Сергей Малкин и главное дело его жизни

Хочется начать с небольшого лингвистического экскурса по страницам словарей Даля, Ожегова и Ушакова. Что есть…

Хочется начать с небольшого лингвистического экскурса по страницам словарей Даля, Ожегова и Ушакова. Что есть самородок на Руси? Это может быть и драгоценный металл, и золото, и человек, «природные дарования которого проявились без воздействия образования, воспитания». «Самородок то на Руси стоит немецких философов пары» — это уже русский поэт Некрасов.

Вспомнить о самородках нас заставило знаковое событие, произошедшее 7-8 сентября в выставочном центре в Сокольниках г.Москвы. Министерство культуры России организовало первую у нас, да и в мире столь масштабную выставку «Самородки России», представленную частными музеями от Петропавловска- Камчатского до Калининграда. Вышедшая по итогам выставки книга может посоперничать по объему с двумя томами «Войны и мира» Л.Толстого. Определенно первый блин не оказался комом.

Экспозиции ста частных музеев со всей России привезли и показали в Москве на День города. На выставке побывали тысячи людей. Московская область была представлена 12-ю музеями, от Раменского района был один — домашний музей скульптур, выполненных в технике Гжели, Сергея Малкина. Его музей и магазин, выходящие фасадом на Егорьевское шоссе в районе д.Новохаритоново, знают многие. Нам тоже удалось все увидеть своими глазами.

— Сергей Валентинович, с какими впечатлениями вы приехали из Москвы?

— Поразил масштаб выставки и то, насколько она была разрекламирована для посещения всех желающих. Мы не успевали отвечать на вопросы, так много было народу в течение этих двух дней. Первая реакция: «О, Гжель, как красиво!» Вторая — просто обескураживающая: «А где она расположена, где-то за Рязанью?!» Даже для некоторых москвичей наш ответ: «В 60 км от Москвы» был неожиданным. О промысле знают, его узнают, им восхищаются, но до сих пор для многих является неожиданностью, что мы совсем рядом с Москвой.

— Как вам удалось попасть на эту выставку?

— Сам удивляюсь, заявку отправляли многие, но из всей Гжели выбрали мой музей. Вы не поверите, даже после тщательного отбора комиссией, лишь 100 музеев получили приглашение, а 300 — остались в резерве! Представляете, как много талантливых самородков, коллекционеров в России! А это значит, что будут новые выставки, поражающие своим разнообразием талантов.

— Я слышала, что к вашей экспозиции подходил министр культуры России Владимир Мединский.

— Мы располагались недалеко от одного из выходов. Когда делегация депутатов Государственной Думы, членов правительства, министерства уже собиралась покинуть выставку, министр культуры сделал неожиданный для всех шаг в нашем направлении и подошел к нам. Меня поддержать приехали глава с.п.Гжельское Галина Голинкова, председатель Палаты народных промыслов Сергей Акентьев, директор объединения «Гжель», Речицкой школы, то есть у нас была целая делегация от Гжели. Когда мы заговорили о необходимости поддержки гжельского промысла, министр сказал: «Вы не наши, музеи — да, а производство — не наше ведомство». Мы, пользуясь неформальной обстановке попросили: «Так возьмите нас!». «Надо подумать» — прозвучало в ответ. Пока он рассматривал экспозицию, мне подсказали, что его отец в Совете ветеранов, занимается ветеранским движением. На память об этой встрече мы подарили авторскую гжельскую скульптурку Юрия Гаранина под названием «На Берлин». Мне показалось, что она ему очень понравилась.

— Как говорят на Востоке «даже соприкосновение рукава — не случайны». Возможно, эта выставка станет началом какого-то нового этапа для Гжели. Кстати, по данным, собранным покойным Виктором Логиновым, в нынешнем году Гжельскому промыслу исполняется 680 лет. Чем не новая точка отсчета?

Хочется в это верить. Я поддерживаю все, что делается для создания туристического кластера в Гжели. Но нужно быть реалистами, для воплощения идеи нужны огромные средства. А начать надо с малого — на четырех ж/д станцих Гжельского куста установить туалеты, сделать дороги, организовать транспорт. А показать нам есть что. Семь музеев и выставочных залов уже сейчас готовы принять посетителей.

— Это первая ваша выездная выставка?

— Нет, я дважды выставлялся в Раменском, в КДЦ «Сатурне». Выставка — дело приятное, престижное, но и достаточно хлопотное: надо все отобрать по авторам, по тематике. Я до сих пор не разобрал привезенное из Москвы, мысленно все еще там, продолжаю анализировать впечатления.

— А какие еще музеи привезли в Москву?

— Был музей утюга, мыши, козла, спичек, самовара — просто поражаешься разнообразию увлечений людей, которые занимаются собирательством зачастую в свободное от работы время. Я взял автографы и координаты практически у всех участников выставки. Я ведь еще и вице президент межрегионального Союза коллекционеров.

— Интересно быть собирателем?

— Очень! Я начал, как и многие, в 80-е годы собирать гжельские фигурки, так по мелочи. Потом познакомился с некоторыми гжельскими художниками, которые стали привозить мне свои скульптурки. Когда я в 45 лет, отслужив в милиции, ушел на пенсию, решил, что пора открывать магазин. В начале 2-тысячных интерес к Гжели был огромный. Я помню, в 2010 г. мы впускали в магазин, музей строго по 5 человек. Приезжали на больших туристических автобусах.

Сейчас у меня работы 40 художников, порядка 100 работ Геннадия Васильевича Денисова, знаменитого гжельского художника, лауреата государственной премии, увы, ныне покойного. В этом году я в соавторстве выпустил книгу в память о нем.

К сожалению, надо сказать, что всем авторам, с которыми я сотрудничаю, уже за 50, мало молодых художников. Все надежды на выпускников университета, которые бы смогли продолжить традиции Гжели. Но по большому счету, начинать надо со школы. Вот буквально сегодня у меня встреча с юными коллекционерами. Вы не представляете, сколько азарта, интереса, глубокого знания у юных коллекционеров! Вкус, любовь к прекрасному, родному — все воспитывается с детства.

— Мечтали ли вы когда-нибудь оказаться в Книге рекордов?

— Никогда! Тем приятнее, что в 2018 г. я попал в Книгу рекордов России. В дипломе было написано: «За самую большую коллекцию экспонатов в технике Гжели — 3545». Сейчас их уже около 4 тысяч.

— На мой взгляд, коллекция очень интересна не только своими работами, но и названиями, сделанными самими авторами: Матрешка и Матрен, Крыса-вахтер, Коза-модница, Бык с шарфиком, Дед Морозик 1 января… Наслаждение ходить, смотреть, читать. Что еще не сбылось? О чем мечтаете для себя, для своего домашнего музея?

— Район помогает гжельским художникам, уже прошла ни одна выставка в Раменском историко-художественном музее. Тематическая или авторская выставка — это здорово, но для частного домашнего музея нужны площади. Не хватает места, чтобы все выставить красиво по авторам, по тематике, растут запасники. По моим скромным подсчетам нужно около 700 кв.м. Я с большой надеждой смотрю на Палату народных промыслов, Сергей Акентьев обещал помочь с помещением. На сегодня — это главное!

Я собираю работы гжельских мастеров для того, чтобы люди смогли увидеть эту красоту.

Ирина Никитина

Фото Дмитрия Юханова

2019 год

Поделиться:

Просмотров: 266

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее