже занимался баскетболом у Владимира Николаевича Королева, и однажды позвал меня с собой. Как сейчас помню, это случилось 20 мая 1965 г., мне тогда было 10 лет. Так начались мои серьезные занятия спортом. С баскетбола. Безусловно, мне и многим моим товарищам повезло, что в нашей жизни встретился такой человек, как В.Н.Королев. способный личным примером увлечь и заинтересовать ребят. И на деле показать, насколько важны занятия физкультурой. А потому вовсе не случайно многие из его учеников впоследствии связали сою жизнь со спортом.

Конечно, был в нашей жизни двор, где мы играли в теннис, в футбол, а зимой в хоккей. Были турниры «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». Но все равно, отношение к спорту раньше было несколько иное. Он был частью жизни. Помню, что уроки физкультуры в школе №4 проходили на стадионе «Сатурн» и это было правильно.

— Как вы относитесь к тому, сейчас в школах увеличено количество уроков физкультуры с двух до трех в неделю?

— Безусловно, я считаю это правильным. Ведь, как показывает статистика, современные дети уже к 10-12 годам испытывают проблемы с опорно-двигательным аппаратом и предрасположены к сердечно-сосудистым заболеваниям.  И все это от недостатка движения. Так, что идея увеличить количество уроков физкультуры в школе – это правильная идея. Проблема в другом. Это решение, принятое на государственном уровне, не подкреплено материально. Спортивные базы большинства наших школ оставляют желать лучшего, не хватает спортивного инвентаря. Более того, не хватает квалифицированных специалистов. Слишком мала зарплата учителя физкультуры. Поэтому ждать чуда не приходится.

— В последние несколько лет наши законодатели сильно-много озаботились здоровьем нации, приняв немало соответствующих законодательных актов. Но мне почему-то кажется, что это лишь создание видимости работы. Ведь, для того, чтобы сделать что-то серьезное в этом направлении, нужна целая  государственная программа, подкрепленная финансово на всех уровнях. Это должно стать частью политики, а не латанием дыр, и не набором очков в глазах начальства. Что вы думаете по этому поводу?

— Конечно, неплохо было бы, если бы государство более продуманно и комплексно подходило к решению этого вопроса. Но дело даже не в этом. Дело в том, что в нашей стране, к сожалению, многие даже очень хорошие и нужные законы попросту не выполняются. Ну, запретили у нас пить пиво в общественных местах. И что? Все равно ведь пьют. И никому до этого дела нет. Какой смысл тогда в таком законе? По специфике своей работы, мне приходится бывать в самых разных городах России и лишь в одном городе — во Владивостоке я видел, как сотрудники правоохранительных органов задержали четырех молодых людей, распивающих пиво на набережной. Так, что пока мы не научимся выполнять требования закона, жизнь в России едва ли изменится.

— Давайте поговорим, о том, что вам, наверное, все-таки ближе — о футболе. Совсем недавно, практически вся страна, обсуждала покупку ФК «Зенит» двух игроков — Халка и Витселя в общей сложности за 100 млн долларов. Каково ваше отношение к этому событию?

— Отрицательно. Нисколько не умаляю при этом достоинств этих двух футболистов. Они хорошие профессионалы в своем деле. Особенно Халк. Он звезда мирового уровня. Но при этом я считаю этот контракт скорее результатом больших личных амбиций отдельных личностей, имеющих возможность тратить  огромные суммы, нежели проявлением какой-то заботы о спортивном престиже России. Конечно, считать чужие деньги неправильно. Но если поразмышлять отвлеченно, то даже половины этой суммы хватило бы для того, чтобы, построить или расширить все спортзалы школ такого района, как наш, да еще на стадионах «Красное Знамя», «Пионер» и РПКБ положить искусственные газоны с подогревом.  Это бы принесло России куда большую пользу.

— На пользу ли отечественному футболу пошло решение об увеличении лимита легионеров на поле?

— Если рассматривать ситуацию в целом, то, безусловно, российский футбол от этого ничего не выиграет, а лишь проиграет. Из этого могут извлечь пользу лишь некоторые отдельно взятые клубы, располагающие большими финансовыми возможностями. И то только при мудром подходе, не разбрасываясь на посредственных иностранцев.  Чтобы быть кратким, скажу так, большое количество легионеров на поле не дает возможности проявить себя многим молодым талантливым футболистам, способным в будущем вырасти в больших мастеров. И очень обидно, что теряем мы их в самом золотом для роста профессионального мастерства возрасте — 19-21 года. Молодой футболист может полностью выкладываться на тренировках, но без игровой практики, причем практики на высоком уровне, КПД от его усилий будет существенно ниже. Если в советское время в нашем футболе действовал неписаный закон, при котором при прочих равных предпочтение всегда отдавалось молодому футболисту, то теперь этого нет. И большинство наших тренеров команд высшего дивизиона предпочитают выставить на игру уже готового футболиста, а не заниматься проблемами молодежи. И высокий лимит легионер им только на руку.

— А как вы относитесь к тому, что чемпионат мира по футболу 2018 г.  пройдет в России?

— Безусловно, это положительный момент для нашей страны. Прежде все, наверное, политический. Но я согласен с президентом, который считает, что это событие послужит дополнительным стимулом  молодому поколению для того, чтобы заняться спортом и, в частности, футболом. Он даже поставил это на первое место в своем недавнем интервью. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что чемпионат мира по футболу – это важнейшее международное событие, которое привлечет в Россию много гостей. В городах, где будут проходить его матчи, будут построены или реконструированы не только спортивные объекты, но обновлена, практически и вся городская инфраструктура. Когда бы еще у местной власти дошли до этого руки?

— В начале 90-х мы перестали строить светлое будущее, и с тех пор вот дружно всей страной ищем новую национальную идею, которая могла бы объединить общество. Как вы считаете, а спорт мог бы стать такой идеей?

— А почему бы, собственно говоря, и нет? Если вспомнить те времена, когда «Сатурн» поднимался из 3-го дивизиона во 2-й, потом из 2-го в 1-й,  то, как много людей ходило на нашу старую добрую трибуну. Тысяч 5-7 всегда набиралось. И не было никакого ОМОНа. Было 5 хорошо всем знакомых участковых милиционеров. А все попытки каких-то хулиганских выходок пресекались на корню самими болельщиками. А если вспомнить, как в Москве люди отстаивали огромные очереди или висели на трамваях, лишь для того, чтобы попасть на стадион и увидеть матч любимой команды. Да, тогда не было интернета и телевидение было не настолько развито как сегодня. Но мне кажется, дело не столько в этом, сколько в людях. У людей просто был другой менталитет, другое отношение к спорту и спортсменам. И почему бы нам не постараться вернуться к этому? Не очередям, естественно, а вернуть культуру в спорт. Если говорить о национальной идее, то, наверное, одного спорта для нее маловато, а вот союз спорта и культуры, этих двух вечных Золушек всех российских бюджетов, наверное, был бы в самый раз.

— Вы считаете это возможным?

— По крайней мере, хочется в это верить. Иначе нет смысла жить и работать. Я верю. И потому, когда мне недавно предложили вернуться к преподавательской деятельности в должности старшего преподавателя кафедры теории и методики футбола Московской государственной академии физической культуры, я согласился. Надеюсь, таким образом внести свою лепту в возрождение российского спорта, в том числе и массового.

Беседовал Вячеслав Щедрин

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее